Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 28 апреля 2015 г. N 30-07/15
Резолютивная часть решения оглашена "15" апреля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"_" |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
"_" |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
|
"_" |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 30-07/15 по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Челябинским УФАС России на основании Приказа Челябинского УФАС России от 17.07.2014 N 144 при проведении плановой проверки рассмотрены документы и материалы по факту соблюдения Администрацией Миасского городского округа (далее - Администрация) требований статей 15-21 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
По результатам проведения Челябинским УФАС России плановой проверки в действиях Администрации при утверждении Постановлением Администрации N 3537 от 30.06.2011 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Передача в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности" (далее - Регламент) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении настоящего дела Администрацией представлены следующие письменные пояснения.
При оказании муниципальной услуги копия представленного в налоговый орган документа "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", заверенная подписью руководителя и печатью (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - работодателей); копия представленного в налоговый орган документа, подтверждающего величину выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость или величину балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год, заверенная подписью руководителя и печатью, документы о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (при наличии такого требования) Администрацией не требуется от заявителей.
В настоящее время в регламент вносятся изменения в соответствии с действующим законодательством. Соответствующее постановление находится в стадии согласования.
На основании изложенного, Администрация полагает, что в действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение имущества при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 названного закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 названного закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 указанного закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 указанного закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Постановлением Администрации N 3537 от 30.06.2011 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Передача в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности".
Пунктом 9 Регламента N 3537 установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем лично.
К таким документам помимо прочих относятся: копия представленного в налоговый орган документа "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", заверенная подписью руководителя и печатью (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - работодателей); копия представленного в налоговый орган документа, подтверждающего величину выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость или величину балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год, заверенная подписью руководителя и печатью, документы о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (при наличии такого требования); заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица копии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Кроме того, на юридические лица возложена обязанность представления заверенных подписью руководителя и печатью юридического лица копий устава (положения), учредительного договора, документа, подтверждающего полномочия должностного лица, подписывающего договор.
В случае не представления или представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 9 Регламента, либо в этих документах указаны недостоверные сведения, заявителю отказывают в предоставлении муниципальной услуги (подпункт 1 пункта 10 Регламента).
Более того, пунктом 10 Регламента также предусмотрены такое основание для отказа в предоставления муниципальной услуги, как наличие основания, предусмотренного действующим законодательством, регламентирующим возникновение, изменение или прекращение правоотношений в части предоставления в собственность арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ в Регламенте установлено требование о предоставлении документов, которые могут быть запрошены органом местного формирования в порядке межведомственного взаимодействия в налоговом органе и структурных подразделениях Администрации, а также документов, не предусмотренных действующим законодательством, в том числе копии представленного в налоговый орган документа "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год"; копии представленного в налоговый орган документа, подтверждающего величину выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость или величину балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год, документы о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (при наличии такого требования); заверенных подписью руководителя и печатью юридического лица копий устава (положения), учредительного договора, документа, подтверждающего полномочия должностного лица, подписывающего договор.
Кроме того, Регламентом установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги "Передача в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности", не соответствующие части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, а именно не представление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 9 Регламента, наличие оснований, предусмотренных действующим законодательством, регламентирующим возникновение, изменение или прекращение правоотношений в части предоставления в собственность арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Таким образом, действия Администрации по утверждению Регламента, отдельные положения которого не соответствуют действующему законодательству, а именно установление требований о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а также документов, которые могут быть запрошены путем направления межведомственных запросов; установление оснований для отказа в представлении муниципальной услуги, не предусмотренных действующим законодательством, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могут привести к ограничению недопущению конкуренции при передаче в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.
Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Миасского городского округа по утверждению Постановлением Администрации N 3537 от 30.06.2011 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Передача в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности", отдельные положения которого не соответствуют законодательству об отчуждении муниципального недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, а именно в части установления требований о представлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а также документов, которые могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия; установление оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, не предусмотренных действующим законодательством, что может привести к ограничению недопущению конкуренции при передаче в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности, в том числе путем установления непредусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.
2. Выдать Администрации Миасского городского округа предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 29-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства
24 апреля 2015 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"." |
- |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
"_" |
- |
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
"_" |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15 апреля 2015 года по делу N 29-07/15 о нарушении Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Администрации в срок до 30.05.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении Постановлением Администрации от 30.06.2011 N 3538 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Продажа в собственность граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имущества, находящегося в муниципальной собственности (приватизация)" (далее - Регламент), отдельные положения которого не соответствуют законодательству о приватизации муниципального имущества, путем принятия мер по внесению изменений в положения Регламента, а именно:
1) исключить из пункта 9 Регламента требование о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, в том числе платежного документа с отметкой банка об исполнении, подтверждающего внесение соответствующих денежных средств; документа, подтверждающего уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество; решения в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества, а также требования о нотариальном заверении копий учредительных документов;
2) привести в соответствие с действующим законодательством пункт 9 Регламента путем определения перечня документов, которые необходимо представить заявителю, в подтверждение сведений о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;
3) привести в соответствие с действующим законодательством пункт 9 Регламента в части определения формы заявки, которую представляет заявитель для получения муниципальной услуги;
4) установить в пункте 19 Регламента срок для заключения договора купли-продажи имущества в соответствии со сроками, предусмотренными законодательством о приватизации;
5) определить в пункте 9 Регламента условия подачи заявки в электронной форме, в соответствии с положениями Закона о приватизации;
6) привести в соответствие с действующим законодательством подпункт 2 пункта 8 Регламента в части указания о том, что публичное информирование о предоставлении муниципальной услуги осуществляется путем опубликования информационных сообщений о продаже муниципального имущества в том числе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru.
7) привести в соответствие с действующим законодательством положения Регламента в части указания о размещении в информационном сообщении, публикуемом на сайтах в сети "Интернет", обязательных сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 15 Закона о приватизации.
2. Администрации в срок до 22.06.2015 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания (надлежаще заверенные копии принятых с учетом настоящего предписания актов, а также документов, свидетельствующих об опубликовании таких актов).
Пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 апреля 2015 г. N 30-07/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016