Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 30 мая 2014 г. N 3028/02
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Предприятие представило (письмом от 19.12.2013 N 467) по запросу Новгородского УФАС России информацию, из которой следует, что услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Сольцы оказывает только МУП ЖКХ "Солецкое".
Таким образом, МУП ЖКХ "Солецкое", оказывающее Филиалу ОАО "Славянка" услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, занимает доминирующее положение на рынке холодного водоснабжения и рынке водоотведения г. Сольцы.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно абзацу 7 пункта 38 Правил при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Постановлением комитета по ценовой и тарифной политике области от 30.05.2013 N 24 установлены тарифы для потребителей МУП ЖКХ "Солецкое": на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 51,88 руб./м3 для категории "кроме населения", в размере 23,92 руб./м3 для категории "население" на период по 30.06.2013, и в размере, соответственно, 51,88 руб./м3 и 26,47 руб./м3 на период с 01.07.2013 по 18.06.2014. Также данным постановлением установлены тарифы на водоотведение для потребителей МУП ЖКХ "Солецкое": в размере 46,41 руб./м3 для категории "кроме населения", в размере 20,05 руб./м3 для категории "население" на период по 30.06.2013, и в размере, соответственно, 46,41 руб./м3 и 22,18 руб./м3 на период с 01.07.2013 по 18.06.2014.
МУП ЖКХ "Солецкое" представило (письмом от 22.10.2013 N 475) по запросу Управления копию направленного Предприятием Филиалу ОАО "Славянка" проекта договора холодного водоснабжения и водоотведения N 9138-113 от 15.10.2013 на оказание услуг по тарифам для категории потребителей "кроме населения", а также копии выставленных счетов-фактур за холодную воду и водоотведение, рассчитанных по тарифами для категории потребителей "кроме населения" (N3 от 30.06.2013, N72 от 30.07.2013, N157 от 29.08.2013, N 235 от 30.09.2013).
Таким образом, МУП ЖКХ "Солецкое" - ресурсоснабжающая организация, требуя оплаты коммунальных ресурсов, поставленных Филиалу ОАО "Славянка" - исполнителю, приобретающему данные коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в общежитии по адресу Новгородская обл., г. Сольцы, гарнизон Сольцы-2, военный городок N3, д. 3/171, по тарифам, установленным для категории потребителей "кроме населения", нарушает абзац 7 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг.
При этом, навязывая условия договора водоснабжения и водоотведения, противоречащие Правилам предоставления коммунальных услуг, МУП ЖКХ "Солецкое" ограничивает своего контрагента - Филиал ОАО "Славянка" в реализации последним своих прав на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов по более низким тарифам, применение которых обязательно, создает угрозу причинения убытков, чем злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке водоснабжения и рынке водоотведения г. Сольцы.
Таким образом, в действиях МУП ЖКХ "Солецкое", выразившихся в навязывании Филиалу ОАО "Славянка" не выгодных условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, а именно экономически или технологически не обоснованных и прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в частности абзацем 7 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требований оплаты Филиалом ОАО "Славянка" холодной (питьевой) воды и водоотведения по тарифам, установленным для категории потребителей "кроме населения", содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Новгородским УФАС России были выданы МУП ЖКХ "Солецкое" предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: предупреждение от 07.02.2014 исх. N 562/02 (в части услуги водоотведения) и предупреждение от 07.02.2014 исх. N 563/02 (в части услуги холодного водоснабжения).
24.02.2014 в Новгородское УФАС России поступило ходатайство МУП ЖКХ "Солецкое" (исх. N 142 от 19.02.2014) о приостановлении срока исполнения вышеназванных предупреждений до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-5903/2013, предметом рассмотрения которого является взыскание Предприятием задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения с Филиала ОАО "Славянка" и, в том числе, правомерность применения МУП ЖКХ "Солецкое" тарифов на водоснабжение и водоотведение Филиалу ОАО "Славянка" как для категории потребителей "кроме населения".
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Управлением 03.03.2014 в соответствии с частью 11 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было отложено принятие решения по результатам рассмотрения заявления Филиала ОАО "Славянка" (вх. N 7922 от 08.10.2013) о нарушении МУП ЖКХ "Солецкое" антимонопольного законодательства, в связи с нахождением в Арбитражном суде Новгородской области дела N А44-5903/2013, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления, до принятия и вступления в силу соответствующего решения суда по указанному делу. Таким образом, срок исполнения выданных Управлением предупреждений от 07.02.2014 N 562/02 и N 563/02 был приостановлен до вступления в силу решения Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-5903/2013.
Решение Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-5903/2013 от 09.04.2014 вступило в силу 09.05.2014. Из решения следует, что поскольку фактическим конечным потребителем оказываемых Предприятием услуг является население, при расчете суммы долга Филиала ОАО "Славянка" необходимо применять тарифы, установленные для населения. Таким образом, с момента вступления в силу данного решения возобновилось течение срока исполнения предупреждений, выданных Предприятию Новгородским УФАС России.
16.05.2014 МУП ЖКХ "Солецкое" представило в Управление копии выставленных Предприятием Филиалу ОАО "Славянка" корректировочных счетов-фактур от 30.04.2014 (N00000235, N00000229, N00000230, N00000231, N 00000232, N 00000233, N 00000234), которыми стоимость оказанных предприятием услуг холодного водоснабжения и водоотведения за период с июня по декабрь 2013 года перерасчитана по тарифам для категории "население", а также сведения о том, что Предприятием 10.04.2014 был направлен проект нового договора холодного водоснабжения и водоотведения N 933-114 Филиалу ОАО "Славянка".
Таким образом, МУП ЖКХ "Солецкое" исполнило предупреждения, выданные Новгородским УФАС России.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 7 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Филиала "Новгородско-Вологодский" Открытого акционерного общества "Славянка" отказать в связи с устранением указанно нарушения в результате исполнения Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство "Солецкое" предупреждений, выданных Новгородским УФАС России.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
Исп.: Бунин И.В.(8162)738851
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 30 мая 2014 г. N 3028/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016