Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 6 мая 2015 г. N 37
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО "Комбинат общественного питания" - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в заседание комиссии не обеспечило,
ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" - <_> доверенность от 08.04.2015 N1,
рассмотрев жалобу ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" на действия ООО "Комбинат общественного питания" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки продуктов питания (молокопродуктов) по лоту N2 (извещение N31502159378), материалы дела 8-01/120, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" на действия ООО "Комбинат общественного питания" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки продуктов питания (молокопродуктов) по лоту N2 (извещение N31502159378) в связи с решением закупочной комиссии о признании закупки по лоту N2 несостоявшейся и не объявлением победителя.
От ООО "Комбинат общественного питания" поступили письменные возражения от 30.04.2015 N379, согласно которым жалоба заявителя не обоснована, на участие в закупке по лоту N2 поданы 2 заявки от ОАО "Дакгомз" и ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре". По результатам рассмотрения заявок оба участника допущены к участию в закупке. 17.04.2015 проведена процедура уторговывания на право заключения договора поставки по лоту N2. По итогам процедуры уторговывания закупочная комиссия признала ценовое предложение ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" более выгодным, однако в связи с тем, что в техническом задании указан объем молока в литрах, а не в количестве потребительской упаковки по 0,5 литра, которое участник не мог предусмотреть в своем предложении, закупочная комиссия приняла решение процедуру запроса предложений считать несостоявшейся и победителя по данному лоту не объявлять. Порядок проведения запроса предложений установлен главой 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО "Комбинат общественного питания". Оценка заявок на участие в запросе предложений в соответствии с пунктом 2.9. закупочной документации включает отборочную и оценочную стадию. Пунктом 2.10 закупочной документации предусмотрена стадия проведения уторговывания цены заявки, может проводиться по решению организатора закупки в любой срок до подведения итогов запроса предложений с целью повышения предпочтительности заявок для заказчика. В процессе проведения процедуры уторговывания организатором установлено, что участник ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре", чье ценовое предложение признано более выгодным, гарантирует поставку молокопродуктов по предложенной цене только в объеме каждой потребительской упаковки одного литра, а не 0,5 литра. Нормативный объем поставляемого молока в объеме 0,5 литров обусловлен положениями пункта 4 приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов". Учитывая, что молокопродукты имеют короткий срок хранения в открытом виде, поставка товара в большем объеме потребительской упаковки (1 литр) для вышеуказанных целей неприемлема и будет являться нарушением стандартов. Требования закупочной документации по показателям продукции едины для всех лотов, каждый лот содержит наименование продукции, единицу измерения, количество, максимальную цену с НДС и стоимость с НДС. Объем потребительской упаковки (или иной тары) техническим заданием не предусмотрен. Проект договора на поставку продуктов питания имеет единое содержание условий для всех лотов. Показатель о таре (упаковке) в таблицах закупочной документации отсутствует, поскольку данный вопрос отнесен к условиям поставки, определяемым в спецификации, которая согласовывается сторонами по каждой партии поставки. Представителем ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре", участвующим в процедуре уторговывания, пояснено, что цена в представленной им заявке рассчитана исходя из поставки продукции в объеме 1 литра потребительской упаковки, соответственно, условие поставки молокопродукта в потребительской упаковке, равной объему в 0,5 литра, приведет к увеличению цены за 1 литр продукта. По состоянию на день проведения процедуры уторговывания заявка участника уже рассмотрена организатором закупки, ей дана оценка, участник допущен к участию в закупке, никакие изменения и дополнения к заявкам после окончания срока их представления не принимаются. Проектом договора не предусмотрено изменение цены продукции в зависимости от объема потребительской тары, в связи с чем организатор закупки не имел возможности принимать новые условия по увеличению цены в зависимости от условий поставляемого продукта в ином объеме потребительской тары. Итоговое решение о признании процедуры запроса предложений несостоявшейся без объявления победителя по лоту является обоснованным.
В заседании комиссии представитель заявителя жалобу поддержал в полном объеме, добавил, что отказ от проведения закупки неправомерен, поскольку требования к таре (упаковке) в закупочной документации отсутствуют.
Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункты 1, 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчика разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения, предъявляемые требования к участникам закупок, а также возможность отказа от проведения закупки.
При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках (часть 5 статьи 4).
23.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" ООО "Комбинат общественного питания" размещено извещение о проведении открытого запроса предложений (извещение N31502159378) на поставку продуктов питания, закупочная документация. Продукты питания выделены в 9 лотов, лот N2 - поставка молокопродуктов (молока, варенца, кефира, сметаны, творога), начальная (максимальная) цена договора по лоту - 4 924 600,00 руб. Дата окончания подачи и рассмотрения заявок - 13.04.2015.
Как следует из протокола вскрытия конвертов от 13.04.2015, на участие в запросе предложений по лоту N2 поданы 2 заявки - ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" с ценой предложения 3 829 479,50 руб. с НДС и ОАО "Дакгомз" с ценой 3 861 000 руб. с НДС.
ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" предложило к поставке молоко 2,5% - в потребительской упаковке "финпак" объемом 1 литр, варенец и кефир 2,5% в потребительской упаковке "тетратоп" объемом 0,5 литра, сметану 15% в потребительской таре из полиэтилена (стакан) объемом 0,5 кг., творог 9% - в полиэтиленовой упаковке (пакет) объемом 1 кг.
ОАО "Дакгомз" в своей заявке предложило поставить молоко, варенец 2,5% в потребительской таре (упаковке) объемом 1 литр, кефир 2,5% - в потребительской таре (упаковке) объемом 0,5 литра, сметану 15% - в потребительской таре (упаковке) объемом 0,4 кг., творог 9% - в потребительской таре (упаковке) объемом 1 кг.
Обе заявки допущены к участию в закупке, закупочной комиссией принято решение по лоту N2 провести процедуру уторговывания.
На уторговывание поступили две заявки от ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" (цена предложения - 3 653 259,50 руб. с НДС), ОАО "Дакгомз" (цена предложения - 3 776 700 руб. с НДС). Закупочной комиссией по итогам уторговывания ценовое предложение ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" признано более выгодным, но в связи с тем, что в техническом задании указан объем молока в литрах, а не в количестве потребительской упаковки по 0,5 литра, которое участник не мог предусмотреть в своем предложении, комиссия приняла решение процедуру запроса предложений считать несостоявшейся и победителя по лоту N2 не объявлять (протокол от 17.04.2015).
Разделом VII Положения о закупке ООО "Комбинат общественного питания" установлен порядок проведения запроса предложений, подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 которого заказчику предоставлено право отказаться от проведения запроса предложений в любое время, в течение одного дня со дня принятия решения об отказе от проведения закупки заказчик размещает извещение об отказе от проведения запроса предложений на официальном сайте и на электронной площадке. Аналогичное право заказчика содержится и в пункте 1.5.5 документации запроса предложений.
Согласно пункту 2.11.2 комиссия по подведению итогов запроса предложений может принимать следующие решения: о выборе наилучшей заявки; о проведении процедуры уторговывания заявок; об отклонении всех заявок и признании запроса предложений не состоявшимся; об отказе от проведения запроса предложений; о проведении дополнительной оценки заявок на участие в запросе предложений.
В данной связи принятое закупочной комиссией решение признать закупку по лоту N2 не состоявшейся и не выбирать победителя соответствует Положению о закупках общества и закупочной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1), требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3), требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).
Документация о запросе предложений утверждена директором ООО "Комбинат общественного питания" 20.03.2015. В соответствии с информационной картой (раздел 3 документации о запросе предложений), имеющей приоритет, формой 2 (порядок оформления коммерческого предложения), техническим предложением (форма 3),приложением 1 к проекту договора по лоту N2 необходимо поставить молоко 2,5% в количестве 60 000 литров, варенец 2,5 % - 5 250 литров, кефир 2,5 % - 20 000 литров, сметану 15% - 2 800 литров, творог 9% - 750 кг. Вид тары (упаковки), в которых должны поставляться продукты, и их объем в нарушение предъявляемых Законом о закупках требований к содержанию закупочной документации не указаны, что не оспаривается организатором закупки и фактически подтверждается указанным протоколом об отказе от процедуры закупки.
Требования к качеству, техническим характеристикам товара, к потребительским свойствам товара, к размерам, упаковке товара, являются существенными, поскольку влияют на возможность претендентов, заинтересованных в участии в закупке, сформировать свое коммерческое предложение надлежащим образом, отсутствие этих требований привело к нарушению принципа информационной открытости закупки, к нарушению прав ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре", предложение которого признано закупочной комиссией более выгодным, на заключение договора, к тому, что сама процедура закупки прекращена.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ДТК-Комсомольск-на-Амуре" на действия закупочной комиссии ООО "Комбинат общественного питания" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки продуктов питания (молокопродуктов) по лоту N2 (извещение N31502159378), необоснованной.
Признать действия ООО "Комбинат общественного питания" в связи с неуказанием в документации указанного запроса предложений по лоту N2 требований к виду тары (упаковки), ее размерам (объему), нарушающими пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ООО "Комбинат общественного питания" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при организации закупок.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N6
06 мая 2015 г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России в составе: председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: <_>- ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, <_>- ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, на основании своего решения от 06.05.2015 N37 по делу N 8-01/120, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "Комбинат общественного питания" в срок до 28.05.2015 совершить действия, направленные на устранение нарушений пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенных при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки продуктов питания (молокопродуктов) по лоту N2 (извещение N31502159378), с целью чего провести работу с должностными лицами, ответственными за организацию и проведение закупок, направленную на исключение при проведении последующих закупок случаев неуказания в закупочной документации информации о таре (потребительской упаковке) и ее объемах закупаемого товара.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 мая 2015 г. N 37
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016