Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 30 мая 2014 г. N 03/11217
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, созданная приказом от 13.05.2014 N 182, в составе:
Председатель Комиссии:
Яковлев П.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Даниловская Е.С. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
- организатора торгов ОАО "Российский аукционный дом" - <> по доверенности;
- конкурсного управляющего <> - <> по доверенности;
- заявителя ООО "Технотрейд СПб" - <> по доверенности;
- лица, подавшего заявку на участие в торгах, ООО "Внутреннее Техоснащение Емкостей" -<> по доверенности,
в соответствии с ч.16, ч.17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрев жалобу ООО "Технотрейд СПб" (далее - заявитель, вх.N 11015 от 23.05.2014) на действия организатора торгов ОАО "Российский аукционный дом" (далее - ОАО "РАД", организатор торгов) при проведении торгов в отношении имущества (комплекса зданий с правом аренды земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чугунная д.2) признанного несостоятельным ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" по решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга Ленинградской области от 15.05.2013 по делу NА56-58914/2011 (далее - торги),
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2013 по делу N А56-58914/2011 ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" (далее - ОАО "ПТМЗ") признано банкротом, в отношении указанного общества введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим общества назначен Коробов Константин Викторович (далее - Конкурсный управляющий).
Порядок продажи имущества утвержден Положением "О порядке и условиях проведения торгов по продаже в ходе конкурсного производства имущества ОАО "ПТМЗ", находящегося в залоге ОАО "Сбербанк России" в обеспечение обязательств по кредитному договору" 09.04.2014 (далее - Положение о торгах).
Согласно п. 8 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или специализированная организация. Во исполнение указанной нормы и Положения о торгах между Конкурсным управляющим и ОАО "РАД" был заключен договор поручения от 14.04.2014 N РАД-135/2014 (далее - Договор поручения), в соответствии с которым ОАО "РАД" выполняет функции организатора торгов по продаже имущества должника путем проведения открытых торгов в электронной форме.
Сообщения о продаже имущества опубликованы в печатном издании "Коммерсантъ" от 19.04.2014 N 68 сообщение N 78030083553, публикация изменений в печатном издании "Коммерсантъ" от 17.05.2014 N 83, в газете "Ведомости" от 18.04.2014 N 69 (3573), публикация изменений в газете "Ведомости" от 16.05.2014 N86 (3590), в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (https://bankruptcy.lot-online.ru, далее - ЕФРСБ) и на электронной площадке ООО "Балтийская электронная площадка" (www.bepspb.ru).
Дата начала приема заявок на участие: 19.04.2014.
Дата окончания представления заявок на участие: 28.05.2014 в 24:00 (время московское).
Определение участников торгов - 30.05.2014 в 17-00.
Торги назначены на 02.06.2014 (номер торгов в ЕФРСБ: ОАОФЦП- 2342/1).
Начальная цена продажи имущества установлена на основании отчета об оценке имущества ООО "Городской центр оценки" N 283/2013Н от 16.07.2013 по состоянию на 21.05.2013, выполненного в соответствии со ст. 130 Закона о банкротстве, и Положения о торгах в размере 827 038 400 (Восемьсот двадцать семь миллионов тридцать восемь тысяч четыреста) рублей. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2013 по делу N А56-58914/2011 начальная цена продажи имущества утверждена в размере 827 038 400 рублей.
Оформление участия в торгах осуществляется в порядке, установленном Законом о банкротстве, "Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве_", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54, (далее - Порядок (приложение N 1), утвержденный приказом Минэкономразвития от 15.02.2010 N 54 (далее - Приказ N54), Положением и регламентом электронной площадки.
В жалобе ООО "Технотрейд СПб" (вх.N 11015 от 23.05.2014) обжалуются действия организатора торгов ОАО "Российский аукционный дом" по мнению заявителя, нарушающие порядок размещения информации о торгах, что приводит к нарушению права заявителя на участие в торгах, а именно:
- не указание в сообщении полных и достоверных сведений об имуществе, выставленном на торги;
- сокращение срока принятия решения для подготовки документации и отправки заявки на участие в торгах. В соответствии с п. 9 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) сообщение о проведении торгов должно быть опубликовано не позднее 30 дней до даты проведения торгов.
В жалобе ООО "Технотрейд СПб" указано, что первоначальное сообщение о проведении торгов было опубликовано в ЕФРСБ 18.04.2014 (код сообщения в ЕФРСБ: 266677), 19.04.2014 - в газете "Коммерсантъ", 18.04.2014 - на электронной площадке. Организатор торгов 16.05.2014 (код сообщения в ЕФРСБ: 284353) внес изменение в информационное сообщение, опубликованное в ЕФРСБ, включив в него не упоминавшиеся ранее сведения о том, что один из продаваемых объектов недвижимости обременен правом аренды. Аналогичные изменения опубликованы в газете "Коммерсантъ" (N 83 от 17.05.2014). При этом на электронной площадке указанные изменения в проекте договора купли-продажи не опубликованы, срок проведения торгов и срок представления заявок для участия в торгах не продлены.
Таким образом, срок между опубликованием сообщения в редакции с существенными изменениями (16.05.2014) и датой проведения торгов (02.06.2014) составляет менее требуемых Законом о несостоятельности (банкротстве) 30 дней. Кроме того, Организатор торгов не указал срок действия обременения в виде аренды.
По мнению заявителя, указанные действия организатора торгов, влияют на формирование цены, которую потенциальный участник готов заплатить за продаваемое на торгах имущество, ограничивает право на участие в торгах и создает препятствия для добросовестной конкуренции участников торгов.
В соответствии с частью 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Следовательно, ООО "Технотрейд СПб", вне зависимости от подачи им заявки на участие в торгах, вправе обжаловать в антимонопольный орган действия организатора торгов, нарушающие порядок размещения информации о проведении торгов, установленный Законом о банкротстве.
Представитель организатора торгов представил, истребуемые уведомлением от 28.05.2014 N 03/Т-895 документы по торгам, с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном возражении на жалобу (исх. N571/09 от 30.05.2014). По мнению организатора торгов, публикации о торгах, размещенные организатором торгов, отвечают всем требованиям, которые предъявляются к ним Законом о банкротстве и содержат все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28, пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве, позволяющие потенциальным покупателям идентифицировать предлагаемое к продаже имущество. На этом основании Организатор торгов полагает, что в его действиях отсутствуют нарушения порядка организации торгов, установленного законодательством о банкротстве, и указанные действия не могли повлиять на возможность принятия подателем жалобы решения об участии в торгах.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей организатора торгов, заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с п.7 Закона о банкротстве торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.
Согласно п.8 ст.110 Закона о банкротстве, срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
Пунктом 9 ст.110 Закона о банкротстве установлено: "не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника".
В соответствии с п.10 ст.110 Закона о банкротстве и п.3.2 Порядка (приложение N 1), утвержденного приказом Минэкономразвития от 15.02.2010 N 54, устанавливаются требования к информации, содержащейся в сообщении о продаже предприятия. Так, в соответствующем сообщении о проведении торгов подлежат опубликованию сведения об имуществе (предприятии), его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с имуществом (предприятием) должника. Этим же пунктом установлено, что проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
Порядок и срок размещения проекта договора купли продажи на электронной площадке установлен п.п.3.4 - 3.6 Порядка (приложение N 1), утвержденного приказом Минэкономразвития от 15.02.2010 N 54, из которого следует, что проект договора купли-продажи размещается одновременно с сообщением о проведении торгов.
В соответствии с п. 19 ст.110 Закона о банкротстве, "Продажа предприятия оформляется договором купли-продажи предприятия, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.
Обязательными условиями договора купли-продажи предприятия являются:
сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия;
цена продажи предприятия;
порядок и срок передачи предприятия покупателю;
условия, в соответствии с которыми предприятие приобретено, и обязательства покупателя по выполнению этих условий (в случае продажи предприятия путем проведения торгов в форме конкурса);
сведения о наличии или об отсутствии обременении в отношении предприятия, в том числе публичного сервитута;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации условия".
В проекте договора купли-продажи, размещенном 18.04.2014 на электронной площадке и в ЕФРСБ указаны следующие сведения о наличии следующих обременений в отношении предприятия:
п.1.2.5 договора - объект недвижимости: склад кооперирования, общей площадью 546,7 кв.м, назначение нежилое, этажность - 1, кадастровый номер 78:10:5114:16:93, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чугунная, д.2, лит.К; обременение: аренда, регистрация N (_) от 24.11.2009, сроком на 3 года, арендатор ООО "ТИВАС".
П.1.2.14 договора - обременение объекта: залог в пользу ОАО "Сбербанк России".
п.1.3 договора - _ Обременение (ограничение): зона градостроительных ограничений 2070 кв.м Залог права аренды в пользу ОАО "Сбербанк России".
Сведения об иных обременениях в отношении объектов недвижимости в договоре отсутствуют.
16.05.2014 и 17.05.2014 в газете "Ведомости" и в газете "Коммерсантъ" (соответственно), 16.05.2014 и 19.05.2014 в ЕФРСБ (https://bankruptcy.lot-online.ru) и и на электронной площадке (соответственно) организатором торгов опубликованы следующие изменения в первоначальное информационное сообщение, включающие сведения об обременениях в отношении объектов недвижимости:
"Пункт 12 Предмета торгов изложить в следующей редакции:
"12. Объект недвижимости: нежилое здание, общей площадью 11564,5 кв.м, назначение нежилое, этажность - 1-3, подвал, кадастровый номер 78:10:5114:16:100, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чугунная, д.2, лит.У; обременения:
аренда, часть нежилого здания (пом.NN _) площадью 431,37 кв.м, регистрация N (_), арендатор ООО "Прометей".
аренда, часть нежилого здания (пом.NN _) площадью 5776 кв.м, регистрация N (_), арендатор ООО "Прометей".
аренда, помещение площадью 608 кв.м, регистрация N (_), арендатор ООО "Марко Ботс".
При этом в извещении не указана дата регистрации и срок аренды.
Несмотря на опубликование изменений в информационное сообщение, указанные выше обременения продаваемого имущества не нашли отражения в проекте договора купли-продажи имущества, который опубликован на электронной площадке и размещен Организатором торгов в ЕФРСБ.
Сведений об обременениях в отношении объекта недвижимости, указанного в п.1.2.12 договора купли-продажи организатором торгов внесены не были, описание объекта недвижимости в договоре купли-продажи сохранено в первоначальной редакции:
п.1.2.12 договора - Объект недвижимости: нежилое здание, общей площадью 11564,5 кв.м, назначение нежилое, этажность - 2-4 (подземный этаж -1), кадастровый номер 78:10:5114:16:100, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чугунная, д.2, лит.У.
Кроме того, в указанный пункт договора купли-продажи не были внесены изменения в части этажности здания, что является характеристикой объекта недвижимости, выставленного на продажу.
Таким образом, в проекте договора купли-продажи указаны не полные сведения о наличии обременений в отношении предприятия. В силу п.19 ст.110 Закона о банкротстве, сведения о наличии обременений имущества является обязательным условием договора купли-продажи.
Учитывая, что договор купли-продажи, в силу требований Закона о банкротстве, подлежит размещению в сроки, установленные для опубликования сообщения о проведении торгов, то при внесении изменений в условия договора купли-продажи, организатору торгов надлежит продлить срок проведения торгов и срок представления заявок для участия в торгах таким образом, чтобы соблюсти требования п.8 и п.9 Закона о банкротстве.
Необходимость своевременного опубликования сведений, касающихся продаваемого имущества и его обременений, установленная Законом о банкротстве, обоснована тем, чтобы все потенциальные участники торгов имели фактическую возможность ознакомиться с продаваемым имуществом и документацией к нему и, обладая полной информацией об объектах продажи, принять решение о необходимости и возможности участия в торгах. Наличие таких обременений, как аренда, напрямую влияет на экономическую привлекательность выставляемого на продажу имущества для потенциальных покупателей.
Таким образом, Организатор торгов нарушил положения п.10, п.19 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве), в соответствии с которыми проект договора купли-продажи предприятия подлежат размещению на электронной площадке и включению в ЕФРСБ. Учитывая, что по результатам торгов договор купли-продажи заключается по форме, опубликованной в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, организатор торгов фактически предлагает победителю заключить договор купли-продажи без указания этих обременений либо на стадии заключения договора купли-продажи изменить существенные условия договора в части наличия обременений.
Неуказание требуемых Законом о банкротстве сведений об имуществе, выставленном на торги, в объеме, достаточном для принятия решения об участии в торгах, который, учитывая смысл существования соответствующей нормы законодательства не может считаться равным объему сведений необходимых для идентификации имущества, уменьшает количество потенциальных участников торгов и ставит в преимущественное положение тех, кто уже обладает достаточными сведениями о таком имуществе.
На основании изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что отсутствие размещенного на электронной площадке и включенного в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве проекта договора купли-продажи, содержащего полные сведения о наличии обременений, является нарушением п.10, п.19 ст. 110 Закона о банкротстве и нарушает порядок организации и проведения торгов.
Организатором торгов, в нарушение п.3.4 Порядка (приложение N 1), утвержденного приказом Минэкономразвития от 15.02.2010 N 54, не направлен в адрес электронной площадки проект договора купли-продажи имущества должника, с изменениями по обременению имущества должника, что является нарушением процедуры данного вида торгов.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургское УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технотрейд СПб" обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов - ОАО "Российский аукционный дом" при организации и проведении торгов в отношении имущества (комплекса зданий с правом аренды земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чугунная д. 2) признанного несостоятельным ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" по решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга Ленинградской области от 15.05.2013 по делу NА56-58914/2011:
- нарушение п.10, п.19 ст.110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", п.3.4 Порядка (приложение N 1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54, выразившееся в невключении в условия договора купли-продажи и неопубликовании в проекте договора купли-продажи недвижимого имущества полных сведений о наличии обременений в отношении объектов недвижимости предприятия-должника, выставляемого на торги, и в ненаправлении в адрес электронной площадки проекта договора купли-продажи имущества должника, содержащего полные сведения о наличии обременений, что привело к нарушению порядка организации и проведения торгов.
3. С учетом выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов, выдать организатору торгов - ОАО "Российский аукционный дом", предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, путем внесения изменений в проект договора купли продажи недвижимого имущества, в части указания полных сведений о наличии обременений в отношении объектов недвижимости предприятия-должника (ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод"), выставляемого на торги, и продления срока представления заявок на участие в торгах и срока проведения торгов.
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
Члены Комиссии Е.И. Асташенкова Е.С. Даниловская
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
N 03/11217-1 от 04.06.2014
ПРЕДПИСАНИЕ
30.05.2014
Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, созданная приказом от 13.05.2014 N 182, в составе:
Председатель Комиссии:
Яковлев П.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Даниловская Е.С. -заместитель начальника отдела контроля органов власти;
руководствуясь частью 20 статьи 18,1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.05.2014 N Т03-223/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
ОАО "Российский аукционный дом" в срок до 10 июня 2014 года:
1. Совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, путем:
- внесения изменений в проект договора купли продажи недвижимого имущества, в части указания полных сведений о наличии обременений в отношении объектов недвижимости предприятия-должника (ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод"), выставляемого на торги,
- продления срока представления заявок на участие в торгах и срока проведения торгов;
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в срок до 20 июня 2014.
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
Члены Комиссии Е.И. Асташенкова Е.С. Даниловская
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2014 г. N 03/11217
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016