Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 9 апреля 2015 г. N 171-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя
Комиссии:
- руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СофтСистемз Групп" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по системно-техническому обслуживанию оборудования печати (извещение N 0369100001415000006) в присутствии:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска, действующего на основании доверенности от 09.04.2015;
в отсутствие:
представителей ООО "СофтСистемз Групп", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба 02.04.2015 ООО "СофтСистемз Групп" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по системно-техническому обслуживанию оборудования печати (извещение N 0369100001415000006) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска 16.03.2015 объявила о проведении электронного аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 923 884 рубля 56 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 24.03.2015 в 14:30.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя, решением аукционной комиссии заявка ООО "СофтСистемз Групп" признана не соответствующей требованиям аукционной документации на основании непредоставления документов и информации, предусмотренной пунктом 4 части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе. Выписка из ЕГРЮЛ получена участником за пределами установленного законом срока.
Однако заявитель с решением аукционной комиссии не согласен, считает его необоснованным. ООО "СофтСистемз Групп" 09.07.2014, представив все необходимые документы, а также выписку из ЕГРЮЛ от 26.06.2014, прошла аккредитацию на электронной площадке в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона о контрактной системе. В доказательство своих доводов заявителем представлен скриншот страницы "мой кабинет" с электронной площадки www1.etp-micex.ru.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласились и на заседании Комиссии указали следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе, заявка ООО "СофтСистемз Групп" с защищенным номером 387147 признана не соответствующей требованиям аукционной документации. Аукционная комиссия ошибочно полагала, что выписка из ЕГРЮЛ должна быть получена участником не ранее чем за шесть месяцев до даты рассмотрения заявки. Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ получена участником 26.06.2014, дата рассмотрения заявок 31.03.2015, в связи с чем аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО "СофтСистемз Групп".
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должна содержаться копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Протоколом N 0369100001415000009-2 рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2015 заявка ООО "СофтСистемз Групп" с защищенным номером 387147 признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям аукционной документации на основании непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Выписка из ЕГРЮЛ получена участником за пределами срока, установленного пунктом 4 части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе. При этом, как следует из пояснений представителя Заказчика, аукционная комиссия полагала, что выписка из ЕГРЮЛ должна быть получена участником не ранее чем за шесть месяцев до даты рассмотрения заявки.
При принятии указанного решения аукционная комиссия рассматривала информацию о подавшем данную заявку участнике аукциона, содержащуюся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. Исходя из указанных сведений, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц N 8474 получена ООО "СофтСистемз Групп" 26.06.2014. В соответствии с представленным Обществом на рассмотрение Комиссии скриншотом страницы "мой кабинет" с электронной площадки www1.etp-micex.ru ООО "СофтСистемз Групп" аккредитовано на электронной площадке ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" 09.07.2014. Выписка из ЕГРЮЛ получена участником в пределах срока, установленного пунктом 4 части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "СофтСистемз Групп" являются необоснованными. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении аукционной комиссией части 1 статьи 69, части 2 статьи 69, пункта 1 части 6 статьи 69, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:
1. Исходя из смысла нормы, содержащейся в части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, срок подачи заявок должен составлять не менее чем семь дней с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до даты окончания подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Из содержания указанной нормы следует, что дата начала подачи заявок должна совпадать с датой размещения извещения о проведении аукциона, что обеспечивает возможность участникам закупки реализовать свое право на подачу заявки с момента опубликования сведений о закупке.
Вместе с тем, дата опубликования извещения о закупке - 16.03.2015 в 16:23, тогда как дата начала подачи заявок указана 17.03.2015 в 08:00, что в итоге привело к сокращению срока подачи заявок, предусмотренного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, на один день в нарушение части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе Заказчиком установлен перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однако установление Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, является неправомерным, поскольку в соответствии с указанной нормой данные требования вправе устанавливать только Правительство РФ при осуществлении закупок путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Таким образом, установив в извещении о проведении электронного аукциона ненадлежащее требование к участникам закупки, Заказчик нарушил части 2, 5 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 25 аукционной документации Заказчиком установлены единые требования к участникам аукциона, в том числе требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки. Однако Заказчиком не конкретизировано, каким именно требованиям установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, должен соответствовать участник закупки. Более того, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование к участнику о правомочности последнего заключать контракт, установлено Заказчиком в аукционной документации неправомерно, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данный пункт утратил силу.
Таким образом, указав в документации об электронном аукционе ненадлежащую информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, Заказчик нарушил часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок регламентируется Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Однако в пункте 8.2.2. проекта контракта Заказчиком неверно указан размер пени, начисляемой за просрочку исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком частей 4, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта в качестве обеспечения исполнения контракта не предусмотрено предоставление банковской гарантии. Также в пункте 8.10. проекта контракта Заказчиком установлен срок возврата денежных средств Поставщику, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако в контракте отсутствует информация о возможности применения указанного способа обеспечения исполнения контракта. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком частей 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "СофтСистемз Групп" на действия Аукционной комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1 статьи 69, части 2 статьи 69, пункта 1 части 6 статьи 69, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения требований части 7 статьи 66, частей 2, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, частей 4, 7 статьи 34, частей 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
по делу N 171-ж/2015
09 апреля 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 09.04.2015, по итогам рассмотрения жалобы ООО "СофтСистемз Групп" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по системно-техническому обслуживанию оборудования печати (извещение N 0369100001415000006) (далее - аукцион) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1 Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска
1.1 с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукциона, оформленным протоколом N 0369100001415000009-2 рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2015;
1.2. разместить решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
1.3. после исполнения пунктов 1.2, 2.1, 2.3., настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Аукционной комиссии в срок до 21.04.2015:
2.1. принять решение об отмене протокола N 0369100001415000009-2 рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2015, составленного в ходе проведения аукциона;
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, заказчику для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
2.3. рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе с учетом решения N 171-ж/2015 от 09.04.2015 в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2.4. после исполнения пунктов 1.2, 2.1, 2.3. настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Оператору электронной площадки ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" с 14.04.2015 обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
4. Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска до 30.04.2015 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протокола N 0369100001415000009-2 рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2015, составленного в ходе проведения аукциона, сведения о размещении указанного решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, протоколы, составленные в соответствии с пунктом 2.3. настоящего предписания, сведения о размещении на электронной площадке, официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru указанных протоколов, заверенную копию заключенного контракта (договора) со всеми приложениями).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 апреля 2015 г. N 171-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016