Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 5 июня 2014 г. N 25-03-18.1/2014
Резолютивная часть решения оглашена 3 июня 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 5 июня 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России; Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Ростовцева Юлия Геннадьевна - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 25-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ПКФ "Альянс" на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14 на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов СПР-02,04,06 (рельсосмазывателей) Южно-Уральской дирекции инфраструктуры в 2014 году, в присутствии:
представителей ОАО "РЖД";
представителя ЗАО "Дорожный центр внедрения новой техники и технологий Свердловской железной дороги" по доверенности;
представителя ООО "Спецмонтажавтоматика" по доверенности;
в отсутствие представителя ООО ПКФ "Альянс", надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения жалобы;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ПКФ "Альянс" на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14 на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов СПР-02,04,06 (рельсосмазывателей) Южно-Уральской дирекции инфраструктуры в 2014 году (далее также - аукцион).
В жалобе указано следующее.
1. 28.04.2014 ОАО "РЖД" опубликовало изменения в пункты 2.2, 2.4 аукционной документации аукциона, при этом нарушило срок размещения изменений в аукционную документацию, предусмотренный п. 1.3.1 аукционной документации. Изменения должны были быть размещены не позднее 25.04.2014.
2. Согласно подпункту б) пункта 2.2 аукционной документации претендент должен иметь квалифицированный административно-технический и производственный персонал:
- не менее одной бригады в составе: наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов не ниже 4 разряда ? 2 человека (минимум один человек должен пройти курс стажировки не ранее 01.01.2012 на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР для оказания услуг по предмету настоящего аукциона), водитель автомобиля категории В, С ? 1 человек.
Согласно подпункту 3 пункта 2.4 аукционной документации в подтверждение наличия квалифицированного административно-технического и производственного персонала, претендент должен предоставить:
- сведения об административно-техническом и производственном персонале по форме приложения 4 к аукционной документации;
- документ от предприятия-изготовителя, подтверждающий прохождение курса стажировки на предприятии-изготовителе персонала претендента, выполняющего техническое обслуживание стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР.
По мнению заявителя, предъявляемые к претенденту требования по прохождению курса стажировки на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР не правомерны, так как они нарушают такие принципы, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона).
Заявитель обращает внимание на то, что единственным заводом-изготовителем стационарных путевых лубрикаторов типа СПР является ООО "Машиностроитель" (ИНН 6454074364).
Указанное юридическое лицо официально не проводит обучение персонала сторонних организаций, не оказывает консультационных услуг, а также не имеет утвержденных регламентов проведения стажировок и образцов документов об окончании прохождения стажировок.
Более того, заявитель утверждает, что деятельность по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов типа СПР (рельсосмазывателей) не подлежит лицензированию. Для эксплуатации и обслуживания стационарных лубрикаторов не требуется специальных разрешений и допусков.
На основании изложенного, заявитель считает требования ОАО "РЖД" к участникам открытого аукциона N1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14, включенные в аукционную документацию, о предоставлении сведений об обучении производителем лубрикаторов (рельсосмазывателей) персонала претендента, выполняющего обслуживание стационарных лубрикаторов (рельсосмазывателей), с приложением подтверждающих документов необоснованными, ограничивающими конкуренцию, и направленными на заведомое получение преимуществ отдельными хозяйствующими субъектами.
3. 14.05.2014 за час до окончания срока подачи заявок на электронной площадке www.tender.rzd.ru были размещены сведения о завершении процедуры приема заявок, что не дало заявителю возможности поучаствовать в данном аукционе.
По доводам, изложенным в жалобе ООО "Промтехинвест", ОАО "РЖД" сообщило следующее.
1. В соответствии с требованием пункта 1.3.1 аукционной документации 25.04.2014 ОАО "РЖД" были внесены изменения в извещение и в пункты 2.2, 2.4 документации.
Руководствуюсь частью 11 статьи 4 Закона о закупках, а также пунктом 1.3.2 аукционной документации, ОАО "РЖД" разместило данные изменения на сайтах www.zakupki.gov.ru, www.etzp.ru, www.rzd.ru в течение трех дней с даты принятия решения о внесении изменений, а именно: 28.04.2014.
Таким образом, нарушений срока размещения изменений в аукционную документацию со стороны ОАО "РЖД" допущено не было.
2. Кроме того, по мнению ОАО "РЖД", квалификационное требование к претендентам на участие в открытом аукционе N1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14, указанное в пункте 2.2 аукционной документации, является обоснованным и не ограничивающим конкуренцию.
ООО "Машиностроитель" на сегодняшний день является единственным заводом-изготовителем стационарных путевых лубрикаторов типа СПР, на право технического обслуживания которых проводится аукцион N1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14.
Согласно письму ООО "Машиностроитель" от 24.04.2014 N159 правом выполнения работ по техническому обслуживанию рельсосмазывателей типа СПР обладают организации, сотрудники которых прошли стажировку на заводе-изготовителе в 2012-2014 годах.
Данное требование завод-изготовитель вправе устанавливать на обслуживание своего оборудования, так как для безопасной и эффективной эксплуатации оборудования необходимы специальные познания и навыки непосредственной работы с конкретным видом оборудования.
Также ОАО "РЖД" указало, что исключение требования о необходимости прохождения курса стажировки на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР повлечет за собой неудовлетворительное и непрофессиональное обслуживание данного оборудования, что может вызвать снижение эффективности путевой лубрикации и привести к убыточности применения стационарных путевых рельсосмазывателей.
При ненадлежащем обслуживании оборудования, вопреки установленным заводом-изготовителем техническим условиям, ОАО "РЖД" по общему правилу гарантийного сервиса и ремонта теряет возможность такого сервиса и ремонта у завода-изготовителя, что создаёт множественные риски и угрозы для надлежащего функционирования железнодорожных систем.
3. По доводу заявителя об отсутствии технической возможности подать заявку на участие в данном аукционе ОАО "РЖД" указало на несоответствие его действительности.
Согласно регламентированному в ОАО "РЖД" порядку с установленным порядком аукционы в электронной форме проводятся на Электронной торгово-закупочной площадке ОАО "РЖД" (далее - ЭТЗП), размещенной в сети интернет по адресу www.etzp.rzd.ru. При этом для подачи заявки и участия в аукционе согласно пункту 1.1.14 аукционной документации претендент должен: получить сертификаты электронной подписи для своих представителей и зарегистрироваться на ЭТЗП. Порядок и правила регистрации на ЭТЗП размещены на сайте www.etzp.rzd.ru. Согласно пункту 3.2.1 аукционной документации аукционная заявка оформляется и подается из "Личного кабинета участника электронных процедур" на ЭТЗП, т.е. на сайте www.etzp.rzd.ru. Соответствующая регистрация на сайте Заявителем не производилась.
Согласно пункту 3.1.1 аукционной документации претенденты для участия в аукционе должны были представить в срок, указанный в пункте 1.6.1 аукционной документации в адрес организатора: 454092 г. Челябинск, ул. Крупской, д. 23А, кабинет N 1 следующие документы:
оригинал обеспечения аукционной заявки, оформленного в соответствии с требованиями настоящей аукционной документации;
справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная по состоянию на дату не ранее дня размещения извещения о проведении аукциона в соответствии с требованиями пункта 1.1.10 настоящей аукционной документации налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21 января 2013 года N ММВ-7-12/22 с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал или нотариально заверенная копия) (предоставляет каждое юридическое и/или физическое лицо, выступающее на стороне одного претендента).
Однако указанные выше документы для участия в аукционе от заявителя в адрес организатора не поступили. Таким образом, утверждение ООО ПКФ "Альянс" о том, что данная организация не смогла принять участие в аукционе из-за неактивного статуса аукциона на сайте www.tender.rzd.ru не подтверждено материалами дела.
В адрес оператора ЭТЗП ЗАО "Комита" направлен запрос на получение выписки из истории функционирования ПО площадки (письмо от 02.06.2014 г. N ЮУрРКЗ-326).
Кроме доводов, касающихся непосредственно существа жалобы, ОАО "РЖД" представило следующие пояснения.
Извещение о проведении конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru номер извещения 31401055290, на сайте ОАО "РЖД" www.rzd.ru (раздел "Тендеры") и на сайте www.etzp.rzd.ru (раздел "Конкурсные процедуры") 9 апреля 2014 года (далее - сайты). 25 апреля 2014 года были утверждены, а 28 апреля были размещены на сайтах изменения в извещение и аукционную документацию, в соответствии с которыми срок окончания приема заявок определен в 11:00 часов московского времени 14 мая 2014 года.
Заявителем заявка на участие в аукционе не подавалась.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках правом обжалования в антимонопольный орган действий заказчика при закупке товаров, работ, услуг обладает участник закупки. Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть лицо, "которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке".
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно тексту жалобы заявителя, обжалуются положения аукционной документации открытого аукциона N 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14.
Таким образом, в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, заявитель не мог обжаловать нарушения положений аукционной документации, так как фактически сведения о подаче заявки на участие в аукционе отсутствуют.
Исходя из изложенного, у заявителя отсутствуют правовые основания для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган.
Указанное подтверждается решением Московского УФАС от 05.09.2012 по делу N 1-00-677/77-12), а также решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу N А40-134953/12-147-1307.
Представитель ОАО "РЖД" на заседании Комиссии Челябинского УФАС России настаивал на вынесении решения о признании жалобы ООО ПКФ "Альянс" необоснованной.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
При организации и проведении аукциона ОАО "РЖД" руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением.
Предметом аукциона является право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов СПР-02,04,06 (рельсосмазывателей) Южно-Уральской дирекции инфраструктуры в 2014 году (извещение N 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14).
Заказчик: ОАО "РЖД" в лице Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры..
Организатором аукциона является ОАО "РЖД" в лице Челябинского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок - структурного подразделения ОАО "РЖД".
Извещение о проведении аукциона и документация 09 апреля 2014 года опубликованы в сети "Интернет" на следующих сайтах: www.zakupki.gov.ru, www.etzp.ru, http://rzd.ru (раздел "Тендеры").
28 апреля 2014 года на указанных сайтах были размещены изменения в извещение о проведении открытого аукциона N1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14 и аукционную документацию, в соответствии с которыми срок окончания приема заявок определен в 11:00 часов московского времени 14 мая 2014 года.
Кроме того, в аукционную документацию были внесены изменения, касающиеся квалификационных требований претендента на участие в аукционе.
Так согласно подпункту б) пункта 2.2 аукционной документации в редакции от 28 апреля 2014 года претендент должен иметь квалифицированный административно-технический и производственный персонал:
- не менее одной бригады в составе: наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов не ниже 4 разряда ? 2 человека (минимум один человек должен пройти курс стажировки не ранее 01.01.2012 на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР (для оказания услуг по предмету настоящего аукциона), водитель автомобиля категории В, С ? 1 человек.
Согласно подпункту 3) пункта 2.4 аукционной документации в подтверждение наличия квалифицированного административно-технического и производственного персонала, претендент должен предоставить:
- сведения об административно-техническом и производственном персонале по форме приложения 4 к аукционной документации;
- документ от предприятия-изготовителя, подтверждающий прохождение курса стажировки на предприятии-изготовителе персонала претендента, выполняющего техническое обслуживание стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР.
По доводу заявителя относительно незаконности предъявления ОАО "РЖД" требований к претендентам на участие в открытом аукционе, в частности требования об обязательном прохождении административно-техническим и производственным персоналом курса стажировки не ранее 01.01.2012 на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР, а также требования о предоставлении документа от предприятия-изготовителя, подтверждающего прохождение курса стажировки персонала претендента, сообщаем, что указанный вопрос был рассмотрен антимонопольным органом в рамках дела N 24-03-18.1/2014, решение по которому от 15.05.2014 размещено на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru (Раздел "Решения"). По результатам рассмотрения данного дела Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 3 Закона о закупках.
2. Также Челябинским УФАС России не установлено нарушений процедуры проведения аукциона, в том числе нарушения срока размещения изменений в аукционную документацию.
Порядок внесения изменений и дополнений в аукционную документацию закреплен в пункте 1.3 документации.
Согласно пункту 1.3.1 документации изменения и дополнения в извещение и аукционную документацию могут быть внесены в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи аукционных заявок.
В соответствии с извещением о проведении аукциона от 09 апреля 2014 года в качестве даты окончания приема заявок указано - 30 апреля 2014 года.
25 апреля 2014 года председателем конкурсной комиссии Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" были утверждены изменения в извещение и аукционную документацию.
В соответствии с пунктом 1.3.2 аукционной документации, а также на основании части 11 статьи 4 Закона о закупках, указанные изменения были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru, на сайте www.etzp.rzd.ru и на сайте www.rzd.ru (раздел "Тендеры") в течение трех дней с даты принятия решения о внесении изменений.
Часть 11 статьи 4 Закона о закупках, а также пункт 1.3.2 аукционной документации предусматривают, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
ОАО "РЖД" разместило изменения на сайтах www.zakupki.gov.ru, www.etzp.ru, www.rzd.ru в течение трех дней с даты принятия решения о их внесении, а именно: 28.04.2014.
Таким образом, нарушений срока размещения изменений в аукционную документацию со стороны ОАО "РЖД" допущено не было.
Кроме того, материалами дела не подтвержден факт отсутствия технической возможности подачи заявки на участие в данном аукционе за час до времени окончания приема таких заявок, доказательств заявителем не представлено.
3. Заявленный в рамках рассмотрения дела довод ОАО "РЖД" об отсутствии правовых оснований у ООО ПКФ "Альянс" для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган, Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
ООО ПКФ "Альянс" является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В своей жалобе заявитель указывает, в том числе на процессуальные нарушения, связанные с размещением информации об изменениях в аукционную документацию и извещение.
Таким образом, ООО ПКФ "Альянс" имеет основания для подачи жалобы на обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения данного дела Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что перечисленные в жалобе ООО ПКФ "Альянс" доводы не могут свидетельствовать о нарушении ОАО "РЖД" части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО ПКФ "Альянс" на действия ОАО "РЖД" необоснованной.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Д.А. Дозморова
Ю.Г. Ростовцева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 июня 2014 г. N 25-03-18.1/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016