Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 29 мая 2014 г. N 3031/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "Проектно - Строительная компания Кронос" (173003, Великий Новгород, наб. реки Гзень, д. 7; далее - ООО "ПСК Кронос") заявление о нарушении заказчиком (организатора открытого конкурса) - Открытым акционерным обществом "123 авиационный ремонтный завод" (175201, Новгородская обл., г. Старая Русса, квартал Городок; далее - ОАО "123 АРЗ") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по реконструкции пола корпуса ремонта самолетов с АПК инв. N 00-123, извещение N 31400889023 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.02.2014.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
28.03.2014 в Новгородское УФАС России от ООО "ПСК Кронос" (вх. N 2323 Новгородского УФАС России) поступила жалоба на действия заказчика (организатора открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по реконструкции пола корпуса ремонта самолетов с АПК инв. N 00-123 (извещение N 31400889023; дата размещения извещения - 13.02.2014) (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление).
Из Заявления ООО "ПСК Кронос" следует, что заказчик (организатор открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" неправомерно установил требование к участникам рассматриваемой закупки в виде предъявления положительных отзывов об исполнении аналогичных работ на предприятиях авиационной промышленности. Данное требование заказчика нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" представлены запрошенные запросом Новгородского УФАС России исх. N 1685/02 от 02.04.2014 копии документов и информация (вх. N 3154 от 17.04.2014 Новгородского УФАС России). Какие-либо объяснения от заказчика не поступали.
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком - ОАО "123 АРЗ" в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - ОАО "123 АРЗ" разработано и утверждено протоколом N 12 от 23.11.2012 Совета директоров ОАО "123 АРЗ" Положение о закупках ОАО "123 АРЗ" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В пункте 3 параграфа 12 раздела 3 Положения о закупках заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" конкурс (открытый или закрытый) определен одним из способов размещения заказа (закупки).
Раздел 4 Положения о закупках содержит требования к проведению конкурса на право заключить договор. Так, согласно пункту 1 параграфа 16 Положения о закупках содержание конкурсной документации должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 8 параграфа 6 и пунктом 7 параграфа 10 Положения о закупках.
Согласно подпункту 9 пункта 8 параграфа 6 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны необходимые сведения, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 5 параграфа 10 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, согласно пункту 5 параграфа 10 Положения о закупках заказчик может предъявлять требования к участникам закупки, а также устанавливать исчерпывающий перечень документов для подтверждения данных требований, только в случае предварительного установления рассматриваемых требований в документации о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по реконструкции пола корпуса ремонта самолетов с АПК инв. N 00-123 (далее - Конкурсная документация) была утверждена Управляющим директором ОАО "123 АРЗ" А.Л. Сахаровым 05.02.2014.
В пункте 14 части 10 Конкурсной документации установлено, что в составе заявки на участие в конкурсе участники должны представить не менее трех положительных отзывов об исполнении аналогичных работ на предприятиях авиационной промышленности, подписанные руководителями (заместителями руководителей) организаций - заказчиков на их фирменных бланках (для участников, имеющих историю договорных отношений с ОАО "123 АРЗ" - не требуется.
Согласно Протоколу N 1 от 18.03.2014 вскрытия конвертов с заявками на участие в рассматриваемом открытом конкурсе заявка ООО "ПСК Кронос" (заявка N 6), зарегистрированная 17.03.2014 под входящим номером 2489, не содержала предусмотренных требованиями к участникам закупки Конкурсной документацией положительных отзывов об исполнении аналогичных работ на предприятиях авиационной промышленности, поскольку в заявке ООО "ПСК Кронос" были приложены отзывы о выполнении не аналогичных работ и не на объектах, являющихся предприятиями авиационной промышленности.
В соответствии с пунктом 3.1.12 части 3.1 Конкурсной документации несоблюдение требований подготовки заявки на участие в конкурсе, в том числе несоблюдение требований о предоставлении в составе заявки необходимых документов, может повлечь за собой отказ в принятии заявки на участие в конкурсе
В соответствии с Протоколом N 2 от 21.03.2014 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе заявка ООО "ПСК Кронос" была допущена к участию в рассматриваемой закупке. Таким образом, непредставление указанных документов в составе заявки не послужило основанием для отказа в допуске участнику закупки - ООО "ПСК Кронос". Следовательно, права и законные интересы ООО "ПСК Кронос" как участника закупки не были нарушены аукционной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ".
Таким образом, установленное в Конкурсной документации заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в закупке не менее трех положительных отзывов об исполнении аналогичных работ на предприятиях авиационной промышленности, не может считаться незаконным и неправомерно установленным.
Следовательно, установление заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "123 АРЗ" требований к участникам рассматриваемой закупки в таком виде не нарушает принципов Закона о закупках, в том числе принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "ПСК Кронос" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления, государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 29 мая 2014 г. N 3031/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016