Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 27 мая 2014 г. N А3-1/14
Резолютивная часть решения оглашена "13" мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "27" мая 2014 г.
г.Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области) по рассмотрению дела NА3-1/14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее также - Комиссия) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,
специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,
в присутствии представителя ответчика по делу <_>
рассмотрев дело NА3-1/14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Никифоровское жилищно-коммунальное хозяйство" (393000, Тамбовская область, Дмитриевка рабочий (заводской) поселок, Большая Советская улица, ИНН 6811006597) (далее - ООО "НЖКХ") части 1, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Тамбовское УФАС России 18.11.2013 поступило заявление ИП <_> о нарушении ООО "НЖКХ" требования антимонопольного законодательства, что выражается в прекращении подачи заявителю тепловой энергии.
По результатам рассмотрения заявления 18.08.2013 возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела представитель ответчика по делу сообщил, что подача тепловой энергии была прекращена в связи с тем, что 30.06.2013 истек срок действия договора теплоснабжения. Предложение о заключении нового договора в адрес заявителя не направлялись, поскольку в связи с полным переходом граждан и муниципальных объектов на индивидуальное отопление поставка теплоэнергии на запрудный район р.п. Дмитриевка стало экономически не рентабельным.
Администрация Дмитриевского поссовета представила объяснения, в которых сообщила, что отключение объекта заявителя было проведено в связи с ликвидацией теплотрассы, т.к. все административные здания, подключенные к данной системе, были переведены на индивидуальные газовые котельные, в т.ч. и комплекс зданий, в котором находятся помещения, принадлежащие ИП <_>
Также в ходе рассмотрения дела заслушивался представитель ООО "Бастион", который пояснил, что согласования вывода из эксплуатации тепловых сетей не было. Вывод сетей из эксплуатации осуществляем своими силами. Уведомляли ООО "Никифоровское ЖКХ" устно, а также 24.09.2014 было заключено дополнительное соглашение о сокращении протяженности сетей.
Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу ч.5 ст.5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.
Между ООО "НЖКХ" и ООО "Бастион" 01.10.2012 заключен договор аренды недвижимого имущества, согласно которому арендатор взял в пользование тепловые сети на территории р.п.Дмитриевка протяженностью 5 044,66-м, в т.ч. сети теплоснабжения, к которым подключены энергопринимающие объекты заявителя (по адресу пл.Ленина, 9). Срок действия договора истек 31.08.2013, а 01.09.2013 был заключен новый договор, предметом которого являлись те же самые сети и с той же протяженностью.
ООО "НЖКХ" осуществляет деятельность по передаче и реализации теплоэнергии на территории Никифоровского района Тамбовской области по тарифам, утвержденным приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.02.2013 N 25-т (на 2013 год).
Таким образом, ООО "НЖКХ" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии по сетям и занимает доминирующее положение на соответствующем рынке в границах своих сетей на территории р.п.Дмитриевка Никифоровского района.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссия считает, что данный запрет ответчиком по делу был нарушен.
Так, заявитель владеет на праве собственности (свидетельство о регистрации права от 19.01.2012 N68-АБ 412592) помещениями на первом этаже здания, располагающегося по адресу: Никифоровский р-н, р.п.Дмитриевка, пл.Ленина, 9 (номера в поэтажном плане 10, 11, 13-21).
В целях обеспечения отопления объектов по адресу р.п.Дмитриевка, пл.Ленина, 9 между ИП <_> и ООО "Никифоровское ЖКХ" 01.10.2012 заключен договор теплоснабжения N35/т-12 (доставка теплоносителя до заявителя осуществлялась через сети, находящиеся в пользовании ООО "НЖКХ" на основании вышеупомянутого договора аренды с ООО "Бастион").
Согласно пункту 1.1 указанного договора теплоснабжающая организация обязалась подавать заявителю тепловую энергию. Срок действия договора определен в п. 7.1 договора: с 01.10.2012 по 30.06.2013 (9 месяцев).
То обстоятельство, что первоначально установленный в договоре срок истек 30.06.2013, не освобождало теплоснабжающую организацию от исполнения договорных обязательств ввиду следующего.
В соответствии с п.2 ст.540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
ООО "НЖКХ" письмом (вх. от 19.02.2014 N1185) сообщило, что ИП <_> не был уведомлен в письменной форме о прекращении действия договора теплоснабжения.
Представитель заявителя также сообщил, что ИП <_> не был уведомлен теплоснабжающей организацией о прекращении действия договора теплоснабжения.
С учетом изложенного, действие договора на основании вышеназванной нормы было продлено еще на 9 месяцев (до 31.03.2014).
Несмотря на изложенное, ООО "Никифоровское ЖКХ" считало, что после 30.06.2013 его обязательства перед заявителем истекли и с началом отопительного сезона не приступило к исполнению своих договорных обязательств по отоплению помещений заявителя.
Более того, 20.09.2013 ООО "НЖКХ" и ООО "Бастион" заключили дополнительное соглашение к договору аренды тепловых сетей от 01.09.2013, которым теплоснабжающая организация отказалась от аренды части тепловых сетей, в т.ч. тех, к которым технологически присоединен заявитель.
Таким образом, несмотря на имеющиеся обязательства по теплоснабжению объектов заявителя, ООО "НЖКХ" предприняло действия, исключившие возможность продолжать оказание соответствующих услуг.
ИП <_> письмом от 24.10.2013 N374 обратился в ООО "НЖКХ" с просьбой на основании договора теплоснабжения подать теплоноситель по адресу: р.п.Дмитриевка, пл.Ленина, 9, что также подтверждает тот факт, что заявитель считал договор теплоснабжения действующим.
Таким образом, ООО "НЖКХ" в отсутствие правовых оснований уклонилось от выполнения договорных обязательств, чем допустило ущемление интересов заявителя.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области письмом от 30.10.2013 N02-18/1407 (т.е. уже после начала отопительного сезона) довела до сведения заявителя, что в связи с переводом на газовое отопление гостиницы "Колос", находящейся в муниципальной собственности Дмитриевского поссовета, помещение, в котором располагается аптека заявителя, будет отключено от центрального отопления.
ООО "НЖКХ" в свою очередь письмом (вх. от 07.04.2014 N2433) сообщило, что оно заявителя в письменной форме об отключении от отопления его помещений не уведомляло, ни с ним, ни с Администрацией вывод сетей из эксплуатации не был согласовыван. Доводы ответчика по делу об устном уведомлении заявителя отклоняются Комиссией Тамбовского УФАС России как недоказанные. Представитель заявителя пояснил, что никаких уведомлений не производилось.
Одновременно, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что ООО "НЖКХ" осуществило уведомление об отключении других потребителей услуги теплоснабжения: МОМВД РФ "Мичуринский" (исх. от 02.07.2013 N189), ООО "Видеокон" (исх. от 21.05.2013 N140), филиал ОАО "ИД "Мичуринск" редакция газеты "Знамя" (исх. от 02.07.2013 N188), ООО "Дмитриевская управляющая компания" (исх. от 02.07.2013 N192).
Таким образом, в данном случае имеется неравное (ущемляющее права заявителя) отношение к потребителям теплоэнергии.
Также, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила).
Пунктом 14 Правил определено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.
При этом, согласно п.17 Правил для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения.
В данном случае, ООО "НЖКХ" не производило согласование вывода из эксплуатации тепловых сетей с упомянутыми выше потребителями (в т.ч. с ИП <_>), чем нарушило указанные нормы Правил.
Таким образом, ООО "НЖКХ" своими действиями по неисполнению договора теплоснабжения от 01.10.2013 N35/т-12, неуведомлению заявителя об отказе от исполнения договорных обязательств, несогласовании с заявителем вывода из эксплуатации тепловых сетей ущемило права ИП <_> чем нарушило запрет ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ООО "Никифоровское ЖКХ" нарушившим требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов ИП <_> что выразилось в нарушении порядка согласования с потребителем вывода из эксплуатации сетей теплоснабжения и в неисполнении договорных обязательств по поставке тепловой энергии.
2. В связи с тем, что в настоящее время отсутствует возможность восстановления нарушенных прав заявителя, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина |
|
|
|
К.И. Мурзин |
|
|
|
К.С. Кузнецова |
|
|
|
Л.А. Баченина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 мая 2014 г. N А3-1/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016