Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 24 апреля 2015 г. N 398/2013
Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 24.04.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 398/2013 от 22.10.2013 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Крыловский район части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие представителей надлежаще уведомленных сторон, установила:
Краснодарским УФАС России рассмотрены материалы проверки, проведенной прокуратурой Крыловского района, в отношении администрации Крыловского района при публикации 12.04.2013 извещения о проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного производства, расположенных относительно ориентира ПЗСХПК "Октябрь":
- 23:14:05 01 002:2817 площадью 57997 кв.м., секция 12, контур 8001;
- 23:14:05 01 002:2816 площадью 80562 кв.м., секция 7, контур 4001;
- 23:14:05 01 002:2814 площадью 101100 кв.м., секция 7, контур 4501;
- 23:14:05 01 002:2813 площадью 260896 кв.м., секция 10, контур 6401;
- 23:14:05 01 002:2815 площадью 102615 кв.м., секция 7, контур 3701;
- 23:14:05 01 002:2818 площадью 145279 кв.м., секция 12, контур 4001;
- 23:14:05 01 002:2839 площадью 170003 кв.м., секция 7, контур 3301;
- 23:14:05 01 002:2838 площадью 269223 кв.м., секция 10, контур 9001;
- 23:14:05 01 002:2842 площадью 249185 кв.м., секция 10, контур 8001;
- 23:14:05 01 002:2840 площадью 185000 кв.м., секция 12, контур 1001.
По результатам изучения указанной публикации установлено, что для участия в торгах юридическим и физическим лицам необходимо представить бизнес-план использования участков на период до 2018 года (развитие животноводства - КРС), документы, подтверждающие наличие сельскохозяйственной техники, а также объектов недвижимости на территории муниципального образования Крыловский район, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции (оборудованных объектов для содержания машинотракторного парка, для доработки и хранения продукции растениеводства, животноводческих ферм), право собственности на которые, зарегистрировано в установленном порядке.
В действиях администрации муниципального образования Крыловский район при проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного производства, расположенных относительно ориентира ПЗСХПК "Октябрь" установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении требований к участникам конкурса на право заключения договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного производства, расположенных относительно ориентира ПЗСХПК "Октябрь", о предоставлении бизнес-планов использования участков на период до 2018 года (развитие животноводства - КРС), а также сведений о наличии сельскохозяйственной техники и объектов недвижимости на территории муниципального образования Крыловский район, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции (оборудованных объектов для содержания машинотракторного парка, для доработки и хранения продукции растениеводства, животноводческих ферм).
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 22.10.2013 N 540 возбуждено дело N 398/2013 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Крыловский район части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Определением от 05.11.2013 рассмотрение дела назначено на 04.12.2013 на 11-00.
Определением от 04.12.2013 в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Краснодарского края дела N А32-31859/2013 по исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края к администрации муниципального образования Крыловский район и ОАО "Знамя Октября" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 16.05.2013 N 1400001845, заключенного по результатам конкурса на право заключения договор аренды земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного производства, расположенных относительно ориентира ПЗСХПК "Октябрь", рассмотрение дела N 398/2013 приостановлено до вступления в силу окончательного судебного акта по данному делу.
Определением от 17.11.2014 рассмотрение дела возобновлено в связи с принятием Арбитражным судом Северо-Кавказского округа постановления от 10.11.2014 по делу N А32-31859/2013 и назначено на 10.12.2014 на 11-00.
Определением от 10.12.2014 срок рассмотрения дела N 398/2013 продлен до 17.07.2015.
Определением от 10.12.2014 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела N 398/2013 отложено на 13.04.2015.
В ходе рассмотрения дела N 398/2013 установлено следующее.
По информации, представленной Прокуратурой Крыловского района, во 2 квартале 2012 года прокуратурой района выявлен факт использования ОАО "Знамя Октября" рассматриваемых земельных участков без законных оснований, что послужило основанием для внесения соответствующего представления в адрес главы МО Крыловский район. По результатам его рассмотрения, администрацией района опубликовано извещение в СМИ о наличии свободного земельного участка, в результате чего с заявлением о предоставлении указанной земли обратилось 2 лица, в том числе ОАО "Знамя Октября".
В связи с этим администрацией района принято решение о проведении конкурса на право заключения договора аренды и 12.04.2013 в газете "Авангард" опубликовано указанное извещение о проведении конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Основным нормативным актом, устанавливающим требования к обеспечению конкуренции, является Федеральный закон Российской Федерации 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О конкуренции").
Общие антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Закона "О конкуренции" которой установлен запрет при проведении торгов на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (деле - ЗК РФ) порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Во исполнение указанного положения Правительством Российской Федерации Постановлением от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила проведения торгов).
На основании изложенного следует, что, указывая на необходимость предоставления бизнес-планов использования участков на период до 2018 года (развитие животноводства - КРС) а также сведений о наличии сельскохозяйственной техники и объектов недвижимости на территории муниципального образования Крыловский район, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции (оборудованных объектов для содержания машинотракторного парка, для доработки и хранения продукции растениеводства, животноводческих ферм), администрация муниципального образования Крыловский район ограничивает круг лиц, имеющих право на участие в конкурсе, тем самым умышленно создавая лицам, занимающимся разведением КРС и имеющим недвижимость на территории Крыловского района преимущественные условия, т.к. потенциальные участники могут проживать и за пределами Крыловского район, а также заниматься сельскохозяйственной деятельностью, не связанной с разведением КРС.
По данному факту главе муниципального образования Крыловский район прокурором Крыловского района 16.04.2013 объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о защите конкуренции.
В ходе осуществления контроля за исполнением изложенных в предостережении доводов прокуратурой района установлено, что условия конкурса изменены не были, 14 мая 2013 года произведено определение участников торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного производства, по результатам которого установлено, что в период с 12.04.2013 до 06.05.2013 поступила одна заявка от ОАО "Знамя Октября".
В связи с изложенным, принимая во внимание то, что для участия в конкурсе поступило менее двух заявок, торги признаны несостоявшимися, принято решение предоставить ОАО "Знамя Октября" право аренды сроком на 20 лет.
16.05.2013 между администрацией муниципального образования Крыловский район и ОАО "Знамя Октября" заключен договор аренды земельных участков N 1400001845, согласно которому ОАО "Знамя Октября" предоставлены в аренду указанные выше земельные участки сроком на 20 лет. Таким образом, администрация района заключила договор аренды по результатам несостоявшихся торгов.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе, путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из буквального и смыслового толкования положений статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим и для квалификации действий по организации и проведению торгов (аукционов) как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
В рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства заключается в установлении требований к потенциальным участникам торгов, содержащим условия, значительно сужающих круг таких лиц. Установленные администрацией района условия свидетельствуют о намерении допустить к торгам лишь ОАО "Знамя Октября", имущественное положение которого в полной мере соответствует заявленным требованиям и которое фактически использовало рассматриваемую землю длительное время без законных оснований, за что, по информации Прокуратуры Крыловского района, привлекалось к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Суды первой и кассационной инстанций по делу N А32-31859/2013, руководствуясь положениями статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, статьями 15 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пришли к выводу о том, что установление указанных требований ограничивает круг возможных претендентов на участие в конкурсе и нарушает права и законные интересы других участников предпринимательской деятельности.
Определением Верховного суда Российской Федерации N 308-ЭС14-8171 от 27.01.2015 отказано в передаче кассационной жалобы открытого акционерного общества "Знамя Октября" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, судебные акты по делу N А32-31859/2013 содержат вывод о наличии в рассматриваемых комиссией действиях Администрации нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, пунктом 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
В связи с вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-31859/2013, в которых содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях администрации муниципального образования Крыловский район при проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного производства, расположенных относительно ориентира ПЗСХПК "Октябрь", дело N 398/2013 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Председатель Комиссии И.В. Иващенко
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
Н.В. Левит С.Г. Еременко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2015 г. N 398/2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016