Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 29 мая 2014 г. N 3029/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "Эф.Эй. Инвест" (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Митрофаньевская, д. 1, лит. А; далее - ООО "Эф.Эй. Инвест") заявление о нарушении заказчиком (организатора открытого конкурса) - Открытым акционерным обществом "123 авиационный ремонтный завод" (175201, Новгородская обл., г. Старая Русса, квартал Городок; далее - ОАО "123 АРЗ") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по реконструкции пола корпуса ремонта самолетов с АПК инв. N 00-123, извещение N 31400889023 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.02.2014.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
01.04.2014 в Новгородское УФАС России от ООО "Эф.Эй. Инвест" (вх. N 2439 Новгородского УФАС России) поступила жалоба на действия заказчика (организатора открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по реконструкции пола корпуса ремонта самолетов с АПК инв. N 00-123 (извещение N 31400889023; дата размещения извещения - 13.02.2014) (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление).
Из Заявления ООО "Эф.Эй. Инвест" следует, что заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" неправомерно установлены в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, создающие преимущественные условия для определения победителя закупки, в результате чего закупочной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" была дана необъективная оценка заявке ООО "Эф.Эй. Инвест".
Таким образом, ООО "Эф.Эй. Инвест" оспаривает правомерность установления в документации о закупке критериев оценки заявок, как нарушающих принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" представлены запрошенные запросом Новгородского УФАС России исх. N 1685/02 от 02.04.2014 копии документов и информация (вх. N 3154 от 17.04.2014 Новгородского УФАС России). Какие-либо объяснения от заказчика не поступали.
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком - ОАО "123 АРЗ" в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - ОАО "123 АРЗ" разработано и утверждено протоколом N 12 от 23.11.2012 Совета директоров ОАО "123 АРЗ" Положение о закупках ОАО "123 АРЗ" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В пункте 3 параграфа 12 раздела 3 Положения о закупках заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" конкурс (открытый или закрытый) определен одним из способов размещения заказа (закупки).
Раздел 4 Положения о закупках содержит требования к проведению конкурса на право заключить договор. Так, согласно пункту 1 параграфа 16 Положения о закупках содержание конкурсной документации должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 8 параграфа 6 и пунктом 7 параграфа 10 Положения о закупках.
Согласно подпункту 12 пункта 8 параграфа 6 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 5 параграфа 10 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, согласно пункту 5 параграфа 10 Положения о закупках заказчик может осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке только по критериям и в порядке, которые первоначально указаны в документации о закупке.
В параграфе 21 Положения о закупках заказчиком (организатором открытого конкурса) установлена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Так, согласно пункту 2 параграфа 21 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно пункту 4 параграфа 21 Положения о закупках при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе могут оцениваться деловая репутация участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора, в том числе квалификация работников участника конкурса, в случае если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 5 параграфа 21 Положения о закупках на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке на участие в конкурсе относительно других, по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Согласно пункту 6 параграфа 21 Положения о закупках победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок.
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по реконструкции пола корпуса ремонта самолетов с АПК инв. N 00-123 (далее - Конкурсная документация) была утверждена Управляющим директором ОАО "123 АРЗ" А.Л. Сахаровым 05.02.2014.
Часть 5 Конкурсной документации содержит положения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе. Данный порядок полностью повторяет требования Положения о закупках.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.6 Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе оцениваются исходя из критериев, установленных в пункте 12 Информационной карты конкурса (раздел 3 Конкурсной документации), в соответствии с которым установлены критерии оценки заявок на учаситие в конкурсе, их содержание и значимость: цена договора - 0,3, квалификация участника - 0,3, предложения о качественных характеристиках выполняемых работ - 0,2, срок выполнения работ - 0,2.
Таким образом, на основании требований пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, положений пункта 5 параграфа 10 Положения о закупках в Конкурсной документации заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" установлены критерии оценки заявок участников открытого конкурса равные для всех участников рассматриваемой закупки.
Применение данных критериев аукционной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ", а также показателей их значимости при осуществлении оценки и сопоставлении заявок на участие в закупке является законным по причине их предварительного правомерного установления в Конкурсной документации на основании пункта 5 параграфа 10 Положения о закупках.
Следовательно, установление заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" критериев оценки заявок участников, их содержания, а также показателей значимости в таком виде соответсвует положениям Закона о закупках и не нарушает его принципы, в том числе не нарушают приннцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, а также не создают преимущественные условия кому-либо из участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "Эф.Эй. Инвест" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления, государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 29 мая 2014 г. N 3029/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016