Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 5576-04 (опубликовано 7 августа 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 23.07.2012
В полном объеме решение изготовлено 06.08.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской обла-сти по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - зам. руководителя управления <_>
члены - начальник отдела <_>
- специалист - эксперт <_>
рассмотрев дело N 8697/04-2012 по признакам нарушения ООО "Полигон" (432072, г.Ульяновск, б. Новосондецкий, д. 4А, корп.2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
04.05.2012 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО "Сервис-М" на действия ООО "Полигон" по необоснованному прекращению поставки товара по договору на оказание услуг по размещению и захоронению ТБО.
Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 04.06.2012 N 167 возбуждено дело по признакам нарушения ООО "Полигон" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном прекращении выдачи талонов на утилизацию ТБО ООО "Сервис-М".
На заседаниях комиссии представитель заявителя поддержал представленные пись-менные пояснения, пояснил следующее.
ООО "Полигон" навязал ООО "Сервис-М" заключение договора с условием об оплате в течение 5 банковских дней с момента выдачи талонов на утилизацию ТБО на текущий месяц, фактически определив 100 % предоплату. Клиенты ООО "Сервис-М" (жилой фонд, детские сады, школы, больницы) оплачивают услуги по вывозу и утилизации в соответствии с условием договора до 30 числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, были созданы предпосылки образования задолженности ООО "Сервис-М" перед ООО "Полигон".
Так как ООО "Полигон" прекратило прием отходов, вывозимых ООО "Сервис-М" от своих клиентов, то ООО "Сервис-М" вынуждено вывозить отходы на полигон в с.Баратаевка, что привело к увеличению расходов и возникновению дополнительных затрат, не предусмотренных себестоимостью оказания услуги.
Представитель ООО "Полигон" пояснил, что факт нарушения антимонопольного за-конодательства отсутствует. Причиной снижения объемов талонов на утилизацию для ООО "Сервис-М" в 2012 году является снижение лимитов на размещение отходов на полигоне, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области. Причиной невыдачи ООО "Сервис-М" талонов на утилизацию на май 2012 года является задолженность в крупном размере последнего перед ООО "Полигон" (742 002, 4 руб.). Для взыскания указанной задолженности ООО "Полигон" обратился с ис-ком в суд (дело NА72-5188/2012).
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в действиях ООО "Полигон", что выразилось в одностороннем расторжении договора от 01.01.2012 N117ТБО по размещению и захоронению ТБО, заключенном с ООО "Сервис-М".
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ООО "Полигон" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции "удаление и обработка твердых отходов" приказом Ульяновского УФАС России от 30.01.2008 N 8/73 с долей более 50 %. Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается по-ложение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Для ООО "Полигон" приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15.11.2011 N06-643 утверждены тарифы на утилизацию в размере 51,52 руб./м куб., без НДС (на период с 01.01.2012 по 30.06.2012).
Между ООО "Полигон" (исполнитель) и ООО "Сервис-М" (заказчик) заключен договор по размещению и захоронению ТБО N 117 ТБО от 01.01.2012. В соответствии с договором заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя проведение работ по размещению и захоронению ТБО на полигоне у села Красный Яр, вывезенных транспортом заказчика в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с условиями договора талоны предоставляются Заказчику для размеще-ния ТБО на основании оплаченных счетов-фактур, оплата должна быть произведена в тече-ние 5 банковских дней на основании выставленных счетов-фактур (счетов).
26.04.2012 ООО "Сервис-М" направило письмо с просьбой выдать на май месяц талоны на утилизацию ТБО в объеме 6500 куб.м. ООО "Полигон" на май месяц талоны ООО "Сервис-М" не выдало.
В соответствии с претензией-уведомлением от 15.05.2012, направленной ООО "Поли-гон" ООО "Сервис-М", по состоянию на 15.05.2012 сумма задолженности заказчика перед исполнителем составила 742002,4 руб. Указано, что данную сумму ООО "Сервис-М" должно оплатить в течение десяти календарных дней с момента получения настоящей претензии, а в случае неуплаты долга в указанный срок ООО "Полигон" вынуждено расторгнуть договор на предоставление услуг по размещению и захоронению твердых бытовых отходов и обра-титься в суд для принудительного взыскания долга, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с соответствии с ГК РФ.
На рассмотрении дела ООО "Полигон" пояснило, что считает указанный договор рас-торгнутым в одностороннем порядке, о чем ООО "Сервис-М" уведомлено письмом от 15.05.2012, в связи с чем не выдаются талоны на утилизацию.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Решение суда о расторжении договора по иску ООО "Полигон" отсутствует.
В соответствии с условиями договора в одностороннем порядке договор может быть расторгнут по инициативе исполнителя (ООО "Полигон") в связи с полным заполнением существующих площадей полигона ТБО (п.6.2 договора).
Полигон ТБО в с. Кр. Яр на настоящий момент не заполнен.
Таким образом, ООО "Полигон" не имело оснований для одностороннего расторжения договора.
Расторжение договора в одностороннем порядке повлекло ущемление интересов ООО "Сервис-М", т.к.препятствует осуществлению его хозяйственной деятельности.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО "Полигон", выразившиеся в одностороннем расторжении договора от 01.01.2012 N117ТБО по размещению и захоронению ТБО, заключенном с ООО "Сервис-М", нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Полигон" предписание о прекращении нарушения.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для воз-буждения дела по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии
<_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимоно-польного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 5576-04 (опубликовано 7 августа 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016