Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 03-01/6650 (опубликовано 1 августа 2012 г.)
(изготовление решения в полном объеме)
20 июля 2012 года
(оглашение резолютивной части)
03-01/6650
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия, Коми УФАС России), в составе: <_> рассмотрев материалы дела N Р 32-05/12, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <>и (далее - ИП <>и А.В.) и индивидуального предпринимателя <>ой (далее - ИП <>а Е.Ю.), по факту распространения рекламы, размещенной на странице 28 газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" N 5 (178) от 04.02.2012, следующего содержания: "ОРМАТЕК Здорово спать! Ортопедические матрасы кровати, подушки ул. Карла Маркса, 213, тел. 46-91-90, www.ormatek.com имеются противопоказания, необходима консультация специалиста", с признаками нарушения требований п. 5 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии:
- представителя ИП <>и <_> действующей на основании доверенности от 29.10.2009;
- представителя ИП <>ой Е.Ю. <>а, действующего на основании доверенности от 12.07.2012,
в отсутствие:
- заявителя, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 1670005899077 от 20.06.2012;
- ООО "Город 11", надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 1670005899060 от 20.07.2012, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило обращение гражданина от 20.03.2012 (вх. N 1333 от 21.03.2012) о распространении рекламы, размещённой на странице 28 газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" N 5 (178) от 04.02.2012, следующего содержания: "ОРМАТЕК Здорово спать! Ортопедические матрасы кровати, подушки ул. Карла Маркса, 213, тел. 46-91-90, www.ormatek.com имеются противопоказания, необходима консультация специалиста" (далее - рассматриваемая реклама) с признаками нарушения требований п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.
По вышеуказанному факту 28.05.2012 возбуждено рекламное дело N Р 32-05/12 (далее - рекламное дело).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения её на странице 28 газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" N 5 (178) от 04.02.2012;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: ортопедическим матрасам, кроватям, подушкам, формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке.
Таким образом, информация, размещённая на странице 28 газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" N 5 (178) от 04.02.2012, является рекламой.
Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1.3. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 735, регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для:
- профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием;
- воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых может поддерживаться такими средствами.
В соответствии с Национальным Стандартом Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52882-2007", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 560-ст, к средствам, применяемым при предоставлении социально-медицинских услуг относятся, в том числе, матрацы и подушки противопролежневые, профилактические, ортопедические.
К Инструкции "О порядке гигиенической оценки медицинских изделий для целей их регистрации в Российской Федерации", утвержденной Минздравом РФ 14.01.2000, прилагается Перечень "Медицинских изделий, подлежащих гигиенической оценке для целей регистрации", в который включены, в том числе:
- подушки и матрацы ортопедические, в т.ч. в вакуумной упаковке.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2006 N 323 "Об утверждения Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" к полномочиям Росздравнадзора РФ относится, в том числе регистрация изделий медицинского назначения, сведения о регистрации которых находятся на официальном сайте Росздравнадзора РФ (www. roszdravnadzor.ru).
На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в базе регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения отечественного и зарубежного производства, выданных Росздравнадзором РФ, размещено регистрационное удостоверение N ФСР 2012/13092, дата регистрации: 10.02.2012, выданное организации-заявителю и организации-изготовителю - ООО "ГМГ" бессрочно на изделие медицинского назначения: Матрасы ортопедические "Орматек" по ТУ 9396-004-86395870-2011.
Таким образом, матрасы ортопедические относятся к изделиям медицинского назначения и подлежат обязательной государственной регистрации.
Рассматриваемая реклама размещена в газете "PRO ГОРОД Сыктывкар" 04.02.2012.
Регистрационное удостоверение N ФСР 2012/13092 выдано ООО "ГМГ" на матрасы ортопедические "ОРМАТЕК" 10.02.2012.
Согласно письменной информации Управления Росздравнадзора по Республике Коми, представленной в материалы рекламного дела письмом N 01-03/61 от 24.04.2012, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения", документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение. Соответственно действие регистрационного удостоверения начинается с даты его оформления, которая указана в самом документе. Сведения о наличии регистрационных удостоверений на изделие медицинского назначения - матрасы ортопедические "ОРМАТЕК", выданных до 10.02.2012, отсутствуют.
В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.
Таким образом, действие регистрационного удостоверения на ортопедические матрасы "ОРМАТЕК" начинается 10.02.2012; рассматриваемая реклама размещена 04.02.2012. При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 5 ст. 7 Закона о рекламе, несёт и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 11 - 0046 от 01.10.2009, копия которого имеется в материалах рекламного дела, примерная тематика (или специализация) газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" - рекламное издание; реклама более 40 %; территория распространения - Республика Коми; учредитель - ООО "Город 11" (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б).
Письмом б/н (вх. N 3246 от 13.06.2012), представленным в материалы рекламного дела, ООО "Город 11" пояснило, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <>и А.В., поскольку на основании договора купли-продажи печатных площадей (полос) N 1 от 01.10.2009, копия которого имеется в материалах рекламного дела, она является покупателем печатных площадей газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар".
Согласно п. 3.2 указанного договора, ответственность за содержание и оформление материала, размещённого на проданных площадях газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар", несёт ИП <>и А.В.
Согласно информации, представленной ИП <>и А.В. в материалы рекламного дела, а также пояснениям данным в ходе рассмотрения рекламного дела N Р 26-04/12 представителем ИП <>и А.В. <>ой (далее -<>а Е.А.), рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <>а Е.Ю., рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ИП <>и А.В. Между ИП <>и А.В. и ИП <>ой Е.Ю. был заключен договор N 576 от 20.12.2010 на размещение рекламных (рекламно - информационных) материалов, согласно которому Исполнитель - ИП <>и А.В. обязуется по заданию Заказчика - <>ой Е.Ю. возмездно оказать услуги по размещению рекламных и/или информационных материалов в средстве массовой информации - газете "PRO ГОРОД Сыктывкар", распространяемой на территории Республики Коми. Впоследствии ИП <>ой Е.Ю. была представлена необходимая для размещения информация, которая ИП <>и А.В. была приведена в готовую для распространения форму и направлена ИП <>ой Е.Ю. на утверждение по электронной почте; после устного согласования реклама была направлена в печать.
Согласно письменным пояснениям ИП <>ой Е.Ю., представленным в материалы рекламного дела письмом от 17.07.2012 (вх. N 3993 от 17.07.2012), рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <>и А.В., рекламодателем - ИП <>а Е.Ю.; между ИП <>и А.В. (Исполнитель) и <>ой Е.Ю. (Заказчик) 20.12.2010 был заключен договор на размещение рекламы в СМИ. В январе 2012 года ИП <>а Е.Ю. обратилась к представителю ИП <>и А.В. с намерением разместить рекламу в газете "PRO ГОРОД Сыктывкар", после чего передала образец рекламы менеджеру газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" для размещения. В окончательном виде ИП <>а Е.Ю. увидела рекламу уже после выхода газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" в свет и оплатила проделанную работу, что подтверждается имеющейся в материалах рекламного дела копией приходно - кассового ордера N 229 от 13.02.2012; получателем денежных средств является ИП <>и А.В.
Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <>а Е.Ю., рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <>и А.В.
В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ИП <>и А.В. <>а Е.А. вину в нарушении п. 5 ст. 7 Закона о рекламе признала, пояснила, что нарушение требований рекламного законодательства произошло по причине ненадлежащего исполнения ИП <>и А.В. своих публично - правовых обязанностей.
Согласно письменным пояснениям ИП <>ой Е.Ю., представленным в материалы рекламного дела, рассматриваемая реклама вышла в тот период, когда изготовитель ортопедических матрасов ожидал получения удостоверения в Росздравнадзоре РФ. В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ИП <>ой Е.Ю. <> А.А. вышеуказанный довод поддержал и пояснил, что при распространении рассматриваемой рекламы были убеждены, что не нарушают требований рекламного законодательства, поскольку считали, что факт подачи соответствующей заявки на регистрацию изделия в качестве медицинского является основанием для возможности распространения рекламы этого медицинского изделия.
Указанный довод рекламодателя Комиссией отклоняется, поскольку п. 5 ст. 7 Закона о рекламе запрещает распространение рекламы товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.
Согласно разъяснениям ФАС России, размещённым на официальном сайте службы, моментом государственной регистрации признаётся внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр либо таким моментом считается день выдачи свидетельства или удостоверения о регистрации. При отсутствии государственной регистрации товары не допускаются к ввозу, изготовлению и реализации на территории Российской Федерации и соответственно не могут рекламироваться.
Размещение рекламы в отсутствие необходимой регистрации, только при наличии факта подачи заявки на регистрацию изделия в качестве медицинского противоречит требованиям п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела N Р 32-05/12 установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло как по вине рекламодателя - ИП <>ой Е.Ю., так и по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ИП <>и А.В.
ИП <>а Е.Ю. на стадии заказа (согласования) рекламы, а ИП <>и А.В. - на стадии производства и размещения рекламы не осуществили надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям п. 5. ст. 7 Закона о рекламе, следствием чего и стало несоответствие рекламы установленным требованиям.
Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ИП <>и А.В. и ИП <>ой Е.Ю. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Таким образом, ИП <>и А.В. и ИП <>ой Е.Ю. нарушены требования п. 5. ст. 7 Закона о рекламе.
Комиссией в ходе рассмотрения дела N Р 32-05/12 установлено, что территория распространения рассматриваемой рекламы - г. Сыктывкар.
Период распространения рассматриваемой рекламы: 04.02.2012.
В ходе рассмотрения рекламного дела Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения ненадлежащей рекламы не имеет места, что подтверждается имеющейся в материалах рекламного дела копией регистрационного удостоверения на ортопедические матрасы "Орматек", выданного 10.02.2012.
В связи с добровольным устранением лицом совершённого нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <>и А.В. и ИП <>ой Е.Ю. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453, решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "ОРМАТЕК Здорово спать! Ортопедические матрасы кровати, подушки ул. Карла Маркса, 213, тел. 46-91-90, www.ormatek.com имеются противопоказания, необходима консультация специалиста", размещённую на странице 28 газеты "PRO ГОРОД Сыктывкар" N 5 (178) от 04.02.2012 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.
2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространении ненадлежащей рекламы ИП <>и А.В. и ИП <>ой Е.Ю. не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <>и А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <>ой Е.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 03-01/6650 (опубликовано 1 августа 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016