Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 30 мая 2014 г. N 04-01/96-2014
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<> - руководитель управления, Председатель комиссии;
Члены Комиссии:
<> - начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти;
<> - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев жалобу Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" на действия Заказчика - Администрации села Гыда при осуществлении закупки на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда (электронный аукцион, извещение N 0390300024814000036), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" (г. Москва) на действия заказчика - Администрации села Гыда при осуществлении закупки на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда (электронный аукцион, извещение N 0390300024814000036).
Исходя из доводов жалобы заказчиком нарушены требования ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в части отсутствия проектно-сметной документации, неверного определения способа расчета начальной (максимальной) цены и отсутствия в составе аукционной документации требования к участнику закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда (электронный аукцион, извещение N 0390300024814000036), Комиссия пришла к следующим выводам.
Статьей 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе установлено содержание документации об открытом аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об открытом аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает, что при формировании аукционной документации Заказчик не приложил проектно-сметную документацию, что нарушает требования действующего законодательства.
Предметом данной закупка является участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда.
Документацией предусмотрен код ОКПД 70.12.11.000, который по классификации соответствует услугам по покупке и продаже жилых зданий.
Участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда предполагает оказание услуг, а не производство работ. Проектно-сметная документация прикладывается в составе аукционной документации при выполнении строительных работ.
В данной части нарушения действующего законодательства отсутствуют.
По доводам жалобы относительно отсутствия в составе аукционной документации требований к наличию СРО установлено следующее.
Согласно положениям ст. 64 Закона о контрактной системе в составе документации об электронном аукционе указываются требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. И иная информация.
В связи с тем, что аукцион проводится на участие в долевом строительстве, то есть фактически в выкупе строящихся квартир, участники не должны представлять в составе заявки свидетельство СРО.
Кроме того согласно, п. 2.1.7. и п. 2.3.1. раздела 2 проекта муниципального контракта (часть 4 аукционной документации) Права и обязанности сторон Застройщик обязуется предоставить в течение одного месяца с момента заключения настоящего Контракта в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, все необходимые документы для государственной регистрации муниципального контракта. Окончательный расчет производится в течение 3-х месяцев после регистрации на Объект права собственности муниципального образования село Гыда. Регистрирующий орган в пакет документов необходимых для регистрации включает свидетельство, выданное саморегулируемой организации.
Заявитель утверждает, что заказчиком нарушен выбор метода формирования начальной (максимальной цены), а именно Заказчиком выбран тарифный метод, между тем в данном случае должен быть выбран проектно сметный метод.
Согласно положениям ст. 64 Закона о контрактной системе в составе документации об электронном аукционе указывается наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Исходя из фактической потребности Заказчика в выкупе строящегося жилья проектно-сметный метод в данном случае применять не целесообразно.
Заказчик в своих возражениях указывает, что Обоснование начальной (максимальной) цены контракта производилась из расчета стоимости одного квад-ратного метра согласно постановлению Администрации Тазовского района от 23.05.2013 N 235.
Начальная цена контракта составляет 18 661 422,24 руб. (100 368 руб. * 185,93 м2 из расчета: двухкомнатная квартира - 56,07 м2 (2 шт.), трехкомнатная квартира - 73,79 м2 (1 шт).
В данном случае, Заказчиком применялся тарифный метод, как единственный применимый в условиях самого северного поселения Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно поэтому метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) в условиях поселения применить невозможно.
Тарифный метод также, подлежал применению в связи с тем, что Администрацией Тазовского района утверждено постановление от 23.05.2013 г. N235 "О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на 2013 год, применяемой для определения начальной (максимальной) цены муниципального контракта при размещении за-казов для нужд муниципального образования Тазовский район и расчета размера социальных выплат".
Согласно ч. 8 ст. 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Тарифный метод применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров (работ, услуг) подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Тарифному регулированию подлежат цены на следующие товары (работы, услуги):
1) электрическую и тепловую энергию;
2) услуги по передаче электрической энергии по сетям;
3) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению;
4) иные оказываемые на рынках электрической энергии (мощности) услуги, тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов;
5) перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
6) перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
7) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам;
8) отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п. 5.1 Методических рекомендаций).
При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности. НМЦК определяется путем умножения такой цены за единицу товара (работ, услуг) на количество закупаемого товара (работ, услуг) (п. 5.2 Методических рекомендаций).
Комиссия антимонопольного органа считает, что применение тарифного метода в данном случае не допустимо, в связи с тем, что предмет контракта не относится к названным выше услугам.
На основании вышеизложенного Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком при формировании документации нарушены требования ст. 22 и ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" на действия Заказчика - Администрации села Гыда при осуществлении закупки на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда (электронный аукцион, извещение N 0390300024814000036), частично обоснованной.
Признать Заказчика - Администрацию села Гыда нарушившим требования ст. 22 и ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда (электронный аукцион, извещение N 0390300024814000036), в части неверного выбора метода формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений ст. 22 и ст. 64 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда (электронный аукцион, извещение N 0390300024814000036).
Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика - ГБУЗ "Межбольничная аптека ЯНАО" административного производства в соответствии ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 04-01/96-2014
об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
30 мая 2014 года г. Салехард
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<> - руководитель управления, Председатель комиссии;
Члены Комиссии:
<> - начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти;
<> - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,
на основании своего решения от 30.05.2014 г. по делу N 04-01/96-2014, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
Заказчику - Администрации села Гыда,
Внести изменения в аукционную документацию на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Гыда (электронный аукцион, извещение N 0390300024814000036) с учетом замечаний Комиссии по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и требований Закона о контрактной системе, изложенных в решении N 04-01/96-2014.
Разместить в сети Интернет изменения в аукционную документацию N 0390300024814000036, внесенные по предписанию Комиссии по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, извещение N 0390300024814000036 на срок, установленный ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Срок исполнения предписания: 18.06.2014 г.
Документы, подтверждающие исполнение предписания Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в срок до 23.06.2014 г.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 мая 2014 г. N 04-01/96-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016