Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 5 мая 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей:
ООО "Армада" (далее - Заявитель, Общество): <_>
Администрации Фурмановского муниципального района (далее - Заказчик): <_>
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): <_> установила:
21.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Армада" на действия Единой комиссии Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ: "Ремонт тротуаров и площадей" (извещение N 0133300015615000041).
Заявитель считает, что Единая комиссия Администрации Фурмановского муниципального района незаконно отказала ООО "Армада" в допуске к участию в электронном аукционе. Общество составило заявку в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и документации об электронном аукционе.
Также Заявитель считает, что в нарушение ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.04.2015 не содержал положений документации об электронном аукционе, которым не соответствовала заявка Общества, а также положений заявки ООО "Армада", которые не соответствовали требованиям документации по закупке.
Специализированная организация, Заказчик в своих возражениях на жалобу указали, что не согласны с доводами жалобы. В заявке Общества не были указаны конкретные показатели товаров, установленные в "Техническая часть. Продолжение" документации об электронном аукционе.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0133300015615000041 о проведении электронного аукциона на выполнение работ: "Ремонт тротуаров и площадей".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.04.2015 участнику закупки, зарегистрированному под порядковым номером 4, отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной систем: участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, в случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. А именно, на основании пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участником не представлены конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Участник закупки нарушил п. "б" ч. 3.2.2 документации об электронном аукционе, предусматривающий требования к составу первой части заявки.
Участником закупки, зарегистрированным под порядковым N 4, не предложены конкретные показатели в отношении части товаров, установленных Техническим заданием. В частности, не выбраны конкретные показатели, в отношении части материалов, установленные в файле "Техническая часть. Продолжение".
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в ч. 3.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" ч. I документации об электронном аукционе.
Согласно п. 4 раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) - ч. II документации.
Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав документацию об указанном электронном аукционе, установила, что требования к используемым материалам установлены в ч. II "Техническая часть" документации по закупке.
Кроме того, в "Техническая часть. Продолжение" документации по закупке указано, что "производство работ производить в строгом соответствии с положениями следующих нормативных документов".
Таким образом, в соответствии с документацией об электронном аукционе участники закупки не обязаны выбирать конкретные показатели, установленные в файле "Техническая часть. Продолжение". Участникам при составлении первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо было указывать конкретные показатели из ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе. Ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе закреплено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что в рамках проведенного электронного аукциона, отказом ООО "Армада" в допуске к участию в электронном аукционе были нарушены требования ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол, помимо всего прочего, должен содержать информацию об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Однако учитывая указанное выше, в нарушение ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.04.2015 не содержал положений документации об электронном аукционе, которым не соответствовала заявка Общества, а также положений заявки ООО "Армада", которые не соответствовали требованиям документации по закупке.
Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
В разделе "Требования к используемым материалам" в п. 6 "Ремонт тротуара ул. Тимирязева (нечетная сторона)", п. 7 "Ремонт тротуара ул. Тимирязева (четная сторона)", п. 6 "Ремонт тротуара ул. Революционная, ул. Возрождения от торгового центра до путепровода (четная сторона домов)" ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе по позиции "Щебень" установлено, в том числе следующее: "Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: не более 50 ммоль/л аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимых в щелочах; 1,5 % по массе сульфатов (гипс, ангидрит) и сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3; не более 4 % по массе пирита; не более 15 % по объему слоистых силикатов, если слюды, гидрослюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами; не более 0,1 % по массе галоидных соединений (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) в пересчете на ион хлора; не более 0,25 % по массе свободных волокон асбеста; не более 1,0 % по массе угля и древесных остатков; не более 10 % по объему каждого из перечисленных породообразующих минералов (магнетита, гетита, гематита и др., апатита, нефелина, фосфорита) или их суммы в количестве не более 15 %" и т.д.
По позиции "Вода" в п. 5, 6 "Ремонт тротуара ул. Тимирязева (нечетная сторона)", п. 6, 7 "Ремонт тротуара ул. Тимирязева (четная сторона)", п. 5, 6 "Ремонт тротуара ул. Революционная, ул. Возрождения от торгового центра до путепровода (четная сторона домов)" установлено, в том числе следующее:
При выборе морской воды: Содержание_ ионов в воде морей и океанов должно соответствовать таблице:
Наименование |
Содержание, мг/л |
||
|
ионов SO42- |
|
|
Заливы Балтийского моря |
|
- |
|
Азовское море |
|
- |
|
Аральское море |
|
3350 |
|
Каспийское море |
|
2380-3330 |
|
Черное море |
|
1350-1650 |
|
Белое море |
|
1500-2600 |
|
Океаны и открытые моря |
|
2540-2880 |
|
"Питьевая вода: содержание вредных химических веществ, не должно превышать указанных в таблице:
Техническая вода должна быть безвредна для здоровья людей (коли-индекс не более 1000). Отложения солей должны быть не более 0,08 мм в течение 1 мес., а биологические обрастания на 1 м? поверхности - слоем не более 0,05 мм в течение 1 мес.
запах при температуре воды от 20 до 60 °С - не более 2 баллов; привкус при 20 °С - не более 2 баллов;
цветность по платиново-кобальтовой или имитирующей шкале - не более 20°
мутность по стандартной шкале - не более 1,5 мг/л.
Содержание сухого остатка допускается не более 1000 мг/л, общая жесткость - 7 мг экв/л, концентрация хлоридов - 350 мг/л, железо - 0,3; нитраты - не более 45 мг/л.
Водородный показатель (рН) должен быть в пределах 6,0-9,5. Показателем эффективности обеззараживания воды хлором является наличие остаточного свободного хлора. Его концентрация не менее 0,3 мг/л и не более 0,5 мг/л" и т.д.
Естественная поверхностная или грунтовая вода должна соответствовать показателям, приведенным в таблице:
Показатели |
Единицы измерения |
Норматив |
Органолептические |
|
|
Запах Привкус Цветность Мутность |
баллы баллы градусы ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по коалину) |
не более 2-3
не более 2-3
не более 30
в пределах 2,6-3,5
не более 1,5-2,0 |
Химические |
|
|
Водородный показатель |
единицы РН |
6-9 |
Жесткость общая |
мг-экв./л |
не более 7-10 |
Нитраты (NО3) |
мг/л |
не более 45 |
Общая минерализация |
мг/л |
1000-1500
(сухой остаток) |
Окисляемость перманганатная |
мг/л |
не более 5-7 |
Сульфаты (SO4(2-)) |
мг/л |
не более 500 |
Хлориды (CL(-)) |
мг/л |
350 |
Химические вещества неорганической и |
мг/л |
ПДК |
органической природы |
|
|
Микробиологические |
|
|
Общие колиформные бактерии |
число бактерий в 100 мл |
отсутствие |
Общее микробное число |
число образующих колонии микробов в 1 мл |
100 |
Термотолерантные колиформные бактерии |
число бактерий в 100 мл |
отсутствие |
Колифаги |
число бляшкообразующих единиц в 100 мл |
отсутствие |
Согласно пояснениям представителя Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, информацию о конкретных характеристиках товаров участник может узнать у производителя, а также после проведения лабораторных исследований товаров, либо непосредственно при приобретении товара и получения на него сертификатов или иных документов, которые передаются только лишь вместе с товаром при его продаже и, где могут содержаться показатели (характеристики) товара на конкретную партию данного товара.
Между тем, Закон о контрактной системе не предусматривает ни одного из вышеперечисленных вариантов, следовательно, требование об указании детальных конкретных характеристик, установленных в документации по закупке, является необоснованным. Таким образом, указанные выше требования являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика не смог пояснить потребность в установлении детальных требований в отношении указанных выше товаров. Пояснив лишь, что Заказчик устанавливал показатели из (ГОСТ), что, соответственно, означает, что описание объекта закупки носит объективный характер. Ивановское УФАС России считает данный довод Заказчика несостоятельным, ввиду того, что документация по закупке формируется Заказчиком исходя из своей потребности, соответственно, должны быть установлены такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для заказчиков, обусловлены их потребностями.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Армада" на действия Единой комиссии Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ: "Ремонт тротуаров и площадей" (извещение N 0133300015615000041) обоснованной.
2. Признать в действиях Администрации Фурмановского муниципального района нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 5, 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 28 апреля 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 05 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
рассмотрев ООО "Армада" на действия Единой комиссии Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ: "Ремонт тротуаров и площадей" (извещение N 0133300015615000041), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 28 апреля 2015 года, предписывает:
1. Заказчику - Администрации Фурмановского муниципального района устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 22.05.2015 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ: "Ремонт тротуаров и площадей" в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 28.04.2015 и Законом о контрактной системе.
2. Специализированной организации - ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" в срок до 22.05.2015 отменить все составленные в ходе проведения закупки протоколы, разместить соответствующую информацию, а также измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также уведомить участников, подавших ранее заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе, о возможности вновь подать заявки с учетом внесенных изменений.
4. Администрации Фурмановского муниципального района, ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 27.05.2015 с приложением подтверждающих документов.
5. Специализированной организации - ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" в связи с конфликтом предписания, выданного 23.04.2015 по жалобе ООО СК "Свод" и настоящего предписания, исполнять настоящее предписание.
Подписи членов Комиссии
Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 5 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016