Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 17 июля 2012 г. N 05-03/12-Т43
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя комиссии - Чечениной Светланы Адольфовны, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов комиссии:
Калитиной Наталии Александровны - начальника отдела контроля размещения государственного заказа;
Савенок Кристины Анатольевны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа,
при участии представителя ФГУП "РосРАО" в лице Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" - <Р.> (по доверенности от 16.07.2012 года),
при участии не уполномоченных на представление интересов юридических лиц должным образом: <П.> (представлена доверенность с истекшим сроком действия и без права представления интересов ФГУП "РосРАО" в административных органах), <К.> (учредителя ООО "Нега", без представления доверенности),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "Нега" на действия Закупочной комиссии и государственного заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", от имени и в интересах которого действовал филиал - Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" (далее - Организатор закупки), при осуществлении процедуры закупки в форме открытого запроса цен в электронной форме "на поставку технических жидкостей, смазочных материалов и масел", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 09 июля 2012 года поступила переданная по подведомственности ФАС России жалоба ООО "Нега" (далее - Заявитель) на действия Закупочной комиссии и государственного заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", от имени и в интересах которого действовал филиал - Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" (далее - Организатор закупки), при осуществлении процедуры закупки в форме открытого запроса цен в электронной форме "на поставку технических жидкостей, смазочных материалов и масел", номер закупки Z015078 (далее - Запрос цен).
Из содержания жалобы следует, что ООО "Нега" подало заявку на участие в процедуре Запроса цен. Вместе с тем, заявка юридического лица была отклонена по причине несоответствия представленного участником предложения требованиям, указанным в извещении о проведении Запроса цен.
ООО "Нега" полагает, что поданная им заявка полностью соответствует требованиям извещения о проведении Запроса цен. Кроме того, подчеркивает Заявитель, пакет документов, представленный им на участие в Запросе цен, идентичен документам, представленным ранее на участие в аналогичном открытом запросе цен в электронной форме N Z014342.
Присутствующий на заседании Комиссии Мурманского УФАС представитель Организатора закупки пояснил, что пунктом 4.4 извещения о проведении Запроса цен установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника запроса цен заключение договора или предоставление обеспечения заявки, обеспечения договора являются крупной сделкой, либо письмо о том, что данная сделка для участника не является крупной.
ООО "Нега" в составе заявки представлено решение N 6 от 23 апреля 2012 года единственного учредителя ООО "Нега", в котором указано, что "сделка с СЗЦ "Сев РАО" - филиал "РосРАО" на поставку лако-красочной продукции не является для ООО "Нега" крупной и не является сделкой с заинтересованностью". Однако извещением о Запросе цен требовалось представить письмо, согласно которому сделка на поставку технических жидкостей, смазочных материалов и масел с заказчиком - ФГУП "РосРАО" не является для ООО "Нега" крупной.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения представителя Организатора закупки, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными унитарными предприятиями закрепляет Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках определено, что положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о размещении заказов, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно пунктам 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 8 Закона о закупках определено, что до 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на сайте заказчика.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года N 662 "О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлено, что положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте подлежат размещению на данном сайте с 1 октября 2012 года.
Из существа дела следует, что 26 июня 2012 года на сайте www.zakupki.rosatom.ru размещено извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме "на поставку технических жидкостей, смазочных материалов и масел" (далее - Извещение). Реестровый номер закупки 120621/2903/052.
Заказчик: Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (ФГУП "РосРАО"), в лице филиала - Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО".
Начальная (максимальная) цена договора: 1 925 848,25 рублей.
Согласно пункту 3.1 Извещения, процедура закупки проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Госкорпорации (далее - Положение о закупках).
Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" утвержден решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07 февраля 2012 N 37.
Приказом врио генерального директора ФГУП "РосРАО" N 110 ОТ 07.03.2012 года определено, что во исполнении положений Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности в федеральном государственном унитарном предприятии "Предприятии по обращению с радиоактивными отходам "РосРАО" руководствоваться Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупках) Госкорпорации "Росатом".
Согласно пункту 1.1.126 Положения о закупках, запрос цен является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения, назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке (если составлялась с учетом положений п.20.3) и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора.
Пунктом 1.1.622 Положения о закупках определено, что во исполнение п.20.3 документация по запросу цен должна требовать предоставления в составе заявки следующей информации и документов, подтверждающих соответствие участника обязательным требованиям: решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника запроса цен заключение договора или предоставление обеспечения заявки, обеспечения договора являются крупной сделкой, либо письмо о том, что данная сделка для участника не является крупной.
Данное требование установлено Организатором торгов в пункте 4.4 Извещения.
В соответствии с пунктом 1.1.637 Положения о закупках, закупочная комиссия начинает рассмотрение заявок после истечения срока их подачи. При этом, как предусмотрено пунктом 1.1.638 Положения о закупках, рассмотрение заявок на участие в запросе цен осуществляется в порядке, указанном в подразделах 14.8 и 14.9 (с учетом особенностей, установленных п.20.7); оценочная стадия рассмотрения проводится в порядке, указанном в п.20.7.
Пунктом 1.1.396 Положения о закупках определено, что по итогам отборочной стадии конкурсная комиссия на своем заседании в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в конкурсе либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в конкурсной документации, по следующим основаниям:
1) несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредоставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено конкурсной документацией согласно п.14.3), содержанию и оформлению, а также если заявка не прошита, в т.ч. в порядке согласно п.14.7;
2) предоставление участником в составе заявки недостоверных сведений;
3) несоответствие участника конкурса требованиям конкурсной документации;
4) несоответствие субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) требованиям конкурсной документации, если они были установлены;
5) несоответствие продукции и (или) договорных условий, указанных в заявке на участие в конкурсе, требованиям конкурсной документации;
6) несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения (за исключением случая отсутствия в составе заявки документа, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве залога на расчетный счет организатора конкура (п.14.8), при условии, что денежные средства в требуемом объеме были своевременно получены организатором).
Согласно пункту 1.1.398 Положения о закупках, конкурсная комиссия ведет протокол по рассмотрению заявок на отборочной стадии. Протокол должен содержать сведения:
1) наименование и реквизиты конкурса;
2) начальную (максимальную) цену договора (если устанавливалась);
3) из протокола вскрытия конвертов (п.14.7) - перечень участников конкурса, подавших заявки, и цены таких заявок;
4) решение о допуске участника к конкурсу либо об отказе ему в допуске с указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует участник конкурса или его заявка, а также самих несоответствующих положений такой заявки;
5) о результатах голосования членов конкурсной комиссии, принявших участие в голосовании;
6) если по результатам рассмотрения заявок только один участник конкурса (в т.ч. участник, подавший единственную заявку согласно п.14.6) и поданная им заявка были признаны соответствующими условиям конкурса, в указанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся по основаниям, предусмотренным в п.13.5 и (или) 13.5, а также указываются рекомендации заказчику по дальнейшим действиям;
7) если по результатам рассмотрения заявок ни один из участников и (или) поданные ими заявки не были признаны соответствующими условиям конкурса, в указанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся по основанию, предусмотренному п.13.5.
Из материалов дела следует, что рассмотрение и оценка заявок на участие в Запросе цен осуществлялась Закупочной комиссией в составе: <Е.> <Р.> <П.> <А.> <М.>
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе цен оформлены протоколом N Z015078 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок цен в электронной форме "поставка технических жидкостей, смазочных материалов и масел" (далее - Протокол).
Согласно пункту 7 Протокола, ООО "Нега" отказано в допуске к участию в Запросе цен со ссылкой на "несоответствие представленного предложения требованиям, указанных в Извещении (п. 4 Извещения). В чем конкретно выразилось несоответствие представленного ООО "Нега" предложения в Протоколе Закупочной комиссией не указано.
Согласно пояснениям представителя Организатора закупки, ООО "Нега" было отказано в допуске к участию в Запросе цен по причине непредставления письма о том, что данная сделка для участника не является крупной.
Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав содержание заявки ООО "Нега", приходит к выводу об отсутствии в составе заявки юридического лица письма о том, что сделка с заказчиком - ФГУП "РосРАО" (СЗЦ "СевРАО" является филиалом юридического лица, действует от его имени и в его интересах) "на поставку технических жидкостей, смазочных материалов и масел" не является для ООО "Нега" крупной. Из представленного письма следует, что сделка с филиалом юридического лица - СЗЦ "Сев РАО" на поставку лако-красочной продукции не является для ООО "Нега" крупной.
Таким образом, в действиях Закупочной комиссии в рассматриваемой части отсутствуют нарушения Закона о закупках, Положения о закупках и Извещения. Следовательно, жалоба ООО "Нега" признается необоснованной.
Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссией Мурманского УФАС, при анализе Протокола, установлено, что Закупочной комиссией нарушены требования пункта 1.1.637 и подпункта 4 пункта 1.1.398 Положения о закупках. Согласно названным нормам, в Протоколе необходимо отразить положения конкурсной документации, которым не соответствует участник конкурса или его заявка, а также самих несоответствующих положений такой заявки. Вместе с тем, в Протоколе содержится исключительно ссылка на несоответствие заявки пункту 4 Извещения, однако, не разъясняется, в какой части заявка ООО "Неги" не соответствует Извещению. Допущенное нарушение затрагивает права и законные интересы участников Запроса цен, поскольку ограничивает информационную открытость закупки, лишая участников возможности узнать о недостатках поданной ими заявки.
Вместе с тем, допущенное Закупочной комиссией нарушение требований к оформлению результатов рассмотрения заявок не повлияло на результаты Запроса цен и правильность определения победителя, в связи с чем, Комиссия Мурманского УФАС решает предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС, решила:
Признать жалобу ООО "Нега" необоснованной.
Признать в действиях Закупочной комиссии в составе: <Е.> <Р.> <П.> <А.> <М.> нарушение пункта 1.1.637 и подпункта 4 пункта 1.1.398 Положения о закупках.
Предписание не выдавать в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты процедуры закупки в форме открытого запроса цен в электронной форме "на поставку технических жидкостей, смазочных материалов и масел".
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 июля 2012 г. N 05-03/12-Т43
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016