Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
N Р14/52 (опубликовано 27 мая 2014 г.)
Резолютивная часть объявлена 13.05.2014 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Поткина И.В.
|
-заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
Огнева Е.Н. Шишова.Н.Н. |
- ведущий специалист-эксперт; - ведущий специалист-эксперт, |
рассмотрев дело N Р14/52 по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Галерея суши",
в присутствии законного представителя ООО "Белое Солнце-Тюмень" - генерального директора "_" (протокол общего собрания участников N2 от 08.12.2010, предъявлен паспорт гражданина РФ), установила:
Прокуратурой Тюменской области в адрес Тюменского УФАС России для оценки на соответствие законодательству о рекламе был направлен рекламный буклет "Галерея суши" с размещением на первом листе женского образа, с приложенным к губам пальцем, и надписью "Галерея суши Знаем, что ты хочешь, 23 РАЗА СМОГЛА заказать суши" (вх. от 20.01.2014 N328).
Определением от 18.03.2014 г. N Р14/52-01 возбуждено дело N Р14/52 в отношении ООО "Белое Солнце - Тюмень" (далее также - Общество) по признакам нарушения законодательства о рекламе.
ООО "Белое Солнце - Тюмень" на дальнейшие заседания комиссии представлены документы на производство и распространение обозначенной рекламы и пояснения, из которых следует, что какие либо негативные сведения в рассматриваемой рекламе отсутствуют.
На рассмотрении дела законный представитель Общества пояснил, что рассматриваемый рекламный буклет распространялся в декабре 2013 года службой доставки путем вкладывания в упаковку продукции, заказываемой потребителями.
Комиссия, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителя ООО "Белое Солнце Тюмень", пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, рассматриваемая информация, размещенная на буклете, является рекламой, в которой объектом рекламирования является предприятие общественного питания "Галерея суши" и его продукция.
На первой станице буклета содержится изображение лежащей девушки с обнаженными плечами с приложенным к губам пальцем, надписи "Галерея суши Знаем, что ты хочешь. Я 23 РАЗА СМОГЛА заказать суши".
Использование в совокупности описанного образа девушки с выделенным графически слоганом "Я 23 раза смогла" (слова "заказать суши" намеренно указаны намного меньшим шрифтом), текста "Знаем, что ты хочешь" свидетельствуют о намеренном использовании в рассматриваемой рекламе образа молодой девушки как объект сексуального вожделения, образа, эксплуатирующего интерес к сексу. Отсюда реклама приобретает фривольный смысл (не вполне пристойный, легкомысленный, нескромный)
В соответствии с данными "Словаря русского языка в четырех томах" под ред. Евгеньевой А.П., том 3 (М.:Русский язык, 1986) слово непристойный имеет значение "крайне неприличный, предосудительный; относящийся к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто (к отношению полов, к физиологическим отправлениям организма)".
Способ размещение данной рекламы предполагает неограниченный круг потребителей рекламы. Это ведет к тому, что невольными потребителями данной рекламы могут стать дети и граждане, для которых в силу религиозных, философских, политических убеждений указанное изображение с используемым текстом являются оскорбительным.
В силу требований п. 1 ст. 14 Федерального закона от 03.07.1999 N 31 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ребенок должен быть защищен от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Использование в рекламе описанного образа может негативно влиять на формирование образа женщины у детей. Эти представления являются одними из базовых для заключения психологов о нормальном психическом развитии ребенка. Таким образом, рассматриваемая реклама не отвечает общепринятым нормам морали и нравственности и может оказать негативное влияние на развитие ребенка.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
При квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение специалиста имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении непристойных и оскорбительных образов в рекламе. Из имеющихся в материалах дела заключения специалиста-эксперта от 27.02.2014 г. (вх.N1743 от 07.032014г.) следует, что реклама воспринимается потенциальными потребителями мужского и женского пола как провоцирующая, порождающая смысловую неоднозначность. Непристойность рекламе придает сексуальный подтекст, переданный посредством образа молодой яркой красивой раскрепощенной сексуальной женщины с приложенным к губам пальцем, что в русской культуре расценивается как знак секретности сообщения, запрета, связанного с наслаждением, чувственностью, изобилием, подтвержденный вербально заголовком ("23 раза смогла заказать суши") и слоганом ("Знаем, что ты хочешь!"), усиленный графически (порядком размещения информации, размером и цветом шрифта).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что данная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
На рассмотрение дела на запрос Тюменского УФАС России о предоставлении документов на производство рассматриваемой рекламы представлена копия договора подряда N214/13 на изготовление полиграфической продукции, согласно которому ООО "Белое Солнце - Тюмень" заказало печать бланков тиражом 5000 шт., исходная информация для которых предоставлена заказчиком.
Права на использование концепции и графической айдентики бренда "Галерея суши" приобретены ООО "Белое Солнце - Тюмень" по соглашению от 13.07.2013 года N1 о передаче авторских прав во временное пользование за плату. Срок действия указанного соглашения согласно пункту 4 - до 01.07.2018 года.
Таким образом, материалы дела и пояснения законного представителя Общества свидетельствуют о том, что рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "Белое Солнце - Тюмень" (адрес местонахождения: 625000, г.Тюмень, ул.30 лет Победы, 132/1).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную ООО "Белое Солнце- Тюмень" на рекламных буклетах с использованием женского образа, с приложенным к губам пальцем, и надписью "Галерея суши Знаем, что ты хочешь, 23 РАЗА СМОГЛА заказать суши", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения обозначенной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30.05.2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии И.В. Поткина
Члены комиссии Е.Н. Огнева
Н.Н. Шишов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области N Р14/52 (опубликовано 27 мая 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016