Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 28 апреля 2015 г. N 219-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-2062Э На поставку дезинфицирующих средств (изв. N 0169300000115001230) в присутствии:
- представителя МБУЗ ДГП N 6, действующего на основании доверенности б/н от 23.04.2015 года;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности N08 от 03.06.2014 года;
- представителя ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа", действующего на основании Решения N1 единственного учредителя от 29.01.2015 года, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-2062Э на поставку дезинфицирующих средств (изв. N0169300000115001230) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган), МБУЗ ДГП N 6 (далее - заказчик) 07.04.2015 года объявили о проведении электронного аукциона 15-2062Э На поставку дезинфицирующих средств путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300000115001230 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 69 398 рублей 27 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 15.04.2015 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на поставку дезинфицирующих средств не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа", не соответствующей требованиям документации о закупке.
Законодательство о контрактной системе предусматривает указание в первой части заявки на конкретные показатели предлагаемого к поставке товара. Аналогичные требования установлены и в документации о закупке.
В связи с чем ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа" в своей заявке конкретизировало требования заказчика, указав по позиции N1, что в комплект одной транспортной упаковки включена одна упаковка индикаторных полосок, по позиции N2 указало конкретную массу одной таблетки, по позиции N 4 вместо указанного заказчиком "Должен обладать тройным синергетическим действием", указано "Обладает тройным синергетическим действием" и т. д.
Таким образом, по мнению заявителя, ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа" подало заявку в полной мере соответствующую документации о закупке и законодательству о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Заявка ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа" признана не соответствующей требованиям документации о закупке, поскольку участник в своей заявке изменил показатели, которые указаны в столбце "Показатели, которые не могут изменяться". При этом инструкция по заполнению заявки, а также Спецификация на поставку дезинфицирующих средств (приложение N1 к документации о закупке) содержат следующее требование: участником указываются показатели в неизменном виде полностью, как в данном столбце таблицы: с теми же словами, цифрами, обозначением.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В силу подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом N 1ЭР рассмотрения заявок (далее - протокол) на участие в аукционе поступило 2 заявки. Обе заявки признаны аукционной комиссией несоответствующими требованиям документации о закупке, а участники отклонены от дальнейшего участия в аукционе.
Основанием для отклонения заявки под порядковым номером 1 послужило следующее: в составе первой части заявки участника по позиции N 2 по показателю "назначение" предложение участника указывает, что лекарственное средство "Выпускается в виде таблеток массой 3,35 г", в то время как требование заказчика: "Выпускается в виде таблеток массой не менее 3,35 г", по позиции N4 по показателю "назначение" предложение участника: "Обладает тройным синергетическим действием", в то время как требование заказчика: "Должно обладать тройным синергетическим действием", по позиции N5 по показателю "назначение" предложение участника: "В состав средства входит пероксид водорода", однако требование заказчика: "В состав средства должен входить пероксид водорода".
Основанием для отклонения заявки под порядковым номером 2: в составе первой части заявки участника по позиции N1 по показателю "назначение" предложение участника: "Средство комплектуется индикаторными полосками для определения концентрации готового раствора (к одной транспортной упаковке одна упаковка индикаторных полосок) (п.1.2. Раздела II СанПин 2.1.3.2630-10).", в то время как требование заказчика: "Средство комплектуется индикаторными полосками для определения концентраций готового раствора (к одной транспортной упаковке как минимум одна упаковка индикаторных полосок) (п.1.2. Раздела II СанПин 2.1.3.2630-10).", по позиции N2 по показателю "назначение" предложение участника: "Выпускается в виде таблеток массой 3,35 г", в то время как требование заказчика: "Выпускается в виде таблеток массой не менее 3,35 г", по позиции N4 по показателю "назначение" предложение участника: "Обладает тройным синергетическим действием", в то время как требование заказчика: "Должно обладать тройным синергетическим действием", по позиции N5 по показателю "назначение" предложение участника: "В состав средства входит пероксид водорода", однако требование заказчика: "В состав средства должен входить пероксид водорода".
Исходя из требований подпункта 2 пункта 12 части 1 информационной карты, первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки характеристики из столбца "Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки" указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных и неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не более", "не менее" и др. Характеристики из столбца "показатели, которые не могут изменяться" указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений. Необходимый объект закупки должен в точности соответствовать показателям, указанным в данном столбце.
Описание объекта закупки указано в спецификации (приложение N 1 к документации об аукционе).
Согласно данной спецификации заказчику требуется 6 позиций дезинфицирующих средств. Требования к дезинфицирующим средствам указаны в виде таблицы со следующими столбцами: N п/п, наименование товара, функциональные и качественные характеристики товара (показатель (наименование характеристики), значение (максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки; показатели, которые не могут изменяться)), ед. измерения, количество.
При этом в столбе "максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки" предусмотрено, что участнику необходимо указать данные показатели в соответствии с пунктом 12 информационной карты. В свою очередь в столбце "показатели, которые не могут изменяться" установлено, что участником данные показатели указываются в неизменном виде полностью, как в данном столбце таблицы: с теми же словами, цифрами, обозначением.
Из сведений, представленных на заседание Комиссии, следует, что участники закупки в своих заявках изложили характеристики товара, содержащиеся в столбце "показатели, которые не могут изменяться", иными словосочетаниями, убрав из описания, предлагаемого к поставке товара слова: "как минимум", "не менее", "должно", что не соответствует инструкции по заполнению заявок.
Принимая во внимание, что аукционная комиссия проверяет соответствие представленных заявок требованиям документации о закупке, учитывая формальное несоответствие формулировок полученных заявок, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе не содержат признаки нарушений законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия, проведя внеплановую проверку определения поставщика, отмечает следующее.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования необходимы для того, чтобы участник надлежащим образом смог оформить заявку и принять участие в аукционе.
Кроме того, обязанность заказчика по установлению требований к составу заявки продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие предлагаемого товара, требованиям заказчика.
Вместе с тем, документация о закупке не позволяет сделать вывод о требованиях заказчика к первой части заявки.
Так, подпункт 2 пункта 12 части 1 информационной карты указывает на обязанность предоставление конкретных показателей, предлагаемого к поставке товара, что соответствует подпункту б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Инструкция по заполнению заявки в части показателей, которые не могут изменяться предусматривает заполнение заявки в неизменном виде, как указано в документации о закупке. При этом описание показателей, которые не могут изменяться содержит неоднозначные характеристики товара, указав которые участник не сможет представить конкретные показатели товара, что является законным требованием документации о закупке. Так, например, по позиции 1 спецификации формулировка "как минимум одна упаковка индикаторных полосок" не конкретизирует сколько именно: 1, 2 или более индикаторных полосок содержится в упаковке. Указав по позиции 2 спецификации показатель "таблетка массой не менее 3,35 г", участник не представит заказчику конкретный показатель массы одной таблетки. При этом на заседание Комиссии представитель заявителя представил инструкцию N5/11 по применению дезинфицирующего средства "ОКА-ТАБ", где масса таблетки определена конкретным числовым обозначением. Следовательно, у поставщиков данного товара существует возможность указать в первой части заявки данный показатель конкретно. Формулировки "должно обладать", "должен входить" также не позволяют определить обладает ли дезинфицирующее средство указанными показателями.
Кроме того, согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, устанавливая требования к словам, цифрам, обозначениям, которые должны содержаться в первой части заявки заказчик фактически устанавливает требования к оформлению и форме заявки, что прямо запрещено указанным положением законодательства о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также доказательства, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что положения документации о закупке не соответствуют требованиям пункта 2 части 1, части 2 статьи 64, подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом противоречия в документации о закупке, в части требований к составу и к содержанию первой части заявки не позволило участникам надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе.
Так, участие в закупке приняли 2 участника. При этом оба участника не допущены до дальнейшего участия в аукционе по причине указания в своих заявках конкретных показателей товара не в соответствии с инструкцией по заполнению заявок. Вместе с тем, участники в своих заявках фактически предлагают к поставке товар, соответствующий требованиям заказчика.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе основной целью осуществления закупок в соответствии с нормами указанного Закона является выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации.
Социальный аспект закупки определяется спецификой учреждения здравоохранения. Закупаемые дезинфицирующие средства необходимы в целях качественного обеспечения лечебного процесса, и поддержания здоровья людей, находящихся на лечении в учреждении заказчика.
Таким образом, неправомерные действия заказчика в части установления противоречивых требований к составу первой части заявки привели к отклонению всех участников закупки и признанию аукциона несостоявшимся.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-2062Э На поставку дезинфицирующих средств (изв. N 0169300000115001230) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 2 статьи 64, подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадке, уполномоченному органу, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 219-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
28 апреля 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 28.04.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "Объединенная Фармацевтическая Группа" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-2062Э На поставку дезинфицирующих средств (изв. N 0169300000115001230) (далее - закупка) и проведения внеплановой проверки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. МБУЗ ДГП N 6 с момента размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. N0169300000115001230), оформленной протоколом N1ЭР от 20.04.2015;
2. Аукционной комиссии по закупке (изв. N0169300000115001230) в срок до 12.05.2015 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, а также передать указанное решение Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска для дальнейшего его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
3. МБУЗ ДГП N 6 в срок до 12.05.2015 года принять решение об отмене закупки (изв. N0169300000115001230), и передать указанное решение Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска для дальнейшего его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
4. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в срок до 15.05.2015 года разместить указанные в пунктах 2,3 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
5. ООО "РТС-тендер" с 05.05.2015 обеспечить МБУЗ ДГП N 6, Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска возможность исполнения пунктов 2 - 4 настоящего предписания;
6. МБУЗ ДГП N 6 в подтверждение исполнения предписания в срок до 21.05.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки.
7. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в подтверждение исполнения предписания в срок до 21.05.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно доказательства размещения решений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего предписания
на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 апреля 2015 г. N 219-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016