Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 06-16-29/2015 (опубликовано 29 апреля 2015 г.)
Я, заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России <_> изучив материалы дела об административном правонарушении N 06-16-29/2015, возбужденного в отношении должностного лица: главы муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области <_> (паспорт <_> выдан <_> дата и место рождения: <_> ИНН: <_> зарегистрирован по адресу: <_>), действующего на основании решения Территориальной избирательной комиссии Новоорского района N 17 от 11.10.2010 г., по факту административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил:
Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по делу N 06-06-25/2014 (исх. N 15522 от 23.09.2014 г.) Администрация муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области признана нарушившей ч.1 ст.15, п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции"; МУ "АНЖКХ" признано нарушившим п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в заключении соглашения, направленного на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по осуществлению капитального ремонта объектов водоснабжения в границах муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
Должностным лицом установлено следующее.
29 июня 2011 г. между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией муниципального образования Новоорский район заключено соглашение N 163-с о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на софинансирование капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в 2011 г.
Согласно п.2.1.2 соглашения Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в порядке межбюджетных отношений перечисляет Администрации м/о Новоорский район Оренбургской области субсидию в сумме 3 855 700 (три миллиона восемьсот пятьдесят пять тысяч семьсот) рублей на софинансирование объектов, согласно Приложению N 1, при условии выполнения ею обязательств и при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования и (или) средств частных инвесторов в сумме 2 126 855 рублей.
Пунктом 2.2.3 соглашения предусмотрено, что администрация м/о Новоорский район Оренбургской области в рамках реализации указанного соглашения обеспечивает своевременное размещение муниципальных заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; заключение договоров о передачи части функций государственного (муниципального) заказчика заказчику-застройщику (в случае принятия решения о передаче), заключения соглашений с органами местного самоуправления сельских (городских) поселений о предоставлении субсидий местным бюджетам, необходимых договоров с инвесторами и кредитными организациями и контролирует их выполнение в соответствии с действующим законодательством.
В Приложении N 1, в том числе, в качестве объектов коммунальной инфраструктуры, подлежащих капитальному ремонту, указаны и скважины NN1,2,3,4,5 с.Чапаевка Новоорского района Оренбургской области.
Впоследствии, между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией муниципального образования Новоорский район было заключено дополнительное соглашение, согласно которому субсидия перечисляется в сумме 12 893 700 рублей, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме 5 890 033 рубля и за счет средств частных инвесторов в сумме 1 886 184 рубля. Объектами коммунальной инфраструктуры, подлежащих капитальному ремонту, являются скважины NN1,2,3,4,5 с.Чапаевка.
15 августа 2011 года между администрацией муниципального образования Новоорский район Оренбургской области и администрацией муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области было заключено соглашение о предоставлении субсидии из районного бюджета бюджету м/о Чапаевский сельсовет на софинансирование капитального ремонта объектов собственности муниципальных образований в рамках областной целевой программы "Модернизация объектов инфраструктуры Оренбургской области в 2008-2011 годах" (далее - Соглашение о предоставлении субсидий из районного бюджета).
Согласно разделу 1 Соглашения о предоставлении субсидий из районного бюджета предметом данного соглашения является осуществление совместных действий по организации финансирования и использованию субсидии, предоставляемой бюджету поселения на софинансирование в рамках областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области на 2008-2011 гг." по мероприятиям, указанным в Приложении N1. Объектами капитального строительства, финансируемого с участием средств областного бюджета в 2011 году, согласно Приложению N1 являются скважины в количестве 5 (пяти) штук, расположенные в с.Чапаевка Новоорского района Оренбургской области.
На основании п.2.1.2 Соглашения о предоставлении субсидий из районного бюджета администрация Новоорского района Оренбургской области в порядке межбюджетных отношений перечисляет поселению субсидию в сумме 298 150 рублей, при этом, субсидия представляется при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в сумме 160 500 рублей.
Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в соответствии с п.2.2.10 Соглашения о предоставлении субсидий из районного бюджета направляет в администрацию муниципального образования Новоорский район Оренбургской области в срок до 20.09.2011 года документы о завершении капитального строительства и вводе его в эксплуатацию, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.2.2.3 Соглашения администрация м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области обязана в рамках реализации указанного Соглашения обеспечить своевременное размещение муниципальных заказов в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заключить контракты и контролировать их выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Впоследствии, было заключено дополнительное соглашение между администрацией м/о Новоорский район Оренбургской области и администрацией м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, согласно которому на ремонт объектов капитального строительства (скважины в количестве 5 штук) в порядке межбюджетных отношений администрацией Новоорского района на счет администрации м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области перечислена субсидия в сумме 323 500 рублей, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования Чапаевский сельсовет в сумме не менее 50 000 рублей.
Как следует из платежного поручения N 5253 от 20.10.2011 г. Администрация м/о Новоорский район Оренбургской области перечислила Администрации м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области денежную сумму в размере 323 500 рублей.
28 сентября 2011 года постановлением главы м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области N 93 утвержден Порядок предоставления субсидий по программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Чапаевского сельсовета Новоорского района Оренбургской области в 2011-2015 годах" на модернизацию коммунальной инфраструктуры и проведение капитального ремонта объектов собственности Чапаевского сельсовета.
В соответствии с ч.2 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе и должны быть использованы по целевому назначению. Из ч.3 Порядка следует, что целью предоставления субсидии является обеспечение финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры собственности Чапаевского сельсовета.
03 октября 2011 года между администрацией м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области и муниципальным учреждением "Агентство Новоорское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУ АНЖКХ) был заключен договор о предоставлении субсидий N1С (далее - договор о предоставлении субсидий).
Согласно пункту 1.1 договора о предоставлении субсидий администрация Чапаевского сельсовета Новоорского района Оренбургской области обеспечивает безвозмездное и безвозвратное перечисление средств бюджета Чапаевского сельсовета Новоорского района Оренбургской области и предоставленных в соответствии с программой средств областного бюджета в размере 497 645 рублей в целях возмещения произведенных затрат на установку частотных преобразователей, в связи с проведением работ по модернизации объектов жилфонда Чапаевского сельсовета Новоорского района Оренбургской области.
В соответствии с п.1.2 договора о предоставлении субсидий размер предоставляемых субсидий определен исходя из расчета части затрат муниципального образования в программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2011-2015 годах", направленных в соответствии с целевой программой муниципального образования на установку частотных преобразователей.
Основанием для перечисления субсидий является письмо о сумме затрат, приходящихся на долю сельсовета, в соответствии с программой (п.3.3.1 договора о предоставлении субсидий).
В соответствии с платежным поручением N 5106 от 04.10.2011 г. администрация м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района перечислило МУ "АНЖКХ" денежную сумму в размере 50 000 рублей.
Ранее, 08 июля 2011 года между МУ АНЖКХ (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "НПО Квантовой магнитометрии" (Подрядчик) был заключен договор подряда N 02/07/11. В соответствии с п.1.1 договора подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика на основании утвержденной и прошедшей экспертизу сметной документации, капитальный ремонт скважин водоснабжения по адресам, установленным в Спецификации на выполнение работ (Приложение N 1 к настоящему договору), а заказчик, в свою очередь, обязуется принять и оплатить данную работу на условиях договора. Срок выполнения работ прописан в п.4.1 договора подряда и установлен до 31 декабря 2011 года, начало - с даты подписания настоящего договора.
Приложением N 1 к договору подряда N 02/07/2011 от 08.07.2011 г. установлена спецификация на выполнение работ, согласно которой в с.Чапаевка капитальному ремонту подлежат скважины NN1,2,3,4,5, а стоимость работ составляет: по скважине N 1: - капитальный ремонт скважины мощностью электродвигателя насоса 7,5 кВт - 91 730 рублей, пусконаладочные работы на частотном преобразователе - 7 799 рублей; по скважине N 2: - капитальный ремонт скважины мощностью электродвигателя насоса 7,5 кВт - 91 730 рублей, пуско-наладочные работы на частотном преобразователе - 7 799 рублей, по скважине N 3: - капитальный ремонт скважины мощностью электродвигателя насоса 7,5 кВт - 91 730 рублей, пуско-наладочные работы на частотном преобразователе - 7 799 рублей, по скважине N 4: - капитальный ремонт скважины мощностью электродвигателя насоса 7,5 кВт - 91 730 рублей, пуско-наладочные работы на частотном преобразователе - 7 799 рублей, по скважине N 5: - капитальный ремонт скважины мощностью электродвигателя насоса 7,5 кВт - 91 730 рублей, пуско-наладочные работы на частотном преобразователе - 7 799 рублей.
Согласно актам о приемке выполненных работ от 28.08.2011 г. за период с 26.08.2011 г. по 01.09.2011 г., подписанным МУ АНЖКХ и ООО "НПО Квантовой магнитометрии", стоимость работ составила 99 529 рублей по каждой из скважин (форма NКС-2). В соответствии со справками о стоимости выполненных работ и затрат от 28.08.2011 г., подписанных МУ АНЖКХ и ООО "НПО Квантовой магнитометрии", стоимость работ по скважинам NN 1,2,3,4,5 составила 99 529 рублей по каждой из скважин (форма NКС-3).
Итоговая стоимость работ по капитальному ремонту скважин NN 1,2,3,4,5 составила 497 645 рублей.
Как следует из платежных поручений NN809 от 26.10.2011 г., 720 от 05.10.2011 г., 792 от 21.10.2011 г. МУ АНЖКХ в счет оплаты по договору подряда N 02/07/11 от 08.07.2011 г. перечислило ООО "НПО Квантовой магнитометрии" сумму в счет стоимости работ по капитальному ремонту скважин м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в полном объеме.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Исходя из ч.2 ст.3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 ст.54 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. В частности, ч.2 ст.42 названного закона предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 статьи 42 в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
Однако комплекс работ по проведению (осуществлению) ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности, в частности, капитального ремонта систем водоснабжения на территории м/о Чапаевский сельсовет был осуществлен без проведения торгов. Действия по размещению заказа в данной сфере Администрацией м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов. Вследствие чего хозяйствующие субъекты (помимо ООО "НПО Квантовой магнитометрии") были лишены доступа на соответствующий рынок в границах муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, поскольку для доступа на рынок необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах, что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Согласно ч.2 ст.3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 ст.54 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Применение Федерального Закона N94-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ или услуг для муниципальных нужд. Финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд должно осуществляться за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товар, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Согласно п.1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9.1 Федерального закон от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Согласно ч.3 ст.9.1 Федерального закона N 7-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Муниципальное учреждение "Агентство Новоорское жилищно-коммунальное хозяйство" является некоммерческой организацией и зарегистрировано по адресу: <_> в установленном законом порядке. Основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1), дополнительными видами являются деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (ОКВЭД 60.24.1), страхование жизни и накопление (ОКВЭД 66.01), найм рабочей силы и подбор персонала (ОКВЭД 74.50) и иные.
Как видно из перечня основных средств МУ "АНЖКХ" на балансе у учреждения находятся следующие объекты: трактор Т-16, экскаватор погрузчик ЭО 262, Газ-3110, Ваз 210740, УАЗ-3303 грузовой, мусоровоз КО-440-2, вакуумная машина КО-503В-2, мусоровоз КО-440-3, мусоровоз КО-440-3, ГАЗ-САЗ-35071.
В соответствии со штатным расписанием МУ "АНЖКХ" с 01.01.2011 г. в учреждении работает 64,15 штатных единиц.
Приказом N 1/к от 08.11.2005 г. <_> назначен директором муниципального учреждения "АНЖКХ".
Согласно Уставу МУ "АНЖКХ" учреждение не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания.
В соответствии с п.3.2 Устава учреждение в целях максимального удовлетворения интересов абонентов коммунальных услуг в соответствии с законодательством РФ осуществляет такой вид деятельности, обеспечивающий достижение уставных целей, как заключение различных видов договоров с гражданами и/или юридическими лицами, деятельность которых способствует максимальному удовлетворению интересов граждан и/или юридических лиц при оказании им жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, МУ "АНЖКХ" выступило посредником в сфере проведения капитального ремонта коммунальной инфраструктуры между администрацией м/о Чапаевский сельсовет и ООО "НПО Квантовой магнитометрии".
Рынок по проведению (осуществлению) ремонта объектов коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования Новоорский район Оренбургской области является конкурентным.
Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд) должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.
Таким образом, соглашение, заключенное между администрацией м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области и муниципальным учреждением "Агентство Новоорское жилищно-коммунальное хозяйство" фактически было направлено на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по проведению (осуществлению) ремонта объектов коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п.4 ст.5 Устава м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из ч.1 ст.20 Устава м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган сельсовета - Совет депутатов; глава муниципального образования - глава сельсовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация сельсовета. Частью 1 ст.31 Устава м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области также предусмотрено, что администрация сельсовета - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области. Так, согласно ч.1 ст.33 Устава м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области к компетенции администрации сельсовета среди прочего относится исполнение полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России признала доказанным факт нарушения Администрацией м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", МУ "АНЖКХ" п.4 ст.16 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч. 3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Договор о предоставлении субсидий N 1 С от 03.10.2011 г. со стороны администрации м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области подписан Главой м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области <_>
Согласно платежным поручениям NN 5106 от 04.10.2011 г., 5106 от 04.10.2011 г. администрация м/о Чапаевский сельсовет перечислила денежные средства МУ "АНЖКХ".
Как следует из представленных документов МУ "АНЖКХ" были заключены гражданско-правовые договоры с хозяйствующим субъектом - ООО "НПО Квантовой магнитометрии" на выполнение работ по осуществлению капитального ремонта объектов водоснабжения в границах муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
Таким образом, МУ "АНЖКХ" не осуществляло своими собственными силами капитальный ремонт объектов водоснабжения в границах муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области. Фактически, в данном случае, субсидии были получены не учреждением, а иным хозяйствующим субъектом.
При этом, Главе м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области <_> было известно, что работы по осуществлению капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры были выполнены не МУ "АНЖКХ", а другим хозяйствующим субъектом.
В соответствии с п. 18 ч. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", как совершенных с нарушением пункта 4 этой нормы установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из системного анализа указанных норм следует, что лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов (в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов). Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов (в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов).
Таким образом, Глава администрации м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области перечислил денежные средства МУ АНЖКХ, зная при этом, что работы выполнены иным хозяйствующим субъектом.
Следовательно, Главой намеренно принималось участие в заключении и реализации соглашения, противоречащего антимонопольному законодательству.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии Новоорского района Оренбургской области N 17 от 11.10.2010 г. <_> назначен главой м/о Чапаевский сельсовет.
На момент совершения нарушения ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" <_> являлся должностным лицом - главой м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Устава муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, Глава муниципального образования сельсовета является высшим выборным должностным лицом и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании ст. 32 Устава муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области глава муниципального образования возглавляет местную администрацию и руководит администрацией сельсовета на принципах единоначалия.
С учетом изложенного, должностным лицом - главой м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области <_> допущено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, глава м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области <_> являлся должностным лицом в понимании ст.2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, <_> является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Должностному лицу <_> было известно о требованиях законодательства и в то же время не были предприняты все зависящие от него меры по исполнению требований действующего законодательства, что повлекло нарушение ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям при совершении данного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении <_> к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства РФ. Данное правонарушение содержит угрозу интересам государства в сфере осуществления антимонопольной политики и затрудняет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ.
В связи с изложенным, правонарушение совершено должностным лицом виновно. Факт правонарушения и наличие вины <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
В действиях должностного лица присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении N 29 от 22.04.2015 г. составлен в присутствии главы м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области <_>
В ходе рассмотрения дела должностное лицо - глава м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области нарушение не признал.
На вынесение постановления по делу об административном правонарушении <_> не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (ходатайство N 57 от 27.04.2015 г.).
Согласно статье 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). Предписание по делу N 06-06-25/2014 Администрацией м/о Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области исполнено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что срок привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Согласно ч.1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административной ответственности, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьями 3.1, 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ч. 3 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо - главу муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Заместитель руководителя <__>
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 53701000001
Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации
БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 06-16-29/2015 (опубликовано 29 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016