Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 5 мая 2015 г. N Р/04/360
Резолютивная часть решения оглашена "30" апреля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "05" мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:
Журавлева Алексея Александровича - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Борисовой Алёны Александровны - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Теватросян Ирины Спартаковны - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Ивлевой Александры Олеговны - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев дело N 16 по признакам нарушения Администрацией Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (ул. Толмачева, дом 26 В, п. Толмачево, Лужский район, Ленинградская область, 188255) части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства N 16 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее по тексту - Ленинградское УФАС России) в результате обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ТрансГидроМеханизация Северо-Запад" на незаконные действия заказчика при проведении электронного аукциона (вх. от 09.04.2015 N 2434).
Ленинградским УФАС России установлено, что Администрацией Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0145300022915000009 от 06.04.2015 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по уборке, вывозу и размещению твердых бытовых отходов с несанкционированных свалок, расположенных на территории Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - территория МО).
Пунктом 4.2 раздела 4 Документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта, на выполнение работ по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов с несанкционированных свалок на территории МО (далее - Документация об электронном аукционе), установлено, что предметом контракта является выполнение работ по уборке и вывозу твёрдых бытовых отходов с несанкционированных свалок, на территории МО.
Пунктом 1.1 проекта Муниципального контракта на выполнение работ по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов с несанкционированных свалок на территории МО (далее - проект Контракта) установлено, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к контракту) на выполнение работ по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов с несанкционированных свалок на территории МО.
В соответствии с пунктами 1, 7 Технического задания наименование выполняемых работ и виды выполняемых работ: сбор, вывоз и размещение твёрдых бытовых отходов с несанкционированных свалок расположенных на территории МО.
Результатом работ, согласно пункту 11 Технического задания является поддержание санитарного состояния, чистоты и порядка на территории МО.
В качестве требования к участникам закупки установлено наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности (пункт 9.1 Технического задания).
Кроме того, 23.12.2013 Администрацией, также, было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории Толмачевского городского поселения. В качестве требования к участникам закупки установлено наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.
В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.
Представитель Администрации пояснил, что требования в аукционной документации к участникам закупки вытекают из требований о наличии лицензии у участника закупки на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности". Кроме того, эти требования вызваны необходимостью усиления мер по контрою за санитарным состоянием территорий Лужского района. Обеспечение сбора, вывоза и утилизации ТБО в едином комплексе является одним из элементов природоохранных мероприятий, предусматривающих улучшение экологического и санитарного состояния территории.
Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, а также исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, Комиссия Ленинградского УФАС России полагает следующее.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, также отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Так, пунктом 4.2 раздела 4 Документации об электронном аукционе, установлено, что предметом контракта является выполнение работ по уборке и вывозу твёрдых бытовых отходов с несанкционированных свалок, на территории МО.
В качестве требования к участникам закупки установлено наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности (пункт 9.1 Технического задания).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, при этом, под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Также, согласно пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255) лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
ж) рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Ленинградским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220) был проведен анализ товарного рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО в Лужском муниципальном районе Ленинградской области. По итогам анализа было установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим услуги по размещению ТБО на территории Лужского муниципального района является Общество с ограниченной ответственностью "АВТО-БЕРКУТ".
Таким образом, Администрация, включив в техническое задание наряду с работами, не требующими лицензирования (сбор, вывоз ТБО), работы подлежащие лицензированию (размещение ТБО) ограничила участие в торгах организациям, не обладающим лицензией на размещение отходов.
При этом, как указано в Документации об электронном аукционе результатом выполняемых работ должно являться поддержание санитарного состояния, чистоты и порядка на территории МО. Указанный результат достигается и без выполнения работ по размещению отходов.
В соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов, что позволяет контролировать объемы и место разгрузки ТБО.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами торгов или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении запроса котировок в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Включение Заказчиком в предмет торгов, работ подлежащих лицензированию и не подлежащих лицензированию, нарушает часть 1 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, поскольку работы по сбору и вывозу ТБО лицензированию не подлежат и могут быть представлены более широким кругом хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях Администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области нарушение части 1,2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать предписание Администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об отмене электронного аукциона на выполнение работ по уборке, вывозу и размещению твердых бытовых отходов с несанкционированных свалок, расположенных на территории Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (извещение N 0145300022915000009 от 06.04.2015).
Председатель Комиссии А.А. Журавлев
Члены Комиссии А.А. Борисова
И.С. Теватросян
А.О. Ивлева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 мая 2015 г. N Р/04/360
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016