Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 6 мая 2015 г. N 3-01/16-2015
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_>- руководитель управления.
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 3-01/16-2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агентство Микрофинансирования" (440000, г. Пенза, ул. Московская, д. 29, ИНН 5836642803; далее - ООО "Агентство Микрофинансирования") по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Агентство Микрофинансирования", представитель по доверенности от 22.04.2015 N157 <_>
в отсутствие:
заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Ж<_> (440046, г. Пенза, ул. <_> <_> ИНН <_> далее - ИП Ж<_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Пензенского УФАС России установлено следующее.
В городе Пензе в апреле 2015 года на фасаде здания "Гостиный двор" по адресу ул. Московская д.91 - 93 - 95, на уровне третьего этажа со стороны улицы Бакунина размещена информация следующего содержания: "Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219" с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 14.04.2015 по факту распространения рекламы финансовых услуг, размещенной в городе Пензе, ул. Московская д.91 - 93 - 95, возбуждено дело N 3-01/16-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 27.04.2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Агентство Микрофинансирования".
Из объяснений ООО "Агентство Микрофинансирования", представленных в антимонопольный орган письмом от 23.04.2015 N 1577, а также данных на рассмотрении дела 27.04.2015 следует, что 01.10.2011 между ИП Жулябиным С.А. и ООО "Агентство Микрофинансирования" был заключен договор, предметом которого является, размещение информационного материала на фасаде нежилого здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Московская, 91 - 93 - 95, со стороны улицы Бакунина. В соответствии с указанным договором 01.12.2013 на фасаде здания "Гостиный двор" был размещен баннер с информацией: "Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219".
На рассмотрении дела представитель ООО "Агентство Микрофинансирования" согласилась с тем, что на фасаде здания "Гостиный двор" размещена реклама с информацией о предоставлении финансовой услуги (займа), без указания наименования лица, оказывающего эти услуги.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В городе Пензе в апреле 2015 года на фасаде здания "Гостиный двор" по адресу ул. Московская д.91 - 93 - 95, на уровне третьего этажа со стороны улицы Бакунина размещена информация (с использованием баннера) следующего содержания: "Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219" с признаками нарушения законодательства о рекламе.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Информация, размещенная на фасаде здания "Гостиный двор" с содержанием: "Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Общие требования к рекламе установлены в статьей 5 ФЗ "О рекламе", в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В ходе рассмотрения дела установлено, что к основным видам деятельности ООО "Агентство Микрофинансирования" относятся: представление физическим лицам заемных денежных средств на потребительском рынке; микрофинансирование, привлечение денежных средств физических лиц в качестве вкладов; финансовое посредничество.
Таким образом, ООО "Агентство Микрофинансирования" является финансовой организацией, рекламирующей в рассматриваемом случае финансовую услугу по предоставлению займов.
Реклама ООО "Агентство Микрофинансирования" о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ "О рекламе", устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ "О рекламе" следует, что требование статьи 28 этого Закона следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Поскольку в рекламе указана финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к данной услуге. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Согласно части 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В рассматриваемой рекламе не содержится наименование юридического лица, оказывающего финансовые услуги.
Учитывая изложенное, в рекламе нарушаются требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Агентство Микрофинансирования" (ИНН 5836642803), что подтверждается договором от 01.10.2011, заключенным с ИП Жулябиным С.А.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Агентство Микрофинансирования" нарушило требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе.
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" ООО "Агентство Микрофинансирования" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219", распространяемую ООО "Агентство Микрофинансирования" в городе Пензе по адресу ул. Московская д.91 - 93 - 95 как нарушающую требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Агентство Микрофинансирования" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 6 мая 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 6 мая 2015 г. N 3-01/16-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016