Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 апреля 2015 г. N 5-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя
Управления - начальник отдела контроля за
рекламой и недобросовестной конкуренцией,
Члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
рассмотрев дело N 5-2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций рекламы авиакомпании Победа: "Летим в Москву за 999 рублей", в отсутствие:
заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" (далее - ООО "Авиакомпания "Победа), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление жителя города Челябинска о несоответствии действительности сведений о стоимости авиабилетов в наружной рекламе авиакомпании "Победа".
Из заявления следует, что в городе Челябинске на рекламных конструкциях распространяется реклама авиакомпании "Победа" "Летим в Москву за 999 рублей", вместе с тем, по сведениям, размещенным на Интернет-сайте авиакомпании "Победа", самый недорогой авиаперелет стоит более двух тысяч рублей, а не 999 рублей, как следует из рекламы.
Проверка, проведенная по заявлению, показала, что в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций размещена реклама авиакомпании "Победа", в которой присутствуют сведения: "победа_Летим в МОСКВУ! от 999 рублей www.pobeda.aero".
Сведения: "Летим в МОСКВУ!" и "999" выполнены крупным шрифтом белого цвета на контрастном синем фоне и занимают основную часть рекламного поля, в связи с чем реклама создает впечатление о привлекательно низкой цене на услуги данной авиакомпании.
В целях проверки достоверности сведений о стоимости авиаперелета специалистами Челябинского УФАС России исследована информация на Интернет-сайте www.pobeda.aero и осуществлена онлайн-подборка билета на рейс из Челябинска в Москву, также у ООО "Авиакомпания "Победа" запрошены соответствующие доказательства.
Осмотр сайта www.pobeda.aero показал, что на главной странице сайта размещен рекламный баннер с меняющимся кадром по типу слайд-шоу, содержащий предложение об авиаперелете от 999 рублей в Москву из разных городов России, в частности, из Екатеринбурга, Уфы, Архангельска, Челябинска. В разделе "Тарифы" присутствует информация о тарифах, при этом минимальный размер тарифа составляет 999 рублей, также указано, что количество предложений по тарифу (включая минимальный тариф) на каждом рейсе ограничено. Здесь же содержится информация об аэропортовых пассажирских сборах и сборах за дополнительные услуги.
Так, например, аэропортовый сбор - AT2 "Пользование вокзальным комплексом аэропорта, за каждого вылетающего или прилетающего пассажира", аэропорт вылета/прилета Москва (Внуково), составляет 58 рублей, аэропортовый сбор - PF2 "Коммерческое обслуживание в аэропорту, за каждого вылетающего пассажира", аэропорт вылета/прилета Москва (Внуково), составляет 150 рублей.
В сборы за дополнительные услуги входит, например, сбор за создание/изменение/аннулирование бронирования за 1 пассажира, который включает:
сбор за услуги автоматизированной системы бронирования за 1 пассажира на каждом рейсе при бронировании через веб-сайт составляет 200 рублей, при бронировании через колл-центр - 400 рублей, при бронировании в аэропорту - 400 рублей;
сбор за изменение даты вылета и/или направления рейса, за 1 рейс (для возвратных тарифов), при бронировании через колл-центр составляет 2000 рублей, при бронировании в аэропорту - 2000 рублей;
сбор за изменение имени пассажира при бронировании через колл-центр 4000 рублей, при бронировании в аэропорту - 4000 руб;
плата за операцию по аннулированию бронирования при бронировании через колл-центр составляет 2000 рублей, при бронировании в аэропорту - 2000 рублей;
сбор за опоздание на рейс при бронировании в аэропорту составляет 4000 рублей;
справка о совершенном перелете при бронировании через колл-центр составляет 400 рублей.
Информация, размещенная на Интернет-сайте www.pobeda.aero, свидетельствует о том, что минимальную стоимость авиаперелета составляет тариф с дополнительными сборами.
Специалистами Челябинского УФАС России осуществлена онлайн-подборка билета на рейс из Челябинска в Москву, в результате которой был предложен билет не по минимальному тарифу 999 рублей, а по тарифу 1999 рублей, в связи с чем стоимость перелета, включающая тариф в совокупности с дополнительными сборами в размере 547,60 рублей, составила 2546,60 рублей.
ООО "Авиакомпания "Победа" в качестве доказательства соответствия действительности сведений о стоимости авиаперелета в рекламе представило маршрут-квитанцию на пассажиров, осуществивших перелет из Челябинска в Москву, согласно которой стоимость авиаперелета на одного пассажира составила 1546,60 рублей и состоит из минимального тарифа 999 рублей, а также аэропортовых пассажирских сборов 347,60 рублей (аэропортовый сбор ТА2 - 188,70 рублей, аэропортовый сбор PF2 - 208,90 рублей) и сбора за дополнительную услугу 200 рублей (сбор за услугу бронирования).
Таким образом, собранные Челябинским УФАС России данные в ходе осмотра Интернет - сайта www.pobeda.aero, онлайн-подборки билета на рейс из Челябинска в Москву, изучения поступивших от ООО "Авиакомпания "Победа" документов позволяют сделать выводы о том, что фактическая стоимость авиаперелета состоит из тарифа от 999 рублей и дополнительных сборов.
Рассмотрев заявление и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пленум ВАС РФ в пункте 28 Постановления N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснил, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе, в частности о включении в нее предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Указание в рекламе ООО "Авиакомпания "Победа" сведений "Летим в МОСКВУ!" и "999" крупным шрифтом создает впечатление о том, что стоимость авиаперелета из Челябинска в Москву составляет 999 рублей.
Вместе с тем, исследование материалов показало, что минимальная стоимость перелета из Челябинска в Москву составляет 1546,60 рублей, и в эту стоимость помимо тарифа входят аэропортовые пассажирские сборы в размере 347, 60 рублей, а также сбор за дополнительную услугу в размере 200 рублей.
Информация об аэропортовых пассажирских сборах и сборах за дополнительные услуги является существенной, так как влияет на фактическую стоимость авиаперелета. Однако информация о стоимости тарифа без учета сборов, предусмотренных правилами применения тарифа, указана в рекламе способом затрудняющим её восприятие, а именно очень мелким, почти нечитаемым шрифтом бледно-голубого цвета на синем фоне путем вертикального расположения строк.
Также нечитаемой является существенная информация об ограниченном количестве предложений и предлог "от" перед стоимостным обозначением минимального тарифа "999 рублей". Данные сведения являются важными для потребителей, поскольку они указывают на то, что тариф 999 рублей не является единственно возможным тарифом и стоимость авиаперелета может быть рассчитана не только по минимальному, но и по иному тарифу.
Таким образом, информация о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений присутствует в рекламе лишь формально, в связи с чем рассматривается Комиссией как недоведенная до неопределенного круга лиц надлежащим образом, вследствие чего потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно стоимости авиаперелета.
При этом, то обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в рекламе авиакомпании "Победа" существенные для восприятия объекта рекламирования сведения о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений отсутствуют, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно информации, размещенной на сайте www.pobeda.aero, а также согласно представленным ООО "Авиакомпания "Победа", ООО "РФ "Армада Аутдор" документам рекламодателем данной рекламы является ООО "Авиакомпания "Победа" как лицо, оказывающее услуги по авиаперевозкам и определившее содержание рекламы.
ООО "Авиакомпания "Победа" не представило доказательств того, что прекратило размещение ненадлежащей рекламы, в связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "победа_Летим в МОСКВУ! от 999 рублей www.pobeda.aero", в которой отсутствует существенная информация о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Авиакомпания "Победа" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Авиакомпания "Победа" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2015 г. N 5-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016