Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 2 августа 2012 г. N СЮ04-04/2012-73АР
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <_> рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2012-73АР, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении:
Индивидуального предпринимателя <_>
место рассмотрения дела: г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 24, каб. 301,
в отсутствии ИП <_> уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление о вручении N 42600952131195 от 27.07.2012 г.),
в присутствии защитника ИП <_> - <_> действующего на основании доверенности б/н от 23.05.2012 г., установил:
06 марта 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление представительства Ассоциации таксомоторного транспорта городов России в Удмуртской Республике о распространении на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске, рекламы следующего содержания: "Taxi 43-43-43 крупнейший таксопарк города", с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе.
03 мая 2012 г. Удмуртским УФАС России по факту распространения указанной рекламы было возбуждено дело N СЮ04-03/2012-35Р в отношении ИП <_> по признакам нарушения пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", с привлечением к участию в деле в качестве заявителя - представительства Ассоциации таксомоторного транспорта городов России в Удмуртской Республике.
Рассмотрение дела N СЮ04-03/2012-35Р было назначено на 30 мая 2012 года.
По результатам рассмотрения дела, Комиссией Удмуртского УФАС России было установлено следующее.
На светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске, распространялась реклама следующего содержания: "Taxi 43-43-43 крупнейший таксопарк города" с изображением автомобиля.
Согласно п. 1) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение адресовано неопределённому кругу лиц - потенциальным клиентам службы такси "43-43-43", направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования (деятельности службы такси "43-43-43"), формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная реклама распространялась на основании договора N 20 Д/ВВ на оказание рекламных услуг от 14.02.2012 г., заключенного между ООО "Мирабель" (Компания) и ИП <_> (Рекламодатель), предметом которого является предоставление в период с 16.02.2012 г. по 31.08.2012 г. Компанией следующих услуг: по медиа - планированию рекламных компаний рекламодателя; обеспечению размещения рекламных материалов Рекламодателя; по изготовлению видеопродукции (видеороликов) в соответствии с Техническим заданием, подписанными обеими сторонами. Рекламодатель, в свою очередь, обязуется заказывать рекламные услуги и производить ежемесячную оплату.
Согласно медиа-плану рассматриваемая реклама размещалась на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске, в период с 18 февраля по 02 апреля 2012 г.
По результатам размещения рассматриваемой рекламы между сторонами был подписан Акт N 1 сдачи-приема по оказанию рекламных услуг от 31.03.2012 г., факт оплаты услуг по размещению рассматриваемой рекламы подтверждается платежным поручением N 26 от 17.02.2012 г.
Согласно п. 5) ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы для последующего распространения на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске.
Пунктом 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Данная норма применима ко всем случаям, когда в рекламе используется сравнение товара со всеми иными товарами, но представленными на данном товарном рынке конкурентами без упоминания конкретного наименования производителя или продавца.
В рассматриваемой рекламе содержится информация о том, что в службе такси "43-43-43" крупнейший таксопарк, что указывает на превосходство данного таксопарка над другими компаниями, поскольку слово "крупнейший" подразумевает, что в службе такси "43-43-43" один из самых крупных таксопарков.
Довод ИП <_> о том, что крупнейший таксопарк подразумевает значительное число заключенных ИП Бориным С.А. агентских договоров с перевозчиками (фрахтовщиками), а также значительное число заказов потребителей услуг такси, поступающих по телефону "43-43-43", считается не состоятельным, поскольку агентские договоры и значительное число заказов не подтверждают наличие одного из самого крупного автомобильного парка в г. Ижевске. Других документов, подтверждающих наличие у службы такси "43-43-43" "крупнейшего" таксопарка, ИП <_> представлено не было.
Таким образом, ИП <_> определив объект рекламирования и содержание рекламы следующего содержания: "Taxi 43-43-43 крупнейший таксопарк города" с изображением автомобиля, содержащую не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, для последующего распространения на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске, нарушил требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Решением Комиссии Удмуртского УФАС России от 31.05.2012 г. по делу N СЮ 04-03/2012-35Р (резолютивная часть решения объявлена 30.05.2012 г.) реклама следующего содержания: "Taxi 43-43-43 крупнейший таксопарк города", распространенная на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске, была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
ИП <_> признан рекламодателем, нарушившим требования пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и принято решение о передаче материалов дела N СЮ04-03/2012-35Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на индивидуальных предпринимателей в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
20.06.2012 г. должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике-специалистом-экспертом отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <_> в отношении Индивидуального предпринимателя <_> был составлен протокол N СЮ04-04/2012-73АР об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту определения объекта рекламирования и содержания следующей рекламы: "Taxi 43-43-43 крупнейший таксопарк города", с нарушением требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для последующего размещения на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске.
20.06.2012 г. на составление протокола об административном правонарушении ИП <_> уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола (почтовое уведомление о вручении N 42600951101144 от 07.06.2012 г.) не явился, направив на представление своих интересов защитника - <_> действующего на основании доверенности б/н от 23.05.2012 г.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2012-73АР от 21.06.2012 г. рассмотрение данного дела было назначено на 05 июля 2012 года в 13 часов 40 минут.
Копия протокола об административном правонарушении N СЮ04-04/2012-73АР от 20.06.2012 г. и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2012-73АР от 21.06.2012 г. были направлены в адрес ИП <_> письмом исх. N ТГ01-17-04/4415 от 22.06.2012 г.
Определением от 05.07.2012 г. рассмотрение дела N СЮ04-04/2012-73АР было отложено и назначено на 02 августа 2012 года в 09 часов 30 минут, в связи с отсутствием в Удмуртском УФАС России доказательств надлежащего уведомления ИП <_> о дате, времени и месте рассмотрения указанного дела. Срок рассмотрения дела был продлен до 05.08.2012 г.
02.08.2012 г. на рассмотрение дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2012-73АР ИП <_> уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протокола (почтовое уведомление о вручении N 42600952131195 от 27.07.2012 г.) не явился, направив на представление своих интересов защитника - <_> действующего на основании доверенности б/н от 23.05.2012 г.
Защитник ИП <_> пояснил, что размещение ненадлежащей рекламы не причинило какого-либо вреда общественным отношениям. Заявителем также не представлено доказательств причинения вреда. До принятия решения по делу N СЮ04-03/2012-35Р содержание рекламы было изменено. Учитывая характер и роль правонарушителя, принимая во внимание, что ИП <_> ранее не привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, <_> просил признать совершенное ИП <_> правонарушение малозначительным и прекратить производство в отношении предпринимателя, ограничившись устным замечанием.
В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела N СЮ04-03/2012-35Р.
Событие административного правонарушения - определение объекта рекламирования и содержания следующей рекламы: "Taxi 43-43-43 крупнейший таксопарк города", с нарушением требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для последующего размещения на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске.
Состав административного правонарушения, совершенного ИП <_> и предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:
-объект административного правонарушения - общественные отношения, охраняющие право граждан на получение надлежащей рекламы;
-объективная сторона административного правонарушения: определение объекта рекламирования и содержания следующей рекламы: "Taxi 43-43-43 крупнейший таксопарк города", содержащей недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что является нарушением требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для последующего размещения на светодиодном экране, установленном на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Удмуртская в г. Ижевске,
-место совершения административного правонарушения: Удмуртская Республика, г. Ижевск,
-время совершения административного правонарушения: с 18 февраля 2012 года по 02 апреля 2012 года,
-субъект административного правонарушения - рекламодатель - ИП <_>
-субъективная сторона административного правонарушения - вина в форме неосторожности, поскольку ИП <_> не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Административное правонарушение, совершенное ИП <_> не является малозначительным исходя из следующего.
Одной из целей Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Так, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. При этом, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п. 1) ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе").
При этом, следует учитывать, что установленные законом требования к распространению достоверной рекламы, прежде всего, направлены на защиту населения, с учетом значительного воздействия рекламы на желания, потребности и поведение людей.
ИП <_> нарушил требования, установленные в п. 1) ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", тем самым создал существенную угрозу общественным отношениям, охраняющим право граждан на получение надлежащей рекламы.
Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ИП <_> к публично-правовой обязанности по размещению надлежащей рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы. Также существенная угроза общественным отношениям заключается в отсутствии должного контроля ИП <_> за соответствием рекламы требованиям действующего законодательства.
О значимости охраняемых данной статьёй общественных правоотношений свидетельствуют установленный законодателем значительный размер штрафа даже при отсутствии негативных последствий правонарушения, а также отсутствие альтернативных, более мягких видов административного наказания в санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Исходя из этого, оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ИП <_> от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, впервые; добровольное устранение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; наличие на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Таким образом, наложение административного штрафа на ИП <_> осуществляется с учетом смягчающих обстоятельств в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), постановил:
1. Признать Индивидуального предпринимателя <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на Индивидуального предпринимателя <_> за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
Должностное лицо Удмуртского УФАС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 2 августа 2012 г. N СЮ04-04/2012-73АР
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016