Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 27 мая 2014 г. N 3-09/17-2014
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Управления;
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы;
при участии:
со стороны открытого акционерного общества "Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт" (далее - ОАО "ПНИЭИ"):
- <_> - представителя по доверенности от 23.05.2014 N 149;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Ланфорс":
- <_> - представителя по доверенности от 26.05.2014 N 13;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланфорс" (ул. Володарского, 94Б, г. Пенза, 440000) на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика - открытого акционерного общества "Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт" при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 19 мая 2014 года поступила жалоба ООО "Ланфорс" на действия Заказчика, Комиссию по закупкам Заказчика - открытого акционерного общества "Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт" при проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков.
Из жалобы заявителя следует, что при проведении запроса ценовых котировок (извещение N 31401112264) Заказчиком нарушена форма проведения закупки, Комиссией по закупкам необоснованно отклонена котировочная заявка ООО "Ланфорс" как несоответствующая требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок.
Правовая позиция ОАО "ПНИЭИ" изложена в письменном отзыве от 21.05.2014 N 1183-3.
На заседании Комиссии Управления представитель ОАО "ПНИЭИ" с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что процедура запроса ценовых котировок проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Постановлением Правительства от 21.06.2012 N 616. Заявка ООО "Ланфорс" отклонена Комиссией по закупкам в связи с несоответствием цвета предлагаемого к поставке товара требованиям документации.
Комиссия Управления в соответствии с уведомлением - требованием от 21.05.2014 N 1183-3 назначена и проведена в 15 часов 00 минут 27 мая 2014 года.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 (далее также Порядок рассмотрения жалоб), жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО "ПНИЭИ" и содержащим требования к закупке, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Общества (далее - Положение о закупках), утвержденное решением Совета директоров ОАО "ПНИЭИ" от 28.03.2012 (протокол от 28.03.2013 N б/н).
Пунктом 1 раздела 1 Положения о закупках установлено, что данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 4 Положения о закупках закупки любых товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с нормами данного положения, если иное не установлено законом или Положением.
Приказом и.о. директора ОАО "ПНИЭИ" от 21.08.2012 N 1096 сформирована Комиссия по закупкам - по линии закупок оргтехники, комплектующих и отладочного оборудования.
Как следует из представленных документов 28.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.ru ОАО "ПНИЭИ" опубликовано извещение N 31401112264 о проведении запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков и соответствующая документация.
Начальная (максимальная) цена договора составила 1 149 400,00 (один миллион сто сорок девять тысяч четыреста рублей 00 копеек) рублей.
На участие в рассматриваемом запросе ценовых котировок было подано 8 заявок, в том числе котировочная заявка ООО "Ланфорс", что подтверждается записью в журнале регистрации поступления котировочных заявок (Приложение N 1 к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 заявка ООО "Ланфорс" отклонена по причине несоответствия требованиям, установленным документацией о проведении запроса ценовых котировок, а именно предлагаемое к поставке оборудование не соответствует требуемым характеристикам по цвету.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В приложении N 2 к документации о проведении запроса ценовых котировок N 31401112264 (Техническое задание, приложение N 2 к проекту договора поставки) в разделе основные требования к оборудованию в строке цвет указан черный.
Вместе с тем, в котировочной заявке ООО "Ланфорс" к поставке предложено оборудование белого цвета.
Подпунктом 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, или предложенная в котировочной заявке цена товаров, работ, услуг, превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса ценовых котировок.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.
Таким образом, действия Комиссии по закупкам по отклонению заявки ООО "Ланфорс" в связи с несоответствием предлагаемого к поставке товара требуемым характеристикам оборудования по цвету являются обоснованными.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Управления установлено также следующее.
В графе "Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке" Документации о закупках предусмотрено, что котировочная заявка подается по электронной почте.
Согласно журналу регистрации поступления котировочных заявок две заявки на участие в запросе ценовых предложений поданы на бумажном носителе.
В противоречии вышеуказанному подпункту 4.3. пункта 4 раздела 5 Положения о закупках решением Комиссии по закупкам данные заявки были признаны соответствующими требованиям документации.
Кроме того, частью 4 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень).
При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок и иные), в том числе в электронной форме, а также порядок закупки указанными способами заказчик обязан установить в положении о закупке.
Согласно данному Перечню закупке в электронной форме подлежит, в том числе, группа товаров по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 с кодом 300000 - Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, к которой относится ноутбук.
При размещении заказчиком закупки N 31401112264 на официальном сайте www.zakupki.ru в графе Классификация по ОКДП указан код товара - 300000.
По результатам анализа Положения о закупках порядок запроса ценовых предложений в электронной форме в данном акте заказчиком не определен.
Положением о закупках предусмотрена возможность проведения лишь электронного аукциона, который организуется и проводится по правилам электронной торговой площадки, на которой общество имеет аккредитацию (пункт 2.3 раздела 3 Положения о закупках).
Из анализа действующего законодательства РФ, регулирующего закупочную деятельность, следует, что закупка в электронной форме осуществляется на электронной торговой площадке, где обмен информацией между участниками такой закупки, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником закупки, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью.
Вместе с тем, в документации о проведении запроса ценовых котировок N 31401112264 место подачи заявок и подведения итогов указано: г. Пенза, ул. Советская, д.9. В графе "Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке" Документации установлено, что котировочная заявка подается по электронной почте.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.05.2014 на участие в закупках было подано две заявки на бумажном носителе, которые решением Комиссии были признаны соответствующими требованиям документации.
Электронная форма закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документооборота.
Исходя из изложенного, запрос ценовых котировок N 31401112264 на поставку ноутбуков ОАО "ПНИЭИ" проведен не в электронной форме, что противоречит постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Таким образом, несоблюдение ОАО "ПНИЭИ" электронной формы запроса ценовых котировок на поставку ноутбуков противоречит требованиям части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланфорс" обоснованной.
Признать заказчика - открытое акционерное общество "Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт" нарушившим часть 1 статьи 2 и часть 4 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Признать Комиссию по закупкам заказчика - открытого акционерного общества "Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт" нарушившей часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать заказчику - открытому акционерному обществу "Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт" предписание об устранении нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", для чего в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "ПНИЭИ" определить порядок проведения запроса ценовых котировок на поставку товаров, работ и услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 27 мая 2014 г. N 3-09/17-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016