Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 7 августа 2012 г. N 17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 25 июля 2012 года, рассмотрев дело N 17 от 14.06.2012 г., возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, по факту распространения в газете "Постскриптум" N 19 (932) от 09.05.2012 г. рекламы медицинских услуг без ее сопровождения предупреждением о возможных противопоказаниях к их использованию и необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в присутствии представителя ИПБОЮЛ <_> по доверенности от 25.07.2012 г., установила:
На 17 странице газеты "Постскриптум" N 19 (932) от 09.05.2012 г. опубликовано сообщение следующего содержания: "Новосибирская клиника "X-LAB" проводит лечение зависимостей. 13 мая. Начало сеансов 09.00 - алкогольная зависимость, 15.00 - избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211_" В нижней части сообщения так же размещены две строки, напечатанные мелким нечитабельным шрифтом.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", вышеуказанная публикация является рекламой, так как она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, а так же формирование и поддержание интереса у потребителей к объекту рекламирования - медицинским услугам, связанным с лечением алкогольной зависимости и зависимости избыточного веса, что способствует продвижению рекламируемого товара на рынке.
Законом "О рекламе" предусмотрен порядок и условия рекламирования отдельных видов товаров, работ, услуг, в том числе медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Вышеназванная реклама Новосибирской клиники "X-LAB" не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, что свидетельствует о несоблюдении требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", при ее распространении.
Как было указано выше, информационное содержание рекламы Новосибирской клиники "X-LAB" содержит информацию, напечатанную мелким нечитабельным шрифтом. Допустимо предположить, что данный текст и является предусмотренным Законом "О рекламе" предупреждением, однако прочесть его не представляется возможным.
По мнению Комиссии, данное обстоятельство стало возможным в результате несоблюдения требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" в части отведения 5 % площади рекламного поля для предусмотренного настоящим Федеральным законом предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов.
Проведение расчетов соотношения площадей рекламного поля клиники "X-LAB" и предусмотренного законом "О рекламе" предупреждения показали, что площадь рекламного макета составляет 66,5 квадратных сантиметров. Следовательно, предупреждению, предусмотренному частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" должно быть отведено не менее, чем 3,3 квадратных сантиметров. Фактически площадь нечитаемой в рекламе надписи составляет 0,3 квадратных сантиметра. Следовательно, требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" об отведении 5 % площади рекламного поля для предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов, в данном случае не соблюдены, в связи с чем, предупреждение в рекламе не поддается прочтению.
Согласно разъяснениям ФАС России от 29.11.2010 г. N АК/41963 о применении Федерального закона "О рекламе" в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведений потребителей существенной информации мелким, нечитаемым шрифтом, в данном случае следует исходить из того, что в случае изложения в рекламе существенных для восприятия объекта рекламирования сведений нечитаемым шрифтом, такая реклама содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", поскольку несмотря на формальное указание в рекламе сведений, обязательных к размещению в рекламе, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются (отсутствуют).
При таких обстоятельствах Комиссия признала ненадлежащей рекламу: "Новосибирская клиника "X-LAB" проводит лечение зависимостей. 13 мая. Начало сеансов 09.00 - алкогольная зависимость, 15.00 - избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211_" распространяемую на 17 странице газеты "Постскриптум" N 19 (932) от 09.05.2012 г., так как в ее информационном содержании отсутствует существенная информация о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частями 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" за нарушение требований части 7 статьи 24 настоящего Федерального закона ответственность возложена на рекламодателя и рекламораспространителя.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
29.06.2012 г. в адрес УФАС по РА поступила информация, представленная ИПБОЮЛ <_> (вх. N 1560), согласно которой, рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИПБОЮЛ С., а ее рекламораспространителем является ИПБОЮЛ <_> В качестве подтверждения указанного факта ИПБОЮЛ <_> представлен договор от 18.01.2012 N 13/82 на оказание услуг по размещению рекламы, согласно которому ИПБОЮЛ <_> взяты на себя обязательства по распространению в СМИ рекламы заказчика - ИПБОЮЛ С.
Согласно письменному пояснению ИПБОЮЛ <_> от 29.06.2012 г. рекламный макет рассматриваемой рекламы был представлен ИПБОЮЛ С. для распространения надлежащего качества с соблюдением требований рекламного законодательства. Однако при изготовлении газеты "Постскриптум" N 19 (932) от 09.05.2012 г. по вине типографии рекламный модуль вышел смазанный и нечитабельный из-за низкого качества печати.
В процессе рассмотрения дела N 17 от 14.06.2012 г., представитель ИПБОЮЛ <_> подтвердил изложенные в письменном пояснении своего доверителя доводы.
Таким образом, при рассмотрении дела N 17 от 14.06.2012 г., в ходе исследования материалов дела Комиссией было установлено, что фактически рекламораспространителем рекламы: "Новосибирская клиника "X-LAB" проводит лечение зависимостей. 13 мая. Начало сеансов 09.00 - алкогольная зависимость, 15.00 - избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211_", опубликованной на 17 странице газеты "Постскриптум" N 19 (932) от 09.05.2012 г. является не ООО "Рекламные технологии Горно-Алтайск", в отношении которого было возбуждено дело N 17 от 14.06.2012 г., а индивидуальный предприниматель без образования юридического лица <_> При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица. В этой связи, определением Комиссии от 04.07.2012 г. ИПБОЮЛ <_> был привлечен к участию в рассмотрении дела N 17 от 14.06.2012 г. в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела и на основании вышеизложенного, Комиссия решила, что нарушения требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" при распространении рекламы: "Новосибирская клиника "X-LAB" проводит лечение зависимостей. 13 мая. Начало сеансов 09.00 - алкогольная зависимость, 15.00 - избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211_" на 17 странице газеты "Постскриптум" N 19 (932) от 09.05.2012 г. произошло по вине рекламораспространителя - ИПБОЮЛ <_>
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Новосибирская клиника "X-LAB" проводит лечение зависимостей. 13 мая. Начало сеансов 09.00 - алкогольная зависимость, 15.00 - избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211_", опубликованную на 17 странице газеты "Постскриптум" N 19 (932) от 09.05.2012 г., так как вышеуказанная реклама медицинских услуг и медицинской техники не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к ее применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Закона "О рекламе";
2. Выдать Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица <_> предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2012 г., решение изготовлено в полном объеме 07.08.2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 7 августа 2012 г. N 17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016