Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 28 апреля 2015 г. N 103-Р-14
Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 28.04.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Широкова О.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия; |
Члены Комиссии: |
Алехина А.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления; Чиж Д.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы; Митрофанова Е.И. - специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы. |
рассмотрев дело N 103-Р-14, возбужденное в отношении ООО "МедиаВолна" по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламного смс-сообщения на номер "_" без согласия абонента "_".
В отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "МедиаВолна" (надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.
В отсутствии заявителя "_" (надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление от "_" о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившихся в распространении 26.08.2014 года в 14:18 на номер +"_" без предварительного согласия абонента рекламного смс-сообщения следующего содержания: "СРОЧНЫЙ ЗАЁМ до 500.000 р. за 30 минут - 8(812)748-22-01 БЕЗ ПРЕДОПЛАТ" от отправителя +7 902 382 03 12 и смс-центром +7 902 098 02 04, данное смс-сообщение было получено 26.08.2014 года в 14:18.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона "О рекламе").
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Указанная выше реклама содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за данное нарушение части 1 статьи 18 Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пояснениям ОАО "Санкт-Петербург Телеком" (ТЕЛЕ2) от 17.09.2014 года N 1086/2 (входящий от 18.09.2014 года N 5238) 26.08.2014 года в 14:18:38 на номер абонента +"_" поступило смс-сообщение с номера +79023820312 с смс-центра +79020980204, входящего в ресурс нумерации компании Волгоград-GSM (Волгоградская область).
В пояснениях ЗАО "Волгоград-GSM" от 03.10.2014 года N 4 юр-1002 (входящий от 10.10.2014 года N 5797) указано, что телефонный номер +79023820312 принадлежит абоненту ООО "А1 Системс".
Между ООО "Волгоград-GSM" (оператор) и ООО "А1 Системс" (абонент) заключен Договор от 01.12.2012 года N 2779785, на основании которого оператор предоставляет абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи.
В силу пункта 2 Дополнительного соглашения от 01.12.2012 года N 1 оператор предоставляет абоненту услугу "sms-контакт". "Услуга sms-контакт" - услуга оператора по передаче от абонента к конечному получателю короткого текстового сообщения информационного характера. Абонент обязан использовать интерфейс для передачи информации конечным получателям только после получения от конечного получателя предварительного согласия на получение данной информации.
ООО "А1 Системс" не направляет смс-сообщения абонентам, так как по предварительно заключенному договору с ООО "Мостелеком" возможность отправки смс-сообщений предоставляется ООО "Мосетелком". ООО "Мостелеком" в свою очередь заключает договоры с контрагентами, в рамках которых смс-сообщения рассылаются абонентам указанными контрагентами. Номер +79020980204 присвоен ООО "БИФРИ" по договору от 12.03.2014 года N 62-мтк, в рамках которого указанным контрагентом была произведена отправка сообщения абоненту +"_".
ООО "БИФРИ" в своем ответе указало, что является техническим провайдером, предоставляющим своим клиентам возможность осуществления отправки смс-сообщений через выделенные операторами сотовой связи номера и идентификаторы путем заключения договоров возмездного оказания услуг.
Так, ООО "БИФРИ" заключило договор от 22.04.2014 года с ООО "МедиаВолна", на основании которого ООО "БИФРИ" приняло на себя обязательство по оказанию ООО "МедиаВолна" услуг по обработке и передаче смс-сообщений, формируемых ООО "МедиаВолна", до смс-центра операторов с целью их последующей передачи абонентам. Таким образом, ООО "МедиаВолна" получило возможность посредством сайта ООО "БИФРИ" производить со своего оборудования смс-рассылку путем ручного набора смс-сообщений и номеров абонентов, в том числе направлять смс-сообщения с любым текстом конкретным абонентам на конкретные номера при условии соблюдения условий Договора и действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, рекламораспространителем данного сообщения является ООО "МедиаВолна".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрев и проанализировав все материалы дела, пришла к выводу, что факт нарушения ООО "МедиаВолна" рекламного законодательства подтверждается заявлением от "_" с прилагаемым скриншотом экрана мобильного телефона где изображена дата, время и текст поступления нежелательного смс-сообщения, а также Договором, заключенным между ООО "БИФРИ" и ООО "МедиаВолна" от 22.04.2014 года N SMSD2204/14-01TO, где рекламораспространителем является ООО "МедиаВолна".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе комиссия, решила:
Признать ненадлежащей рекламу ООО "МедиаВолна" с текстом: "СРОЧНЫЙ ЗАЁМ до 500.000 р. за 30 минут - 8(812)748-22-01 БЕЗ ПРЕДОПЛАТ" от отправителя +7 902 382 03 12 и смс-центром +7 902 098 02 04, данное смс-сообщение было получено 26.08.2014 года в 14:18, распространенную в нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии О.В. Широкова
Члены комиссии: А.А. Алехина
Д.А. Чиж
Е.И. Митрофанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 28 апреля 2015 г. N 103-Р-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016