Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 30 апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе "_", рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Система Персонал Групп" (далее - ООО "Система Персонал Групп") на действия заказчика АО "Швабе - Оборона и защита" по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала (извещение N 31502267998 на сайте http://zakupki.gov.ru),
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Система Персонал Групп" (уведомлено надлежащим образом),
в присутствии представителей "_", установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО "Система Персонал Групп" (вх. N 2801э от 22.04.2015 года) на действия заказчика АО "Швабе - Оборона и защита" по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала (извещение N 31502267998 на сайте http://zakupki.gov.ru/).
Заявитель сообщает следующее.
АО "Швабе - Оборона и защита" разместило на сайте http://zakupki.gov.ru/ извещение N 31502267998 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала.
Документация о закупке содержит требования, которые нарушают Федеральный закон от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно, содержит требования, ограничивающие участие в торгах хозяйствующих субъектов малого бизнеса, такие как о территориальном размещении исполнителя и его годовом обороте. Данные требования содержатся в пункте 17 Документации о запросе предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала (редакция N2).
По мнению заявителя, АО "Швабе - Оборона и защита" нарушает действующее законодательство, а именно пункт 2 статьи 34 Конституции РФ, в соответствии с которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, статьи 4, 14 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В своих возражениях АО "Швабе - Оборона и защита" сообщило следующее.
АО "Швабе - Оборона и защита" не согласно с доводами жалобы по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с Положением о закупочной деятельности АО "Швабе - Оборона и Защита", утвержденным Советом директоров протоколом N14/2014 от 13.10.2014 года, способ закупки запрос предложений регламентируется статьями 7, 8, 12, разделом 6 инструкции по проведению закупочных процедур. Заказчик вправе указывать в документации место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (абзац 4 подпункта 6.3.1. статьи 6.3. инструкции по проведению закупочных процедур).
Электронный запрос предложений не является торгами (конкурсом или аукционом) и не регулируется статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1065 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, процедура электронного запроса предложений не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств. Заказчик не обязан заключать договор по результатам настоящей процедуры закупки. Опубликованное извещение и документация об электронном запросе предложений являются приглашением делать оферты и должны рассматриваться Участниками процедуры закупки в соответствии с этим. Заявка на участие в электронном запросе предложений имеет правовой статус оферты и рассматривается Заказчиком в соответствии с этим.
Требования к Участникам процедуры закупки установлены Заказчиком в документации о проведении электронного запроса предложений и Информационной карте электронного запроса предложений.
В части VII "Информационная карта электронного запроса предложений" содержится информация для данного конкретного электронного запроса предложений, которая уточняет, разъясняет и дополняет положения остальных частей настоящей документации. При возникновении противоречия между положениями части VII "Информационная карта электронного запроса предложений" и остальных частей настоящей документации применяются положения части VII "Информационная карта электронного запроса предложений".
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком потребности к оказываемым услугам.
В техническом задании на оказание услуг по предоставлению персонала в электронном запросе предложений на право заключить договор установлен перечень функциональных требований к срокам предоставления или замены персонала.
Указанные в Документации об электронном запросе предложений требования к товару, в том числе, с указанием места нахождения Исполнителя, не нарушают запретов, предусмотренных Законом N 223- ФЗ, и направлены на определение потребностей Заказчика и получения в кратчайшие сроки услуг, в наилучшей степени отвечающих требованиям Заказчика, что названным законом не запрещено, также не противоречит положениям части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, из положений которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В целях оперативного решения возникающих вопросов по предоставлению и замене персонала, головной офис Исполнителя должен находиться как можно ближе к месту выполнения работ.
По условиям проекта договора в случае несоответствия персонала Исполнителя заявленным квалификационным требованиям, Исполнитель в течение 2 календарных дней производит замену персонала. Исполнитель обязан, исходя из сформированной Заказчиком Заявки, в течение 1 (одного) дня после получения заявки осуществить подбор, отбор и направить в распоряжение Заказчика Персонал.
Кроме того, данные критерии запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению персонала не исключали право Заявителя участвовать в предложенном электроном запросе предложений.
Как показывает практика работы с удаленными организациями, подбор, отбор и направление персонала осуществляется в более поздние сроки, что значительно срывает выполнение работы на территории Заказчика.
Касательно предоставления сведений о годовом обороте Исполнителя (не является коммерческой тайной), данные сведения являются для Заказчика существенным условием в части оплаты персоналу за проделанную работу в сумме 19 260 000 (девятнадцать миллионов двести шестьдесят тысяч) рублей. Заказчик должен быть уверен в том, что Исполнитель оплатит работу персонала надлежащим образом с соблюдением Трудового законодательства РФ и исполнения договора.
В результате проведения вышеуказанного электронного запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала по состоянию на 27.04.2015 года представлено две заявки: ООО "Агентство профессиональных решений" и ООО "Оборон Спец Кадр".
Рассмотрение закупочной комиссией представленных заявок не состоялось в связи с приостановлением торгов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18.1. Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель жалобы, не подавший заявку, имеет право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если его права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали ему подать заявку в случае нарушения Заказчиком установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
АО "Швабе - Оборона и Защита" требование действующего законодательства к организации, порядку размещения информации о проведении торгов и порядку подачи заявок на участие в торгах нарушено не было.
Таким образом, доводы заявителя о том, что документация о закупке содержит требования, ограничивающие участие в процедуре электронного запроса предложений на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала с ООО "Система Персонал Групп", несостоятельны и необоснованны, поскольку общество имело возможность принять участие в процедуре закупке, и Организатором закупочной деятельности ограничений не установлено.
Критерии для оценки наилучшего предложения (место нахождения Исполнителя и сведения о годовом обороте) не являются ограничением для подачи заявки к участию в запросе предложений на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала.
Установление объективных критериев оценки, необходимых для удовлетворения потребностей Заказчика и позволяющих осуществить выбор контрагента для заключения договора, не противоречит нормам действующего законодательства.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
17.04.2015 года АО "Швабе - Оборона и защита" опубликовало на сайте http://zakupki.gov.ru/ извещение N 31502267998 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала.
Документацией о запросе предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала была определена методика оценки заявок на участие, в частности, были определены такие критерии как удаленность поставщика услуг (5, 10 или 30 баллов, в зависимости о месторасположения), объем выполнения договоров на оказание услуг по предоставлению персонала в 2014 году (5, 15 или 30 баллов, в зависимости от объемов).
Указанные критерии не являются ограничением для подачи хозяйствующими субъектами малого бизнеса заявки на участие в запросе предложений на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала, поскольку не являются основанием для отклонения заявки.
Довод АО "Швабе - Оборона и защита" о том, что заявитель жалобы, не подавший заявку, имеет право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если его права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали ему подать заявку в случае нарушения Заказчиком установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, Комиссией Новосибирского УФАС России не принимается, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1. Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы, в том числе, лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Система Персонал Групп" на действия заказчика АО "Швабе - Оборона и защита" по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по предоставлению персонала (извещение N 31502267998 на сайте http://zakupki.gov.ru/) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016