Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 12 мая 2014 г. N 123-18.1/14
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
<_> - начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
<_> - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
в присутствии:
от Заказчика: <_> (доверенность N ДОВ/54073/15 от 29.04.2015), <_> (доверенность N 55/15 от 10.03.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Тюменские аэрозоли" на действия Заказчика - ООО "Башэнергонефть" при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: "Репелленты" (извещение N БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Тюменские аэрозоли" на действия Заказчика - ООО "Башэнергонефть" при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: "Репелленты" (извещение N БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015).
Заявитель считает, что при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: "Репелленты" (извещение N БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015), Заказчиком неправомерно недопущено к участию в закупке ООО "Тюменские аэрозоли", кроме того, установленное в закупочной документации требование о наличии сертификата соответствия ТР ТС 019/2011 ограничивает конкуренцию, т.к. данное требование является не исполнимым.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 08.05.2015 исх. N 1814.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалобы N 124-18.1/15 на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.ч 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, ФЗ-223 ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ООО "Башэнергонефть" разработано Положение о закупках, которое утверждено решением единственного участника ООО "Башэнергонефть" - ОАО АНК "Башнефть" и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность предприятия, в котором содержатся требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
12.03.2015 Заказчиком - ООО "Башэнергонефть" на сайте www.b2b-center.ru размещено извещение N БЭН/54-0128/1-15 о проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: "Репелленты". Начальная (максимальная) цена договора - 266 632,80 руб.
Таблицей 1 Документации о закупке предусмотрен перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе требования о предоставлении справки из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и сертификата соответствия ТР ТС 019/2011.
Желая принять участие в данной закупке, ООО "Тюменские аэрозоли" подало заявку на участие в запросе котировок цен в электронной форме на поставку продукции: "Репелленты", предложив продукцию по цене 192063, 58 руб.
Согласно Протоколу N 28 от 07.04.2015 "Рассмотрения заявок участников" на участие в запросе котировок цен в электронной форме на поставку продукции: "Репелленты" подано 7 заявок от следующих участников: ООО "Тюменские аэрозоли", ООО "ТД Спецтехснаб", ООО ТД "РОСТ", ООО "Ивановская текстильная компания", ООО "СпецКомплект", ООО "ПК "Уралстройинвест" и ЗАО ТД "Восток-Сервис-Уфа".
На основании п.п. 5.5 Положения о закупках ООО "Башэнергонефть" Заказчиком принято решение отправить участникам закупки запрос о предоставлении недостающих документов и сведений.
В п. 1 протокола N 28 от 07.04.2015 "Рассмотрения заявок участников" указано, что ООО "Тюменские аэрозоли" отправлен запрос о предоставлении справки из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и сертификата соответствия ТР ТС 019/2011.
Как указывает Заявитель, в соответствии с полученным запросом ООО "Тюменские аэрозоли" представило через торговую площадку системы b2b-center запрашиваемые Заказчиком документы и сведения.
Согласно Протоколу N 33 от 23.04.2015 "Рассмотрения заявок участников"
ООО "Тюменские аэрозоли" отказано в допуске к участию в закупке по причинам несоответствия предложения участника критериям допуска, а именно:
1) не представлена справка из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
2) представленный сертификат не соответствует ТР ТС 019/2011.
Между тем, анализируя заявку ООО "Тюменские аэрозоли", Комиссия Башкортостанского УФАС России отмечает наличие справки из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Заказчиком данный факт подтвержден и не оспорен.
Таким образом, довод Заявителя в части необоснованного недопуска к участию в закупке по причине отсутствия справки из банка, Комиссия считает состоятельным.
Кроме того, заявка ООО "Тюменские аэрозоли" содержит сертификат соответствия N 0909078. Как указывает Заявитель, сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 представить невозможно, между тем, представленный сертификат N 0909078 аналогичен сертификату соответствия ТР ТС 019/2011.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовы- ми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Указанное в закупочной документации требование о наличии сертификата соответствия ТР ТС 019/2011, не нарушает запретов, предусмотренных Законом N 223-ФЗ, и направлено на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика и не противоречат положениям части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, из положений которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Сам по себе факт установления данного требования, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку в соответствии с представленными документами, на участие в конкурсе было подано 7 заявок.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованности в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников конкурса.
Кроме того, для целей применения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольному органу недостаточно установить, что заказчиком, действующем в рамках Закона N 223-ФЗ, выбран товар определенного производителя, а необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции. Более того, Заявителем в рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что действия Заказчика привели к нарушению основополагающих принципов закупки, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Указанное требование, в части наличия сертификата соответствия ТР ТС 019/2011, не влечет за собой ограничение количества участников, а также не представлено доказательств того, что это привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что позволило бы квалифицировать действия заказчика, как нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Доказательства, свидетельствующие о том, что вышеуказанное требование, создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия заказчика, направлены на ограничение количества участников, заявителем также не представлены.
Согласно п. 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты"), до-кументы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установ-ленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продук-ции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - Регламент), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их дей-ствия, но не позднее 15 февраля 2014 года. Указанные документы, выданные или приня-тые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до оконча-ния срока их действия.
Предлагаемая продукция (Репелленты) относящаяся к "Средствам индивидуальной защиты дерматологическим" согласно п.9 Приложения 2. Регламента подпадает к типам средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие регламента п.8 Приложения 1. Регламента и подлежит сертификации согласно п.42 Приложения 4. Ре-гламента.
Средства индивидуальной защиты дерматологические входят в список средств инди-видуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при вы-пуске в обращение на территории государств - членов таможенного союза п.8 Приложе-ние 5. Регламента.
Кроме того, Комиссия Башкортостанского УФАС России отмечает, что допущенным участником ООО "Ивановская текстильная компания" данный доку-мент - Сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 был предоставлен.
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного Комиссия, изучив нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемые вопросы, установленные на заседании Комиссии обстоятельства, непосредственно касающиеся предмета настоящей жалобы, пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы.
Учитывая, что заявка ООО "Тюменские аэрозоли" по причине непредставления сертификата соответствия ТР ТС 019/2011 была отклонена правомерно, Комиссия приняла решение предписание не выдавать.
Согласно ч. 3 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 4, частью 20 статьи 18.1, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
Признать жалобу ООО "Тюменские аэрозоли" на действия Заказчика - ООО "Башэнергонефть" при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: "Репелленты" (извещение N БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015), обоснованной.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 мая 2014 г. N 123-18.1/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016