Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
от 23 июля 2012 г. N 04-04/1005
Резолютивная часть решения оглашена "10" июля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" июля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) рассмотрев дело N 04-04/1005 по признакам нарушения Открытого акционерного общества "ТНК-Ярославль" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения дела являются:
служебная записка от 10.01.2012 N СД 465 "О сложившейся ситуации на рынке автомобильного бензина "Нормаль 80" с февраля 2011 г. на территории Костромской области и возбуждении дела в отношении ОАО "ТНК-Ярославль" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
данные ежедневного и еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты (автомобильные бензины и дизельное топливо), данные по мониторингу имеющихся остатков нефтепродуктов на нефтебазах Костромской области.
При рассмотрении дела Комиссией была получена информация от Открытого акционерного общества "ТНК-Ярославль" (далее - ОАО "ТНК-Ярославль", Общество, Ответчик) и хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц с Открытым акционерным обществом "ТНК-ВР Холдинг" (далее - ОАО "ТНК-ВР Холдинг"), необходимая для принятия обоснованного решения по настоящему делу.
В соответствии с поручением ФАС России, Костромское УФАС России проводит ежедневный и еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты по всем видам автомобильного бензина и дизельного топлива. В ходе проведенного анализа по результатам данных мониторингов видно, что с 11 февраля 2011 г. на АЗС, принадлежащих Обществу с ограниченной ответственностью "Костромская топливная компания" (далее - ООО "Костромская топливная компания"), перестал реализовываться автомобильный бензин марки "Нормаль 80". На АЗС ИП <_> реализация данного вида продукта была прекращена с 3 марта по 28 апреля 2011 г., на АЗС Общества с ограниченной ответственностью "Союз В.Г.В." с 29 апреля по 4 мая 2011 г.
На основании проведенного анализа по данному факту были запрошены хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию нефтепродуктов на территории Костромской области. Из представленных ответов ИП <_> ИП <_> Общества с ограниченной ответственностью "МИНИ" видно, что основным поставщиком нефтепродуктов ОАО "ТНК-Ярославль" в поставке автомобильного бензина марки "Нормаль 80" указанным хозяйствующим субъектам было отказано с февраля 2011 г.
Костромским УФАС России был проведен анализ конкурентной среды на оптовом рынке автомобильного бензина и дизельного топлива на территории Костромской области за 2011 г., соответствующий требованиям "Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В результате проведенного анализа установлено следующее:
доля Открытого акционерного общества "Газпромнефть-Ярославль" (далее - ОАО "Газпромнефть-Ярославль") на оптовом рынке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" составляет более 40 процентов, но менее 50 процентов;
доля ОАО "ТНК-Ярославль" на оптовом рынке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" составляет более 20 процентов, но менее 50 процентов.
Соответственно совокупная доля ОАО "ТНК-Ярославль" и ОАО "Газпромнефть-Ярославль" на оптовом рынке автомобильного бензина марки "Нормаль-80", поставляемого на территорию Костромской области составляет более 60 процентов и соответственно превышает 50 процентов.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых (не более чем трех хозяйствующих субъектов), на соответствующем товарном рынке, превышает 50 процентов, а также превышает доли других хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке.
Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов на оптовом рынке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" составляет более 8 процентов.
ОАО "ТНК-Ярославль" является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим в собственности на территории Костромской области 6 нефтебаз, 4 из которых действующие с общим объемом суммарной емкости хранения под автомобильный бензин марки "Нормаль-80" 4 000 м3. Соответственно, Общество обладало технической возможностью приобретать и хранить автомобильный бензин марки "Нормаль-80" в объеме достаточном для дальнейшей реализации, в том числе и третьим лицам.
Все хозяйствующие субъекты, закупающие нефтепродукты и в дальнейшем реализующие их на территории Костромской области, не имеют в своем наличии нефтебазы, а соответственно не имеют возможности для хранения.
ОАО "ТНК-Ярославль" входит в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и является его единственным посредником по реализации нефтепродуктов на территорию Костромской области. ОАО "ТНК-ВР Холдинг" осуществляется не только оптовая реализация нефтепродуктов, в состав группы лиц данной нефтяной компании входят хозяйствующие субъекты, добывающие основные объемы нефти и владеющие нефтеперерабатывающими заводами на территории Российской Федерации, то есть является вертикально интегрированной нефтяной компанией (далее - ВИНК). В соответствии с подпунктом "г" пункта 8.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, это создает для указанного хозяйствующего субъекта преимущества по сравнению с другими участниками рынка, а также дополнительные барьеры для входа на рынок.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о наличии у ОАО "ТНК-Ярославль" возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынках нефтепродуктов и затруднять доступ на рынок оптовой реализации нефтепродуктов другим хозяйствующим субъектам.
Автомобильный бензин марки "Нормаль-80" регулируется такими государственными стандартами как ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003 и по своим техническим характеристикам относится к низкооктановым автомобильным бензинам. Такие автомобильные бензины как АИ-92, АИ-95 и АИ-98 (их аналоги) по своим техническим характеристикам относятся к высокооктановым автомобильным бензинам. Соответственно учитывая требования статьи 4 Закона о защите конкуренции, автомобильный бензин марки "Нормаль-80" не является взаимозаменяемым товаром с такими автомобильными бензинами как АИ-92, АИ-95 и АИ-98 (их аналоги).
Из представленных данных ОАО "ТНК-Ярославль" следует, что единственным поставщиком Общества является ОАО "ТНК-ВР Холдинг", а отпуск нефтепродуктов осуществляется с ОАО "Славнефть-Ярославльнефтеоргсинтез".
В рассматриваемый период времени поставщик автомобильного бензина марки "Нормаль-80" - ОАО "ТНК-Ярославль" не исполнял свои обязательства по договорам и не отгружал нефтепродукты. Так, в марте 2011 г. ОАО "ТНК-Ярославль" были заключены договоры организации поставок нефтепродуктов (мелкий опт) с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на мелкооптовом и розничном рынке нефтепродуктов на территории Костромской области. Во вновь заключенном договоре поставки отсутствовали такие существенные условия как: период поставки товара (статья 508 Гражданского кодекса Российской Федерации), наименование и количество товара (пункт 3 статьи 455 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
По договору организации поставок нефтепродуктов (мелкий опт) от 2011 г., покупатель обязан оплатить поставщику товар на условиях предоплаты в размере 100 процентов. На основании представленных ОАО "ТНК-Ярославль" актов сверки по итогам 2011 г. с контрагентами известно, что задолженность Общества в пользу контрагентов, осуществляющих дальнейшую реализацию автомобильного бензина "Нормаль-80" на территории Костромской области, составила <_> руб., что указывает на ограничение поставок на рассматриваемом рынке.
В ходе рассмотрения дела Ответчиком были представлены доводы об ограничении поставки автомобильного бензина "Нормаль-80" хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц с ОАО "ТНК-ВР Холдинг", из-за изменения условий обращения товара на рынке, выразившиеся во введении в действие Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", принятого Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 (далее - Технический регламент N 118) что стало причиной существенного сокращения производства автомобильного бензина "Нормаль-80" нефтеперерабатывающими предприятиями группы лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Данный довод не был принят Комиссией по следующим причинам:
- Техническим регламентом N 118 не ограничивается оборот бензина с октановым числом от 80, что позволяло реализовывать нефтепродукты в течение указанного периода;
- Выпуск продукции второго и третьего экологического класса не являлось препятствием реализация топлива, так как срок запрета на реализацию бензина данных экологических классов был продлен в период нарушения. Второго класса - до 31 декабря 2012 г. (согласно пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. N 748 "Изменения, которые вносятся в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту"), а третьего класса - до 31 декабря 2011 г. (согласно пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2008 N 1076 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118);
- Информация о продлении сроков действия реализации автомобильного бензина второго экологического класса была доступна неограниченному кругу лиц.
Следовательно, в указанный период у ОАО "ТНК- Ярославль" не было причин для прекращения реализации автомобильного бензина марки "Нормаль-80".
В 2011 г. объем закупаемого Обществом автомобильного бензина марки "Нормаль-80" составил <_> тонн, в то время как в 2010 г. данный объем составлял <_>тонн (закупка топлива снизилась на 48,4 %). В адрес ОАО "ТНК-Ярославль" не поступало писем от ОАО "Славнефть-Ярославльнефтеоргсинтез" о сокращении объемов производства автомобильного бензина марки "Нормаль-80". Также не было официальных писем со стороны ОАО "ТНК-ВР Холдинг" о сокращении объемов поставки автомобильного бензина марки "Нормаль-80", перебоев в поставках автомобильного бензина также не было, поставки производились регулярно. Более того, выпуск автомобильного бензина марки "Нормаль-80" ОАО "Славнефть-Ярославльнефтеоргсинтез" был прекращен в феврале 2012 г. Соответственно, у Общества существовала технологическая возможность осуществлять поставки как на собственные АЗС, так и хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Доводы ОАО "ТНК-Ярославль" по обеспечению автомобильным бензином марки "Нормаль-80" в первую очередь сельхозтоваропроизводителей, покупателей-бюджетников, районы области, где отсутствуют альтернативные источники обеспечения топливом, кроме АЗС Общества, также не принимаются Комиссией так как доля в реализации сельхозпроизводителей составляла в 2010 году всего 11,1%, а в 2011 году - 11,5%.
Таблица.
Схема распределения автомобильного бензина марки "Нормаль-80"
ОАО "ТНК-Ярославль" в 2010 и в 2011 гг.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
||
Абсолютный показатель, тонн |
% от общего закупленного объема АИ-80 в 2010 г. |
Абсолютный показатель, тонн |
% от общего закупленного объема АИ-80 в 2011 г. |
|
Закупленный объем |
<_> |
Х |
<_> |
Х |
Всего реализовано сельхозтоваропроизводителям и бюджетникам |
<_> |
11,1 |
<_> |
11,5 |
Всего реализовано на собственные АЗС |
<_> |
28,7 |
<_> |
55,1 |
Реализация вне группы лиц |
<_> |
48,8 |
<_> |
12,2 |
Всего реализовано АИ-80 |
<_> |
77,5 |
<_> |
67,3 |
Как видно из приведенных данных, реализация автомобильного бензина "Нормаль-80" ОАО "ТНК-Ярославль" хозяйствующим субъектам вне группы лиц сократилась в 8 раз, а в группе лиц фактически не изменилась, при этом общество обладало достаточными остатками автомобильного бензина марки "Нормаль-80", а именно около <_> тысяч тонн. В том числе остатки автомобильного бензина марки "Нормаль-80" на нефтебазах Костромской области в 2011 г. составляли <_> тонн, в то время как в 2010 г. эта цифра была на 31,1 % меньше. Соответственно, можно сделать вывод о том, что у Общества имелись достаточные остатки автомобильного бензина марки "Нормаль-80", а значит Общество обладало технической возможностью поставить автомобильный бензин контрагентам по договорам поставки за предоплаченное топливо.
Иных доказательств отсутствия экономической или технологической возможности поставок автомобильного бензина марки "Нормаль-80" Ответчиком представлено не было.
Вследствие того, что ОАО "ТНК-Ярославль" не поставлял в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих дальнейшую реализацию нефтепродуктов через АЗС автомобильный бензин марки "Нормаль-80" на территории Костромской области, были ущемлены интересы участников розничного рынка нефтепродуктов, не входящих в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Реализация автомобильного бензина марки "Нормаль-80" с АЗС, принадлежащих ОАО "ТНК-Ярославль", где отсутствуют альтернативные источники обеспечения топливом в 2011 г. увеличились на 2,1 % по сравнению к 2010 г., в то время как реализация того же вида топлива с АЗС, где присутствуют хозяйствующие субъекты, не входящие в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг", увеличилась на 22 % по сравнению с 2010 г. В большинстве случаев покупка автомобильного бензина марки "Нормаль-80" была возможна только на АЗС группы ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Последствием рыночного поведения ОАО "ТНК-Ярославль" стало увеличение доли реализации автомобильного бензина марки "Нормаль-80" через АЗС группы лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг" на территории Костромской области более чем на 15%, при этом существенно сократилась доля независимых хозяйствующих субъектов и усилилась рыночная концентрация розницы, так как доля крупнейшего хозяйствующего субъекта, не входящего в группу лиц ВИНК составляла лишь 4,5%.
При этом с февраля по май 2011 г., а в ряде случаев по сентябрь 2011 г. контрагенты могли приобрести автомобильный бензин марки "Нормаль-80" только у ОАО "ТНК-Ярославль", так как договор с другим поставщиком ОАО "Газпромнефть-Ярославль", согласно предоставленным сведениям был заключен с ИП <_> 11.05.2011 г., с ООО "Костромская топливная компания" - 20.05.2011 г., ИП <_> - 11.05.2011 г., ИП <_> - 20.09.2011 г. в силу сложившейся практики делового оборота и проведения договорной компании существуют преддоговорные отношения. Соответственно ОАО "Газпромнефть-Ярославль" не могло в одночасье поставить требуемые объемы автомобильного бензина марки "Нормаль-80" хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг", так как все объемы поставки и реализации были запланированы заранее и под конкретных контрагентов, с которыми у ОАО "Газпромнефть-Ярославль" уже имелись договорные отношения.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Принципы недопущения экономической деятельности направленной на монополизацию, установлены статьей 34 Конституции Российской Федерации.
В соответствии в пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 5 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Кроме того, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Несмотря на тот факт, что по итогам 2011 г. рентабельность ОАО "ТНК-Ярославль" незначительно уменьшилась по сравнению с 2010 г., результатом этих действий стало существенное повышение розничной доли АЗС ОАО "ТНК-Ярославль" на рынке автомобильного бензина "Нормаль-80" на территории Костромской области. Такими мерами Общество на протяжении 2011 г. вытесняло конкурентов с розничного рынка реализации автомобильного бензина марки "Нормаль-80".
Действия Общества не соответствуют Закону о защите конкуренции, а именно не поставка автомобильного бензина марки "Нормаль-80" хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг", создали препятствия доступа на товарный рынок автомобильного бензина марки "Нормаль-80" данным хозяйствующим субъектам. Результатом этого явилось то, что "независимые" хозяйствующие субъекты были поставлены в дискриминационные условиях по отношению к участникам розничного рынка, входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг", а соответственно были ущемлены в праве реализовывать на розничном рынке автомобильный бензин марки "Нормаль-80" на равных условиях с Ответчиком, тем самым он нарушил пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Общество не представило доказательств того, что созданные им условия реализации автомобильного бензина марки "Нормаль-80" на территории Костромской области в 2011 г. являлись действиями, соответствующими Закону о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о необоснованном отказе автомобильного бензина марки "Нормаль-80" хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг", со стороны ОАО "ТНК-Ярославль", так как данный факт препятствовал входу на данный товарный рынок, тем самым создавал дискриминационные условия. Общество использовало свое доминирующее положение и злоупотребляло им, что является основанием для признания его действий виновными.
Комиссия считает, что приведенные факты свидетельствуют о нарушении ОАО "ТНК-Ярославль" пунктов 8 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании дискриминационных условий и создании препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг" на рынке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" в географических границах Костромской области с февраля 2011 г.
Поскольку выпуск неэтилированного бензина марки "Нормаль-80" заводом изготовителем ОАО "Славнефть-Ярославльнефтеоргсинтез" прекращен с февраля 2012 г. предписание не выдавать.
Комиссия полагает, что принятие настоящего решения и привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства. По данной причине Комиссия считает, что основания применения к ответчику иных мер, определенных частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения ОАО "ТНК-Ярославль" пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании дискриминационных условий по отношению к хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
2. Признать факт нарушения ОАО "ТНК-Ярославль" пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании препятствий доступа на товарный рынок хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "ТНК-ВР Холдинг" на рынке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" в географических границах Костромской области с февраля 2011 г.
3. В связи с прекращением выпуска неэтилированного бензина марки "Нормаль-80" ОАО "Славнефть-Ярославльнефтеоргсинтез" с февраля 2012 г. предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 04-04/1005 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленным нарушением Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 23 июля 2012 г. N 04-04/1005
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016