Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 3 июня 2014 г. N 07857-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N17/13 "Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу (вх. N 07857-14 от 26.05.2014 г.) ООО "Диана спорт" (далее - заявитель) на действия КГАОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" (далее - заказчик) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку горнолыжного инвентаря, извещение N 31401135512 опубликовано 07.05.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - закупка), установила:
07.05.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), опубликовано извещение N 31401135512, способ закупки- открытый запрос предложений в электронной форме.
Датой окончания приема заявок указано 15.05.2014 г.
Рассмотрение заявок назначено на 16.05.2014 г., подведение итогов - на 16.05.2014 г.
По мнению заявителя, заказчиком нарушен порядок определения победителя запроса предложений.
Протоколом от 16.05.2014 г. (приложение N2) победителем признано ООО "Нордспорт", ООО "Диана спорт" признано посредником. При этом каких-либо требований к участнику закупки, как к поставщику горнолыжного оборудования, а также требований о представлении в составе заявки проекта договора - документацией о закупке не предъявлялось. Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить протокол рассмотрения и оценки заявок от 16.05.2014 г.
Представитель заказчика доводы жалобы не поддерживает, указал, что ООО "Нордспорт" было признано победителем, поскольку к его заявке были приложены все необходимые документы, в том числе проект договора. В документах, поданных ООО "Диана спорт", проект договора отсутствует. Кроме того, ООО "Диана спорт" само является покупателем ООО "Нордспорт", в то время как последний - единственный дилер Rossignol в России. На основании изложенного, победитель закупки комиссией заказчика определен верно, жалобу заказчик просит признать необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Действия заказчика рассматриваются Комиссией Пермского УФАС России в порядке, предусмотренном Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N17/13 "Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" (далее - Порядок N17/13).
В соответствии с Порядком N17/13 антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок (п. 2 Порядка N17/13).
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлен Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, КГАОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" относится к хозяйственным обществам, поименованным в в ч.2 ст.1 Закона о закупках. Таким образом, данное учреждение при проведении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.
В силу п. 3 Порядка N17/13, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Из анализа размещенной на официальном сайте закупок информации следует, что:
- утвержденное Решением наблюдательного совета КГАОУ ДОД "СДЮСШОР по горнолыжному спорту и сноуборду" (протокол N4 от 29.04.2013 г.) Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд учреждения (далее - Положение о закупках) опубликовано 30.04.2013 г, с последними изменениями от 20.08.2013 г.;
- извещение, техническое задание на поставку горнолыжного оборудования опубликованы 07.05.2014 г.;
- протокол рассмотрения и оценки предложений участников N31401135512 от 16.05.2014 г. опубликован 19.05.2014 г.
Вместе с тем, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что План закупок учреждения заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru в сети Интернет не опубликован, что заказчиком не опровергается.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках информационная открытость закупок - один основополагающих принципов закупочной деятельности заказчиков.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 названного Закона в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
При этом системное толкование ч. 5,8,10 ст. 4 Закона о закупках позволяет сделать вывод, что документация о закупке является самостоятельным, по отношению к извещению, документом, составление которого обязательно в ходе организации и проведения закупочных процедур.
В рассматриваемом случае, документация о закупке в качестве отдельного документа заказчиком на официальном сайте закупок размещена не была. Более того, опубликованная по извещению N31401135512 информация, сведений, предусмотренных ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, не содержит.
Таким образом, в действиях (бездействии) заказчика содержится нарушение п. 1 ч.10 ст. 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа также установлено следующее.
Согласно журналу регистрации заявок (приложение N1 к протоколу рассмотрения и оценки заявок от 16.05.2014 г.) на участие в запросе предложений поступило две заявки: ООО "Нордспорт" и ООО "Диана спорт".
По итогам закупки победителем признано ООО "Нордспорт" с ценой контракта 149 569,60 рублей. В отношении ООО "Диана спорт", предложившим цену договора 145 600,00 рублей, протокол рассмотрения и оценки заявок в графе "решение комиссии" содержит указание "посредники". При этом представитель заказчика пояснил, что данное решение закупочной комиссии основано на том, что ООО "Диана спорт" является покупателем ООО "Нордспорт", то есть посредником, в то время как другой участник закупки - официальный дилер компании - производителя спортивного инвентаря Rossignol. Кроме того, заявка ООО "Диана спорт" не содержит проект договора.
Вместе с тем, пунктом 7.4.3 Положения о закупках заказчика установлен перечень документов, которые должна включать заявка участника. Данный перечень проекта договора не содержит.
Кроме того, ни извещение, ни документация о закупке (раздел 2) не содержат запрета на участие в закупке лиц, не являющихся официальными дилерами производителя (поставщика).
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, жалоба заявителя является обоснованной.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать организатору торгов указанное предписание в целях устранения допущенного нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N17/13 "Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг", ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
1. Признать жалобу (вх. N 07857-14 от 26.05.2014 г.) ООО "Диана спорт" на действия КГАОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку горнолыжного инвентаря, извещение N 31401135512 опубликовано 07.05.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет, обоснованной.
2. Признать в действиях (бездействии) КГАОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" нарушение пунктов 1,2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать КГАОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного в ходе рассмотрения жалобы нарушения пунктов 1,2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе путем аннулирования открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку горнолыжного инвентаря, извещение N 31401135512 опубликовано 07.05.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. предписывает:
1. Краевому государственному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" совершить действия, направленные на устранение выявленного в ходе рассмотрения жалобы нарушения пунктов 1,2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе путем аннулирования открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку горнолыжного инвентаря, извещение N 31401135512 опубликовано 07.05.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет.
2. В срок до 06.07.2014 г. Краевому государственному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" исполнить п. 1 настоящего предписания.
3. В срок до 11.07.2014 г. Краевому государственному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" представить в адрес Пермского УФАС России письменное подтверждение исполнения п. 1 настоящего предписания.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 июня 2014 г. N 07857-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016