Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 30 апреля 2015 г. N 55-ФАС22-АМ/12-13
Резолютивная часть решения оглашена "20" апреля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" апреля 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Смирнова Л.И. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
В<_>
Ш<_>
рассмотрев дело N 55-ФАС22-АМ/12-13 по признакам нарушения ОАО "Барнаульская горэлектросеть" (656015, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Деповская, 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление ООО "Управляющая компания "Октябрьский" (вх. N 10024 от 11.11.2013 г.) в отношении ОАО "Барнаульская горэлектросеть" (ныне - АО "Барнаульская горэлектросеть") по вопросу законности и обоснованности направления жильцам многоквартирных домов, расположенных в г.Барнауле и находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Октябрьский", платежных документов на оплату электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, за октябрь 2013 года.
Из документов и материалов, представленных сторонами по рассматриваемому вопросу, выявлено, что на основании пункта 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственниками помещений ряда многоквартирных домов, расположенных в городе Барнауле выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией ООО "Управляющая компания "Октябрьский".
Руководствуясь статьей 162 Жилищного кодекса РФ, подпунктом а) пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), собственники помещений многоквартирных домов, заключили с ООО "Управляющая компания "Октябрьский" договоры на управление многоквартирными домами и предоставление коммунальных услуг, в том числе, по электроснабжению жилых помещений многоквартирных домов.
На основании пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Однако, между ООО "Управляющая компания "Октябрьский" и ОАО "Барнаульская горэлектросеть" по состоянию на начало октября 2013 года договор поставки электрической энергии для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению не был заключен, но между сторонами были подписаны гарантийные обязательства о заключении между ООО "Управляющая компания "Октябрьский" и ОАО "Барнаульская горэлектросеть" договора на пользование электрической энергии многоквартирными домами.
Далее, согласно пункту 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
До октября 2013 года ООО "Управляющая компания "Октябрьский" представляло жильцам многоквартирных домов платежные документы на оплату коммунальных услуг по холодной и горячей воде, тепловой энергии, отведенным сточным бытовым водам, электроснабжению, потребленному только на общедомовые нужды.
До этого же времени (до октября 2013 года) ОАО "Барнаульская горэлектросеть" самостоятельно выставляло платежные документы жильцам многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО "Управляющая компания "Октябрьский", на оплату потребленной электрической энергии в жилых помещениях многоквартирных домов.
В октябре 2013 г. ООО "Управляющая компания "Октябрьский" обратилось в ОАО "Барнаульская горэлектросеть" с письмом (исх. N 328 от 21.10.2013 г.), содержащим просьбу о прекращении начислений жильцам обслуживаемых многоквартирных домов в платежных документах по коммунальной услуге - электроснабжение, потребление которой осуществляется в жилых помещениях обслуживаемых многоквартирных домов.
Таким образом, с октября 2013 года, жильцам обслуживаемых домов ООО "Управляющая компания "Октябрьский" стало представлять к оплате за коммунальные услуги платежные документы, в которых содержится такой вид услуги, как электроснабжение, потребленное как в жилых помещениях, так и на общедомовые нужды.
Между тем, ОАО "Барнаульская горэлектросеть", как и ранее, представило к оплате жильцам рассматриваемых домов самостоятельно сформированные платежные документы за октябрь 2013 г. по электроснабжению, потребленному в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО "Управляющая компания "Октябрьский", что и послужило поводом для обращения ООО "Управляющая компания "Октябрьский" в управление ФАС по Алтайскому краю.
Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела представители АО "Барнаульская горэлектросеть" пояснили, что договор энергоснабжения между ООО "Управляющая компания "Октябрьский" и ОАО "Барнаульская горэлектросеть" для оказания коммунальных услуг был заключен только в 2014 году (N 9749 от 04.04.2014 г., с протоколом разногласий от 06.05.2014 г. и протоколом согласования разногласий от 26.05.2014 г.), поэтому ОАО "Барнаульская горэлектросеть" правомерно выставило платежные документы жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Октябрьский", на оплату потребленной в жилых помещениях электрической энергии за октябрь 2013 года. С апреля 2014 года таких платежных документов ОАО "Барнаульская горэлектросеть" не выставляет.
Присутствующие в ходе заседания Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю представители ООО "Управляющая компания "Октябрьский" сообщили, что АО "Барнаульская горэлектросеть" и по настоящее время продолжает выставлять платежные документы жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Октябрьский", на оплату потребленной в жилых помещениях электрической энергии.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Пунктом 2 Правил N 354 определены понятия, используемые в названных Правилах, которые означают следующее:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Между ООО "Управляющая компания "Октябрьский" и ОАО "Барнаульская горэлектросеть" договор энергоснабжения в целях исполнения коммунальных услуг N 9749 заключен только 26 мая 2014 года, о чем свидетельствуют документы, имеющиеся в материалах дела.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств и норм права, применительно к рассматриваемому заявлению, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о том, что до заключения договора ООО "Управляющая компания "Октябрьский" с ресурсоснабжающей организацией - ОАО "Барнаульская электросеть", исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Октябрьский", являлось ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
Аналогичные выводы содержатся и в судебных актах арбитражных судов по делам N А03-1257/2014, N А03-5523/2014, N А03-11315/2014, N А03-13572/2014.
В настоящий момент АО "Барнаульская горлектросеть" направляет жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Октябрьский", платежные документы на оплату задолженности за потребленную в жилых помещениях многоквартирных домов, которая образовалась у собственников жилых помещений до апреля 2014 года, что подтверждается информацией, содержащейся в представленных в антимонопольный орган платежных документах, и другими материалами, представленными АО "Барнаульская горлектросеть" в настоящее дело.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая изложенные обстоятельства, нормы права и сложившуюся судебную практику, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю приходит к выводу об отсутствии в рассмотренных действиях АО "Барнаульская горэлектросеть", выразившихся в направлении жильцам многоквартирных домов, расположенных в г.Барнауле и находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Октябрьский", платежных документов на оплату электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, за октябрь 2013 года, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Дело N 55-ФАС22-АМ/12-13 в отношении АО "Барнаульская горэлектросеть" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях общества.
Председатель Комиссии Л.И.Смирнова
Члены Комиссии В<_>
Ш<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 апреля 2015 г. N 55-ФАС22-АМ/12-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016