Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 29 апреля 2015 г. N 175
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года
г. Саранск,
пр. Ленина, 14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Видякин Сергей Иванович - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг.
Члены Комиссии:
Морозов С.Б. - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;
Вашанова Т.Л. - старший специалист 1 разряда отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;
Суконкин Д.В. - главный эксперт отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород);
Зурабов Андрей Леонидович - главный эксперт отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород);
Кожевникова Т.А. - эксперт 1 категории отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород)в присутствии:
в присутствии:
Н.А. Козловой - представителя СОАО "ВСК" (доверенность N 00-08-26/809 от 10.12.2014 года),
А.И. Чиняева - представителя ЗАО "Страховая группа "УралСиб" (доверенность N13 АА 0427402 от 30.10.2013 года),
Л.А. Макаевой - специалиста по торгам ГБУ РМ "Спецмедтранспорт" (доверенность N00000000026 от 22.04.2015 года),
А.А. Лушниковой - начальника организационно-правового отдела Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике (доверенность от 01.12.2014 года),
рассмотрев дело N74 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Страховая группа "УралСиб" (далее - ЗАО "Страховая группа "УралСиб") (117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, 56) в лице Саранского филиала ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в Республике Мордовия (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пр. Ленина, 21) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба от Мордовского филиала СОАО "ВСК" (вх. от 26.12.2014 N6340) на действия комиссии при проведении запроса котировок N 0109200002414003588 на право заключить контракт на оказание услуг по страхованию автомобилей (ОСАГО) для нужд ГБУ РМ "Специализированный медицинский транспорт" (далее - Запрос котировок).
По результатам рассмотрения жалобы и в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией по контролю в сфере закупок нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях комиссии по проведению процедуры вскрытия, рассмотрения и оценки котировочных заявок, не установлено.
Одновременно, как установлено, победителем Запроса котировок признано ЗАО "Страховая группа "УралСиб", как участник, предложивший наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок.
Однако, СОАО "ВСК" (далее - Заявитель) считает, что страховая премия (цена контракта) ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в размере 197 058, 87 рублей при проведении запроса котировок N 0109200002414003588 на право заключить контракт на оказание услуг по страхованию автомобилей (ОСАГО) для нужд ГБУ РМ "Специализированный медицинский транспорт" (далее - Заказчик) может быть рассчитана не в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России), что является актом недобросовестной конкуренции, и недопустимо согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции. Действия ЗАО "Страховая группа "УралСиб" по занижению страховой премии по ОСАГО направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности - увеличения количества своих страхователей, что в свою очередь лишило других участников размещения заказа возможности получить дополнительных страхователей в честной конкурентной борьбе.
Представитель СОАО "ВСК" Н.А. Козлова (доверенность N 00-08-26/809 от 10.12.2014 года), присутствующая на рассмотрении дела, поддержала доводы, изложенные в жалобе и считает, что ЗАО "Страховая группа "УралСиб" допустило недобросовестную конкуренцию, участвуя в рассматриваемом запросе котировок N 0109200002414003588, поскольку при наличии полной информации со стороны заказчика о транспортных средствах, позволявших произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, применило заниженные коэффициенты страховых тарифов.
На заседании комиссии представитель ЗАО "Страховая группа "УралСиб" А.И. Чиняев (доверенность N13 АА 0427402 от 30.10.2013 года) с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражении на жалобу (вх. от 18.03.2015 N987), считая её необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Исследовав доказательства и выслушав мнения сторон, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России.
Согласно Приложению N 1 к Указанию Банка России для транспортных средств юридических лиц категории "В", "Д" и "С" установлены минимальное и максимальное значение базового страхового тарифа, которые составляют соответственно 2 926,00 рублей и 3 087,00 рублей, и 1 996,00 рублей и 2 106,00 рублей, и 2 495,00 рублей и 2 632,00 рублей.
Также в соответствии с Указанием Банка России установлены значения следующих коэффициентов:
коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - КТ),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - КО),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее - КВС),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (далее - КМ),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее - КПр),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (далее - КС),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее - КП).
Согласно Приложению N 4 к Указанию Банка России размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением N 1 к настоящему Указанию.
Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т) в рассматриваемом случае осуществляется по формуле Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
В Разделе N3 к извещению о проведении запроса котировок содержится формула, определенная согласно Указанию Банка России, а также значения коэффициентов, необходимых для расчета страховой премии, при этом для расчета НМЦК Заказчик использовал минимальные значения базового страхового тарифа.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Мордовия были произведены расчеты с целью определения страховой премии (цены контракта) при проведении запроса котировок N 0109200002414003588 в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 19 сентября 2014 года N3384-У. Согласно расчетам антимонопольного органа сумма страховой премии (цены контракта) составила 197 058, 87 рублей.
Страховая премия (цена контракта) предложенная участником аукциона - ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в размере 197 058, 87 рублей, соответствует цене, рассчитанной в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 19 сентября 2014 года N3384-У.
Таким образом, по мнению комиссии, страховые тарифы не были занижены ЗАО "Страховая группа "УралСиб".
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок для участия в запросе котировок были поданы 3 заявки.
При этом котировочные заявки 3 участников признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок и Закона о контрактной системе, а именно: ООО "Росгосстрах", СОАО "ВСК", ЗАО "Страховая группа "УралСиб".
Победителем Запроса котировок признано ЗАО "Страховая группа "УралСиб", предложение о цене которого составило 197 058,87 рублей, что не выше начальной (максимальной) цены контракта, установленной в извещении о проведении Запроса котировок.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно статье 14 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается. Поскольку перечень актов недобросовестной конкуренции по смыслу статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" является открытым, не существует препятствий к отнесению в их число иных действий, подпадающих под признаки общего понятия недобросовестной конкуренции, а именно действий по занижению страховых тарифов при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, страховая премия (цена контракта) ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в размере 197 058, 87 рублей при проведении запроса котировок N 0109200002414003588 на право заключить контракт на оказание услуг по страхованию автомобилей (ОСАГО) для нужд ГБУ РМ "Специализированный медицинский транспорт" (далее - Заказчик) рассчитана в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России), что не является актом недобросовестной конкуренции. Нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не выявлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Жалобу Мордовского филиала СОАО "ВСК" в отношении ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Саранского филиала ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в Республике Мордовия в связи с тем, что страховая премия (цена контракта) ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в размере 197 058, 87 рублей при проведении запроса котировок N 0109200002414003588 на право заключить контракт на оказание услуг по страхованию автомобилей (ОСАГО) для нужд ГБУ РМ "Специализированный медицинский транспорт" может быть рассчитана не в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России) и данных, представленных Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок N141К/14 признать необоснованной.
2. Производство по делу N74 прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.И. Видякин
Члены Комиссии: С.Б. Морозов
Т.Л. Вашанова
Суконкин Д.В.
Зурабов А.Л.
Кожевникова Т.А.
(8342) 24-88-33
Вашанова Татьяна Леонидовн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 29 апреля 2015 г. N 175
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016