Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 21 апреля 2015 г. N 41/06-2014
Резолютивная часть решения оглашена: 7 апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено: 21 апреля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя,
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт информационно-аналитического отдела, <_> - главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев дело N 41/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения
ООО "РН-Востокнефтепродукт" (ул. Тургенева, 46, г. Хабаровск, 680000,
ИНН 2723049957; далее - Общество; ответчик по делу) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
от ответчика по делу: (ООО "РН-Востокнефтепродукт"): представитель <_> (доверенность N 133 от 01.01.2014), <_> - заместитель директора филиала N 4 (доверенность N 138 от 15.01.2015),
от заявителей: (ООО "Альфа Влад Ойл") представитель <_> (доверенность N 110 от 07.04.2015), (ООО "УссурНефтеПродукт") <_> - генеральный директор (на основании прав по должности), (ООО "Комплект Сервис") <_> - генеральный директор (на основании прав по должности), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) поступили заявления о нарушении антимонопольного законодательства от ООО "УссурНефтеПродукт" (вх. N 9897 от 09.10.2014), от ООО "Альфа Влад Ойл" (вх. N 9571 от 01.10.2014) и от
ООО "Комплект сервис" (вх. N 9580 от 01.10.2014; далее - Заявители), в которых было указано (в том числе) о том, что ООО "РН-Востокнефтепродукт" сократило отгрузку (реализацию) бензинов Аи-92, Аи-95 в адрес Заявителей во втором полугодии 2014 года.
Также Заявители указали, что во 2-м полугодии 2014 года на рынке розничной реализации нефтепродуктов (бензинов Аи-92, Аи-95) на территории Приморского края сложилась ситуация, когда действиями
ООО "РН-Востокнефтепродукт" сдерживается рост розничных цен при постоянном росте закупочных и оптовых цен на бензины марки Аи-92, Аи-95.
Кроме того, ООО "УссурНефтеПродукт" и ООО "Комплект-Сервис" указали, что приобрести бензины марки Аи-92, Аи-95 по оптовой цене у сбытовых компаний в необходимом количестве невозможно, так как бензины марок Аи-92, Аи-95 отпускаются в ограниченном количестве.
В связи с чем, независимые хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов через АЗС, вынуждены покупать основной объем товара с биржи, цена на которой не формируется полноценным рыночным механизмом. В результате приобретать нефтепродукты напрямую с биржи для Заявителей ещё менее выгодно, поскольку цена реализации за одну тонну нефтепродуктов на бирже выше, чем цена, по которой отпускают бензины Аи-92, Аи-95 ООО "РН-Востокнефтепродукт".
По мнению Заявителей, в указанных действиях ООО "РН-Востокнефтепродукт" содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Приморским УФАС России по результатам рассмотрения заявлений установлено следующее.
В соответствии поручениями Федеральной антимонопольной службы (N АГ/22986 от 12.09.2008, N ИА/26600 от 10.08.2009) в целях оперативного контроля за ситуацией на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов антимонопольным органом проводятся:
- еженедельный мониторинг запасов имеющихся нефтепродуктов на нефтебазах (складах хранения) в Приморском крае;
- еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты в Приморском крае;
- ежемесячный мониторинг средневзвешенных значений маржи и транспортных расходов на нефтепродукты в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и/или имеющих существенную долю на рынках оптовой, мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории Приморского края, в том числе в отношении АО "ННК-Приморнефтепродукт" (вертикально-интегрированная нефтяная компания ОАО "НК Альянс") и ООО "РН-Востокнефтепродукт" (вертикально-интегрированная нефтяная компания ОАО "Нефтяная компания "Роснефть").
В рамках проводимых мониторингов установлено, что действия ООО "РН-Востокнефтепродукт" в период с 01.07.2014 по 31.10.2014 (далее - 2-е полугодие 2014 года) значительно сократило поставки бензинов Аи-92, Аи-95 (далее - автомобильное топливо; нефтепродукты) в адрес хозяйствующих субъектов (далее - независимые хозяйствующие субъекты), не входящих в группу лиц ВИНК ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть") и осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края.
По результатам анализа указанных показателей (поступление нефтепродуктов, отгрузка нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов и в адрес АЗС Общества) установлено, что во втором полугодии 2014 года наблюдается сокращение поставок нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов, не сопоставимое с сокращениями объёмов поступления нефтепродуктов Общества в Приморский край.
Также на основании данных о розничных, оптовых и закупочных ценах на нефтепродукты, представляемых Обществом в рамках проводимых мониторингов, было установлено, что темпы роста мелкооптовых цен на бензины Аи-92, Аи-95 превышали темпы роста розничных цен на бензины Аи-92, Аи-95 в период с 01.07.2014 по 30.09.2014.
Действия ООО "РН-Востокнефтепродукт" по повышению мелкооптовых цен на бензины Аи-92 и Аи-95, при которых темпы роста мелкооптовых цен превышали темпы роста розничных цен приводили (или могли привести) к снижению маржинального дохода и прибыли от реализации автомобильного топлива у хозяйствующих субъектов, приобретающих автомобильное топливо у ООО "РН-Востокнефтепродукт" и одновременно конкурирующих с ним на розничном рынке реализации автомобильного топлива.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
К признакам ограничения конкуренции относятся (в том числе) рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Конкурировать с ООО "РН-Востокнефтепродукт" в сложившихся условиях Заявителям не представлялось возможным, поскольку нефтепродукты приобретались Заявителями у ООО "РН-Востокнефтепродукт" по оптовым ценам практически равным ценам розничной реализации нефтепродуктов ООО "РН-Востокнефтепродукт" через сеть своих АЗС.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, состав нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в качестве обязательных условий предусматривает наличие у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на товарном рынке.
Единственным учредителем ООО "РН-Востокнефтепродукт" является ОАО "НК "Роснефть", доля которого в уставном капитале Общества составляет 100%. Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции ООО "РН-Востокнефтепродукт" входит в группу лиц
ОАО "НК Роснефть".
Согласно информации, представленной на официальном сайте ОАО "НК "Роснефть" в сети Интернет, компания является лидером российской нефтяной отрасли, основными видами деятельности которой являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции.
При этом ОАО "НК "Роснефть" располагает мощной и развитой инфраструктурой для реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Компания владеет сетью сбытовых обществ, занимающихся оптовой и розничной продажей нефтепродуктов, оказанием услуг по их хранению, транспортировке и перевалке. К указанным сбытовым обществам относится (в том числе) ООО "РН-Востокнефтепродукт".
В соответствии с пунктом 10.1 Порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 года N 220 (далее - Порядок), хозяйствующие субъекты (в том числе их группы лиц), деятельность которых охватывает ряд последовательных стадий процесса производства (обработки, переработки) и обращения, продукция каждой из которых может рассматриваться в качестве товара на соответствующем товарном рынке, являются вертикально-интегрированными хозяйствующими субъектами.
ООО "РН-Востокнефтепродукт" является вертикально-интегрированной компанией и действует на смежных рынках оптовой, мелкооптовой и розничной реализации автомобильным топливом на территории Приморского края.
По результатам анализа конкурентной среды на рынках мелкооптовой реализации бензинов на территории Приморского края за 2012 год и 2013-2014 гг. (с 01.04.2013 по 01.04.2014) установлено, что ООО "РН-Востокнефтепродукт" на рынках мелкооптовой реализации бензинов Аи-92 и Аи-95 (ОКП 025110; ОКПД 23.20.11) имеет долю более 50 % в географических границах Приморского края.
ООО "РН-Востокнефтепродукт" приказом Приморского УФАС России N 342 от 25.12.2013 включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Реестр) с долей более 50% на рынках мелкооптовой реализации бензинов Аи-92 и Аи-95 (ОКП 025110; ОКПД 23.20.11) на территории Приморского края.
По результатам анализа конкурентной среды на рынках розничной реализации бензинов на территории Приморского края за 2012 год и 2013-2014 гг. (с 01.04.2013 по 01.04.2014) ООО "РН-Востокнефтепродукт" приказами Приморского УФАС России N 342 от 25.12.2013, N 190 от 23.07.2014 включено в Реестр:
- на рынках розничной реализации бензина Аи-92 с долей более 35% в географических границах: Дальнереченского городского округа; Партизанского муниципального района; Кировского муниципального района; Лесозаводского городского округа; Находкинского городского округа;
- на рынках розничной реализации бензина Аи-92 с долей с долей более 50% в географических границах: Надеждинского муниципального района, Партизанского городского округа, Шкотовского муниципального района, Яковлевского муниципального района;
- на рынках розничной реализации бензина Аи-95 с долей более 35% в географических границах: ЗАТО Большой Камень, Находкинского городского округа, Партизанского муниципального района;
- на рынках розничной реализации бензина Аи-95 с долей более 50% в географических границах: Кировского муниципального района; Михайловского муниципального района; Надеждинского муниципального района, Партизанского городского округа; Шкотовского муниципального района; Яковлевского муниципального района.
Также установлено, что ООО "РН-Востокнефтепродукт" имеет существенную долю на рынках розничной реализации бензинов Аи-92 и Аи-95 в географических границах Владивостокского городского округа (30% и 31% соответственно), Артемовского городского округа (18% и 23 % соответственно), Уссурийского городского округа (31% и 34% соответственно).
Признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке определены в статье 5 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет более 50%.
В соответствии с пунктом 3.11 Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" (далее - Регламент) определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта не требуется в случае, если хозяйствующий субъект включен в Реестр с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение включенного в Реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.
Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО "РН-Востокнефтепродукт" на рынках:
- мелкооптовой реализации бензина Аи-92 и Аи-95 (ОКП 025110; ОКПД 23.20.11) в географических границах Приморского края;
- розничной реализации бензина Аи-92 в географических границах: Надеждинского муниципального района, Партизанского городского округа, Шкотовского муниципального района, Яковлевского муниципального района;
- розничной реализации бензина Аи-95 в географических границах: Кировского муниципального района; Михайловского муниципального района; Надеждинского муниципального района, Партизанского городского округа; Шкотовского муниципального района; Яковлевского муниципального района признаётся доминирующим.
В связи с чем приказом от 31.10.2014 N 333 Приморским УФАС России в отношении ООО "РН-Востокнефтепродукт" было возбуждено дело N 41/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ограничении отгрузки (реализации) бензинов Аи-92 и Аи-95 во 2-ом полугодии 2014 года в адрес хозяйствующих субъектов, не входящих в группу лиц Общества, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов при одновременных действиях Общества по повышению цен мелкооптовой реализации непропорционально повышению розничных цен реализации бензинов Аи-92, Аи-95 в 2014 году на территории Приморского края, что привело или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке реализации нефтепродуктов на территории Приморского края.
Ответчик по делу не согласился с наличием в его рассматриваемых действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства. В представленных письменных пояснениях (письмо от 23.12.2014) касательно ограничения отгрузок сообщил, что с августа 2014 года Общество испытывало недостаточную обеспеченность ресурсной базой для удовлетворения потребностей абсолютно всех потребителей нефтепродуктов.
Так, в связи с форс-мажорной ситуацией, связанной с аварией на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе и проведением на Ангарском нефтехимическом комбинате планово-профилактического ремонта с 15.09.2014 по 15.10.2014, ООО "РН-Востокнефтепродукт" обратилось в ОАО "НК "Роснефть" за выделением дополнительного ресурса во избежание создания дефицита в регионах присутствия, включая Приморский край.
ОАО "НК "Роснефть" для компенсации выбывающих объёмов были осуществлены сторонние закупки нефтепродуктов у открытого акционерного общества "Независимая нефтегазовая компания" (далее - ОАО "ННК") на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе и у ОАО "Газпром нефть" на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Но с сентября 2014 года ОАО "ННК", а с октября 2014 года ОАО "Газпром нефть" не подтвердили дальнейшие поставки в адрес ОАО "НК "Роснефть" для обеспечения потребностей ООО "РН-Востокнефтепродукт".
ОАО "НК "Роснефть" были приняты дополнительные меры для разрешения сложившейся ситуации и выделен дополнительный объем автобензина АИ-92 с Самарской группы нефтеперерабатывающих заводов для поставки в Приморский край в октябре 2014. При этом необходимо отметить, что реализация данного объёма была убыточна для ООО "РН-Востокнефтепродукт".
Слаборазвитая инфраструктура нефтебазового хозяйства Общества в регионе (всего одна собственная действующая нефтебаза) не позволяла произвести заблаговременные и существенные накопления автобензинов.
Кроме того, по мнению ответчика по делу, Общество не может и не должно нести ответственность за безусловное обеспечение потребностей всех мелкооптовых потребителей нефтепродуктов. В условиях ограниченного количества автобензинов для обеспечения потребителей Приморского края мелкооптовые потребители обеспечивались по наличию свободного ресурса пропорционально объемам поданных заявок. При этом независимые хозяйствующие субъекты рынка нефтепродуктов имеют возможность приобретения автобензинов у альтернативных поставщиков или по итогам самостоятельного участия в биржевых торгах на площадке ЗАО "Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи".
Также ответчик по делу отметил, что, несмотря на временное снижение объемов реализации мелким оптом, розничная реализация Общества практически не увеличилась, что говорит о наличии топлива на АЗС независимых операторов.
В связи с чем ответчик по делу указал, что для Общества нет никакого экономического смысла намеренно ограничивать реализацию в адрес независимых продавцов нефтепродуктов. Кроме того, имевшие место ограничения были обусловлены независящими от Общества причинами, а значит, не являются нарушением антимонопольного законодательства.
По вопросу повышения мелкооптовых цен непропорционально повышению розничных цен ответчик по делу пояснил, что мелкооптовый и розничный рынок не могут сопоставимы, так как это самостоятельные рынки с разным составом покупателей, разным конкурентным окружением и иными конъюнктурными факторами.
В Обществе действуют прозрачные механизмы ценообразования, исключающие ценовую дискриминацию и иные нарушения антимонопольного законодательства.
Рост цен в мелкооптовом сегменте был обусловлен значительным увеличением закупочных цен в период с января по октябрь 2014 года. При этом динамика роста мелкооптовой цены была более сдержанной, нежели динамика роста цены закупа, и в пиковые периоды роста закупочных цен Общество имело отрицательную рентабельность по мелкооптовой реализации автобензинов АИ-92 и АИ-95.
При этом в указанный период рост розничных цен действительно был ещё более сдержанным, на что есть ряд таких объективных причин как:
а) Социальная ответственность. В частности, ООО "РН-Востокнефтепродукт", осознавая социальную значимость для населения такого товара как моторное топливо, всегда строит свою ценовую политику в розничном сегменте с учетом недопустимости значительных колебаний розничных цен. Принимая во внимание долю Общества на розничном рынке, ценовая политика Общества является одним из сдерживающих факторов, препятствующих бесконтрольному росту цен в рознице;
б) Конкурентное окружение. Несмотря на то, что Общество занимает долю более 35% на некоторых локальных рынках Приморского края, в целом доля розничной реализации Общества не является самой крупной в крае и уступает рыночной доле АО "ННК-Приморнефтепродукт" (входит в группу ОАО "НК "Альянс", контролируемую ОАО "ННК"),
Так ОАО "НК Альянс" эксплуатирует 126 АЗС в Приморском крае, в то время как Общество только 28 (по информации на 31.12.2014).
При этом очевидно, что Общество не может осуществлять раздельную ценовую политику в зависимости от локального рынка и от занимаемой на нем доли. Разброс цен на АЗС Общества в Приморском крае не превышает 20 копеек.
В связи с этим, Общество в своей ценовой политике ориентируется на уровень цен конкурента с крупнейшей долей на рынке края.
Здесь необходимо отметить, что Общество с 2006 года удерживало розничные цены ниже цен ОАО "НК Альянс" на 0,5-1 рубль. Однако в октябре 2014 года, с учётом значительного роста закупочных цен и отсутствия движения со стороны ОАО "НК Альянс" в сторону повышения цен, Общество было вынуждено превысить уровень цен ОАО "НК Альянс" на 20-30 копеек.
С учетом того, что даже после повышения цен со стороны Общества ОАО "НК Альянс" продолжал удерживать свои цены на прежнем уровне, Общество не могло продолжить поднимать цены в розницу, так как это привело бы к значительному оттоку клиентов и падению объёмов реализации.
Таким образом, по мнению ответчика по делу, рассматриваемые действия Общества не повлекли и не могли повлечь негативных последствий для третьих лиц. При этом Общество занимает долю более 35% лишь на некоторых локальных рынках Приморского края и лишь на трёх из указанных рынков присутствуют розничные сети конкурентов:
г. Находка - доля более 35% по АИ-92 и АИ-95 (доминирующее положение не установлено).
г. Большой Камень - доля более 35% только по АИ-95 (доминирующее положение не установлено).
Шкотовский район - доля более 50%.
При этом, владельцы розничных сетей в указанных регионах не имеют претензий к Обществу в связи с тем, что не приобретают топливо у Общества мелким оптом.
Что касается заявителей по настоящему делу - ООО "Альфа Влад Ойл", ООО "Комплект-сервис" и ООО "УссурНефтеПродукт", то Общество отметило, что указанные лица не имеют собственных розничных сетей.
В ходе рассмотрения дела Заявители поддержали озвученные ими доводы и заявленные требования. Ответчик по делу выражал несогласие с доводами Заявителей, указывал об отсутствии в рассматриваемых действиях ООО "РН-Востокнефтепродукт" ущемления интересов Заявителей и нарушения антимонопольного законодательства.
В процессе рассмотрения дела был заявлен ряд ходатайств, в частности Заявители ходатайствовали об изменении условий заключаемых ответчиком по делу договоров купли-продажи нефтепродуктов оптом с нефтебаз в части внесения в них условия об обязанности ООО "РН-Востокнефтепродукт" по поставке нефтепродуктов в ответ на поступающие заявки, а также условия, предусматривающего порядок формирования стоимости поставляемых нефтепродуктов.
От ответчика по делу поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных доказательств, в частности документов о корпоративной практике заключения договоров купли-продажи нефтепродуктов ОАО "НК "Роснефть".
Также в ходе состоявшегося 07.04.2015 заседания от ответчика по делу поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела для проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с Порядком, учитывая изменяющуюся ситуацию на рынке реализации нефтепродуктов в течение 2014 года и по настоящее время по сравнению со 2-м кварталом 2014 года.
В удовлетворении указанного ходатайства ответчику по делу было отказано Комиссией, поскольку Общество внесено в Реестр с долей более 50 % и в соответствии с Регламентом у антимонопольного органа отсутствует обязанность проведения отдельного анализа рынка.
Одновременно ответчик по делу попросил ознакомиться с аналитическим отчётом по результатам исследования конкурентной среды на рынке мелкооптовой реализации автомобильного топлива в Приморском крае, на основании которого Общество было включено в Реестр.
В удовлетворении указанного ходатайства также было отказано, поскольку указанный аналитический отчёт является документом, не относящимся к материалам рассматриваемого дела N 41/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, Общество вправе было представить мотивированные возражения об отсутствии у него доминирующего положения, однако таких возражений в ходе рассмотрения дела не было представлено. Более того, факт включения ООО "РН-Востокнефтепродукт" в Реестр Обществом не оспаривался. Заявлений об исключении Общества из Реестра не подавалось.
Заявители возразили против удовлетворения заявленных ходатайств, указав, что их удовлетворение по существу приведёт к затягиванию рассмотрения дела N 41/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
В состоявшемся 07.04.2015 заседании Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дела N 41/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав представителей Заявителей и ответчика по делу, изучив материалы указанного дела, пришла к выводу о наличии в действиях ООО "РН-Востокнефтепродукт" нарушения антимонопольного законодательства.
При этом Комиссия признала положение ООО "РН-Востокнефтепродукт" доминирующим на рынке оказания услуг по мелкооптовой реализации бензинов марок Аи-92, Аи-95 (и их аналогов) на территории Приморского края.
Одновременно Комиссия установила следующее.
Объемы поступлений бензина АИ-92 для ООО "РН-Востокнефтепродукт" в Приморский край во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года сократились на 13 % в месяц.
При этом объемы реализации (отгрузки) ООО "РН-Востокнефтепродукт" в адрес независимых хозяйствующих субъектов в Приморском крае бензина АИ-92 во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года сократились на 29 % в месяц.
Одновременно объемы отгрузки нефтепродуктов в адрес собственных АЗС ООО "РН-Востокнефтепродукт" в Приморском крае бензина АИ-92 во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года выросли на 12 % в месяц.
Период |
1 полугодие 2014 (6 мес) |
2 полугодие 2014 (4 мес) |
Среднемесячный показатель 1 полугодия 2014 года |
Среднемесячный показатель 2 полугодия 2014 года |
Среднемесячный показатель 2 полугодия к 1 полугодию 2014 года |
Поступления АИ-92, тонн |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
87% |
Реализация мелким оптом АИ-92, тонн |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
71% |
Реализация в розницу АИ-92, тонн |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
112% |
Сведения о поступлении и реализации бензина Аи-92 ООО "РН-Востокнефтепродукт" в Приморском крае за период с 01.01.2014 по 31.10.2014 представлены на <_>
Сведения о реализации бензина Аи-92 ООО "РН-Востокнефтепродукт" мелким оптом и розницу в Приморском крае за 2013-2014 гг (январь - октябрь) представлены на <_>
Объемы поступлений бензина АИ-95 для ООО "РН-Востокнефтепродукт" в Приморский край во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года сократились на 7% в месяц.
При этом объемы реализации (отгрузки) ООО "РН-Востокнефтепродукт" в адрес независимых хозяйствующих субъектов в Приморском крае бензина АИ-95 во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года сократились на 76 % в месяц.
Одновременно объемы отгрузки нефтепродуктов в адрес собственных АЗС ООО "РН-Востокнефтепродукт" в Приморском крае бензина АИ-95 во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года выросли на 31 % в месяц.
Период |
1 полугодие 2014 (6 мес) |
2 полугодие 2014 (4 мес) |
Среднемесячный показатель 1 полугодия 2014 года |
Среднемесячный показатель 2 полугодия 2014 года |
Среднемесячный показатель 2 полугодия к 1 полугодию 2014 года |
Поступления АИ-95, тонн |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
93% |
Реализация мелким оптом АИ-95, тонн |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
24% |
Реализация в розницу АИ-95, тонн |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
131% |
Сведения о поступлении и реализации бензина Аи-92 ООО "РН-Востокнефтепродукт" в Приморском крае за период с 01.01.2014 по 31.10.2014 представлены <_>
Сведения о реализации бензина Аи-95 ООО "РН-Востокнефтепродукт" мелким оптом и розницу в Приморском крае за 2013-2014 гг (январь- октябрь) представлены <_>
На основании вышеизложенного установлено, что ООО "РН-Востокнефтепродукт" во втором полугодии 2014 года сократил поставки нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов, не сопоставимое с сокращениями объемов поступления нефтепродуктов Общества в Приморский край. При этом объемы реализации бензинов Общества через собственные АЗС значительно возросли
При этом Комиссией учтено, что указанные действия Общества совершены в период дефицита бензинов Аи-92 и Аи-95, производимых на нефтеперерабатывающих заводах ДФО и Восточной Сибири, вызванного аварией на Ачинском НПЗ (НК "Роснефть") и проведением на Ангарском Нефтехимическом Комбинате (НК "Роснефть") планово-профилактического ремонта с 15 сентября по 15 октября 2014 года.
При этом приобретение нефтепродуктов независимыми хозяйствующими субъектами, осуществляющими мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов, с "Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи" (далее - СПбМТСБ), на которой хозяйствующие субъекты были вынуждены/могли приобретали/приобрести необходимые объемы нефтепродуктов, было не выгодно, поскольку цена реализации за одну тонну нефтепродуктов на бирже была выше, чем цена, по которой отпускают бензины Аи-92, Аи-95 мелким оптом ООО "РН-Востокнефтепродукт".
Более того, в соответствии с существующей договорной практикой, в том числе пояснениями представленными Заявителями, у хозяйствующих субъектов, приобретающих нефтепродукты у Общества мелким оптом отсутствует возможность заранее определить какой гарантированный объем нефтепродуктов исходя из плановой заявки, подаваемой в адрес ООО "РН-Востокнефтепродукт" сможет удовлетворить Общество.
Так из материалов дела следует.
Обществом разработано и применяется Положение "О порядке планирования ресурсов и приобретения нефтепродуктов в ООО "РН-Востокнефтепродукт" (далее - Положение), которое устанавливает требования к порядку планирования ресурсов и приобретения нефтепродуктов Обществом, для их последующей транзитной, мелкооптовой и розничной реализации.
В рамках применения Положения Общество подает в ОАО "НК Роснефть" за 35 дней до начала отчетного месяца сводную предварительную заявку о планируемом объеме потребления нефтепродуктов, в том числе с учетом полученных заявок от контрагентов о предполагаемых объемах приобретения у Общества нефтепродуктов мелким оптом.
При этом до 25 числа месяца, предшествующего отчётному, Общество получает от ООО "НК Роснефть" утвержденный план распределения ресурсов, в том числе с учетом объемов реализации мелким оптом для контрагентов.
Вместе с тем, ответы по результатам рассмотрения заранее подаваемых плановых заявок от контрагентов о намерении приобрести у ООО "РН-Востокнефтепродукт" нефтепродуктов мелким оптом, в адрес таких контрагентов не представляются. Вся информация по согласованию объемов происходит уже в текущем месяце по факту нахождения нефтепродуктов на нефтебазах в Приморском крае. При этом объемы нефтепродуктов и цены на них устанавливаются Обществом в одностороннем порядке.
При альтернативном способе приобретения нефтепродуктов через СПбМТСБ срок доставки нефтепродуктов (с момента приобретения нефтепродуктов до момента оприходования на склад) составлял от 15 до 30 дней, что не позволяло хозяйствующим субъектам осуществлять приобретение нефтепродуктов в плановом режиме на выгодных для себя условиях.
С учетом изложенного, Комиссия полагает, что односторонние действия Общества по увеличению объемов отпуска нефтепродуктов в адрес собственных АЗС, за счет сокращения реализации (отпуска) нефтепродуктов мелким оптом в адрес независимых хозяйствующих субъектов, в период ограниченного предложения бензинов Аи-92 и Аи-95 в Приморский край, привели/могли привести к сокращению объемов приобретения и последующей реализации указанных бензинов у компаний-конкурентов при продаже автомобильного топлива мелкооптовом и розничных рынках реализации нефтепродуктов.
Так, крупнейшая независимая розничным сеть нефтепродуктов "Бензо" (37 АЗС в Приморском крае, принадлежит ООО "Нефтесинтез" (ИНН 2539082543, 690910, г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Порт-Артурская, 137), приобретающее основной объем нефтепродуктов у компании ООО "Альфа Влад Ойл", сократило объемы реализации нефтепродуктов во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года следующим образом:
- бензина Аи-92 во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года на 35 % в месяц. Пиковое снижение наблюдалось в сентябре и октябре 2014 года.
- бензина Аи-95 во 2-м полугодии 2014 года по отношению к 1-му полугодию 2014 года на 22 % в месяц. Пиковое снижение наблюдалось в сентябре и октябре 2014 года.
Нефтепродукт |
1 полугодие 2014 |
2 полугодие 2014 |
Среднемесячный показатель 1 полугодия 2014 года |
Среднемесячный показатель 2 полугодия 2014 года |
2полугодие к 1 полугодию 2014 года |
Бензин АИ -92 |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
65% |
Бензин АИ- 95 |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
78% |
Приморским УФАС России по результатам анализа данных Общества о ценах и себестоимости реализации нефтепродуктов в Приморском крае установлено следующее.
1. Розничная цена реализации бензина марки Аи-95 (средневзвешенное значение) составляла:
- в первом полугодии 2014 года 38192 руб/тн;
- во втором полугодии 2014 года 39590,5 руб/тн, рост цены 2-го полугодия к 1-му полугодию 2014 составил 4%.
Мелкооптовая цена реализации бензина марки Аи-95 (средневзвешенное значение) составляла:
- в первом полугодии 2014 года 36076 руб/тн;
- во втором полугодии 2014 года 38365 руб/тн, рост цены 2-го полугодия к 1-му полугодию 2014 составил 6%.
В результате цены разница (маржа) между розничной и мелкооптовой реализацией составила:
- в первом полугодии 2014 года 2116,5 руб/тн;
- во втором полугодии 2014 года 1234,2 руб/тн, снижение маржи во 2-го полугодия к 1-му полугодию 2014 составило 42 %.
Показатель |
Среднемесячный показатель 1 полугодия 2014 года |
Среднемесячный показатель 2 полугодия 2014 года |
Показатель 2 полугодие к 1 полугодию 2014 года |
Розничная цена на бензин Аи -95 руб/тн |
38 192,4 |
39 590,5 |
104% |
<_> |
<_> |
<_> |
111% |
Валовая прибыль (убыток) руб/тн |
<_> |
<_> |
<_> |
Мелкооптовая цена на бензин Аи -95 |
36 075,9 |
38 356,4 |
106% |
Себестоимость реализации руб/тн (в т.ч. затраты на покупку, издержки обращения, прочие доходы и расходы): |
<_> |
<_> |
111% |
Валовая прибыль (убыток) руб/тн Убыток Прибыль |
<_> |
<_> |
<_> |
Разница (маржа) между розничной и мелкооптовой ценой |
2 116,5 |
1 234,2 |
58% |
Вместе с тем темпы роста себестоимости при розничной реализации бензина марки Аи-95 соответствовали темпам роста себестоимости при мелкооптовой реализации и составляли 11 %.
2. Розничная цена реализации бензина марки Аи-92 (средневзвешенное значение) составляла:
- в первом полугодии 2014 года 36822 руб/тн;
- во втором полугодии 2014 года 38427 руб/тн, рост цены 2-го полугодия к 1-му полугодию 2014 составил 4%.
Мелкооптовая цена реализации бензина марки Аи-95 (средневзвешенное значение) составляла:
- в первом полугодии 2014 года 34174,5 руб/тн;
- во втором полугодии 2014 года 37227 руб/тн, рост цены 2-го полугодия к 1-му полугодию 2014 составил 9%.
В результате цены разница (маржа) между розничной и мелкооптовой реализации составила
- в первом полугодии 2014 года 2647,5 руб/тн;
- во втором полугодии 2014 года 1199,8 руб/тн, снижение маржи во 2-го полугодия к 1-му полугодию 2014 составило 55 %.
Показатель |
Среднемесячный показатель 1 полугодия 2014 года |
Среднемесячный показатель 2 полугодия 2014 года |
Показатель 2 полугодие к 1 полугодию 2014 года |
Розничная цена на бензин Аи -92 |
36 822,1 |
38 427,1 |
104% |
Себестоимость реализации руб/тн (в т.ч. затраты на покупку, издержки обращения, прочие доходы и расходы): |
<_> |
<_> |
113% |
Валовая прибыль (убыток) руб/тн |
<_> |
<_> |
<_> |
Мелкооптовая цена на бензин Аи -92 |
34 174,5 |
37 227,4 |
109% |
Себестоимость реализации руб/тн (в т.ч. затраты на покупку, издержки обращения, прочие доходы и расходы): |
<_> |
<_> |
112% |
Валовая прибыль (убыток) руб/тн |
<_> |
<_> |
<_> |
Разница (маржа) между розничной и мелкооптовой ценой |
2 647,5 |
1 199,8 |
45% |
Вместе с тем темпы роста себестоимости при розничной реализации бензина марки Аи-92 соответствовали темпам роста себестоимости при мелкооптовой реализации и составляли соответственно 13% и 12%.
Приморское УФАС России полагает, что действия
ООО "РН-Востокнефтепродукт" по повышению мелкооптовых цен на бензины Аи-92 и Аи-95, при которых темпы роста мелкооптовых цен превышали темпы роста розничных цен, приводили (или могли привести) для хозяйствующих субъектов, приобретающих автомобильное топливо у ООО "РН-Востокнефтепродукт" и одновременно конкурирующих с ООО "РН-Востокнефтепродукт" на розничном рынке реализации автомобильного топлива, к следующим последствиям.
Сокращение торговой наценки (маржи) при сохранении темпов роста розничных цен у хозяйствующих субъектов, сопоставимых с темпами роста розничных цен на автомобильное топливо ООО "РН-Востокнефтепродукт".
Так, по данным крупнейшей независимой розничной сети "Бензо",
торговая наценки (валовая прибыль) Общества со снизилась во 2-м полугодии 2014 года по сравнению с 1-м полугодием 2014:
- на бензин марки Аи-92 на 52 %;
- на бензин Аи-95 на 21 %.
В результате убыток ООО "Нефтесинтез" от розничной реализации нефтепродуктов, приходящийся на 1 тонну реализованного топлива составил:
- на бензин Аи-92 - <_> руб/тн;
- на бензин Аи-95 - <_> руб/тн.
Показатель |
Средний показатель 1 полугодия 2014 года (6 мес) |
Средний показатель 2 полугодия 2014 года (4 мес) |
Показатель2 полугодия к 1 полугодию 2014 года |
Бензин Аи-92 | |||
Объем реализации, тн |
<_> |
<_> |
65% |
Розничная цена реализации руб/тн |
27 910 |
29 051 |
104% |
Себестоимость реализации руб/тн |
<_> |
<_> |
109% |
Розничная маржа (наценка) руб/тн |
<_> |
<_> |
48% |
Прибыль реализации руб/тн |
<_> |
<_> |
<_> |
Бензин Аи-95 | |||
Объем реализации, тн |
<_> |
<_> |
78% |
Розничная цена реализации руб/тн |
29 692 |
30 516 |
103% |
Себестоимость руб/тн |
<_> |
<_> |
105% |
Розничная маржа (наценка) руб/тн |
<_> |
<_> |
79% |
Прибыль реализации руб/тн |
<_> |
<_> |
<_> |
Таким образом, действия Общества, являющегося вертикально-интегрированной и доминирующей на промежуточном (мелкооптовом) рынке компанией, приводят к снижению маржинального дохода и прибыли от реализации у компаний-конкурентов при продаже автомобильного топлива на розничных рынках.
Также Комиссия полагает, что сокращение объемов отгрузки нефтепродуктов во 2-м полугодии 2014 года в адрес независимых хозяйствующих субъектов, по заявленным контрагентами объемам, в период недостатка (дефицита) нефтепродуктов, вызванного форс-мажорными обстоятельствами, должно соответствовать сокращению отгрузки нефтепродуктов Общества в Приморский край для мелкооптовой и розничной реализации. При этом действия ООО "РН-Востокнефтепродукт" по перераспределению нефтепродуктов в пользу собственных АЗС и в ущерб иным контрагентам, свидетельствует о злоупотреблении Обществом своим доминирующим положением на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов в Приморском крае.
При этом действия Общества во 2-м полугодии 2014 года по ограничению реализации бензинов Аи-92, Аи-95 мелким оптом приводят к сокращению объемов реализации указанных бензинов у компаний-конкурентов (в частности у Заявителей) при продаже автомобильного топлива на мелкооптовом и розничных рынках, и таким образом способствуют вытеснению компаний-конкурентов с рынков, даже если эти хозяйствующие субъекты не уступают в эффективности ООО "РН-Востокнефтепродукт".
Также Комиссией рассмотрены договорные взаимоотношения между Заявителями и ответчиком по делу в рамках имеющихся договоров поставки нефтепродуктов с нефтебаз. Указанные договоры подпадают под признаки, установленные в статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), то есть обязательны к заключению для ООО "РН-Востокнефтепродукт".
Порядок заключения договоров в обязательном порядке предусмотрен статьей 445 ГК РФ, в соответствии с которой в случае несогласия с условиями предлагаемого к заключению договора возможно проведение согласительных процедур (составление протоколов разногласий к проекту договора и протоколов согласования разногласий) после получения оферты такого договора.
В случае не урегулирования сторонами разногласий после составления протокола согласования к протоколу разногласий стороны вправе передать возникшие при заключении договора разногласия на рассмотрение суда.
Вместе с тем, в действиях хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказываемых услуг, и для которых заключение договоров является обязательным, могут содержаться признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которой запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10).
В связи с этим, сторона, которая полагает, что её интересы ущемляются в результате действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в антимонопольный орган.
В материалах дела имеются Типовые договоры ООО "РН-Востокнефтепродукт": договор купли-продажи нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом N 0859414/0902Д от 07.07.2014 (далее - Договор от 07.07.2014 N 08959414/0902Д) между ИП <_> (ООО "УссурНефтеПродукт") и ООО "РН-Востокнефтепродукт", типовой договор поставки нефтепродуктов оптовым покупателям с нефтебаз в регионах на условиях 100 % предоплаты N 0859414/1011Д от 14.07.2014 (далее - Договор от 14.07.2014 N 0859414/1011Д) между ООО "Комплект-сервис" и ООО "РН-Востокнефтепродукт, типовой договор поставки нефтепродуктов оптовым покупателям с нефтебаз в регионах на условиях 100 % предоплаты N 0859414/1012Д от 14.07.2014 (далее - Договор от 14.07.2014 N 0859414/1012Д) между ООО "Альфа Влад Ойл" и ООО "РН-Востокнефтепродукт".
Как следует из указанных договоров Заявители не согласились с рядом условий предложенных к заключению договоров.
В частности, ИП <_> в протоколе разногласий от 07.07.2014 к Договору от 07.07.2014 N 08959414/0902Д указал о разногласиях по пунктам 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 7.5, 7.6, 10.1 и 12 указанного договора.
ООО "Комплект-Сервис" в протоколе разногласий от 31.07.2014 к Договору от 14.07.2014 N 0859414/1011Д указало о разногласиях по пункту 10.1 указанного договора.
ООО "Альфа Влад Ойл" в протоколе разногласий от 12.08.2014 к Договору от 14.07.2014 N 0859414/1012Д указало о разногласиях по пунктам 6.4, 15.08, 5.15, 5.16, разделу 16, разделу 17 и реквизитам указанного договора.
Однако, как следует из материалов дела N 41/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "РН-Востокнефтепродукт" уклонилось от рассмотрения протоколов разногласий с ИП <_> и ООО "Комплект-сервис".
При этом протокол разногласий ООО "Альфа Влад Ойл" был рассмотрен Обществом в установленном порядке путём составления Протокола урегулирования разногласий к протоколу разногласий к Договору от 14.07.2014 N 0856414/1012Д, в котором Обществом согласовало пункты 6.4, раздел 17 и реквизиты указанного договора в редакции ООО "Альфа Влад Ойл", остальные пункты были оставлены Обществом в своей редакции.
В результате Договор от 14.07.2014 N 0856414/1012Д был подписан сторонами (ООО "Альфа Влад Ойл" и ООО "РН-Востокнефтепродукт") и, таким образом, указанный договор считается заключённым.
Иным образом сложилась ситуация с заключением договоров от 07.07.2014 N 08959414/0902Д с ИП <_> и N 0859414/1011Д с ООО "Комплект-сервис", которые были подписаны указанными лицами с протоколами разногласий.
Вместе с тем, учитывая то, что Общество уклонилось от рассмотрения протоколов разногласий, фактически вышеуказанные договоры не были заключены.
В ходе рассмотрения дела на вопрос Комиссии о причинах уклонения ООО "РН-Востокнефтепродукт" от рассмотрения протоколов разногласий с Заявителями представитель Общества сообщил, что договоры поставки нефтепродуктов с нефтебаз являются типовыми договорами, разработанными в ОАО "НК Роснефть", и у ООО "РН-Востокнефтепродукт" отсутствуют права по внесению в них изменений.
Однако такой довод фактически противоречит действиям ООО "РН-Востокнефтепродукт" по рассмотрению протокола согласования разногласий ООО "Альфа Влад Ойл" и заключению договора с указанным лицом с разногласиями.
Вышеуказанное, учитывая наличие у ответчика по делу доминирующего положения на рынке оказания услуг по мелкооптовой реализации автомобильного топлива хозяйствующим субъектам на территории Приморского края, может свидетельствовать о создании дискриминационных (различных) условий в деятельности таким хозяйствующим субъектам.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Предлагаемые ООО "РН-Востокнефтепродукт" для ИП <_> ООО "Комплект-сервис" и ООО "Альфа Влад Ойл" договоры от 07.07.2014 N 08959414/0902Д, от 14.07.2014 N 0859414/1011Д и от 14.07.2014 N 0859414/1012Д (далее - Договоры) по своей сути являются договорами поставки нефтепродуктов.
Пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 и 3.1.4 Договоров включают в себя обязательства Покупателя перед Поставщиком (ООО "РН-Востокнефтепродукт")
В частности, в соответствии с пунктом 3.1.1 Договоров Покупатель обязуется принять и оплатить нефтепродукты в соответствии с условиями Договора, а также дополнительными соглашениями к Договору/счетами на оплату. Форма дополнительного соглашения определена в Приложении N 3 к Договорам. Форма счёта на оплату определена в Приложении N 4 к Договорам.
Согласно пункту 3.1.2 Договоров, Покупатель не позднее, чем за 38 дней до начала календарного месяца поставки обязан сообщить Поставщику приблизительную потребность в нефтепродуктах путём направления Поставщику письменной заявки о планах на поставку нефтепродуктов, оформленной по форме Приложения N 1 к Договорам.
В соответствии с пунктом 3.1.3 Договоров, в случае изменения потребности, не позднее чем за 28 календарных дней до начала календарного месяца Покупатель обязан предоставить Поставщику итоговую заявку о планах на поставку нефтепродуктов, в том же формате Приложение N 1.
Пункты 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 и 3.2.4 Договоров включают в себя обязательства Поставщика перед Покупателем.
В частности, по пункту 3.2.1 Договоров Поставщик обязуется поставить в пределах Российской Федерации нефтепродукты, согласно условиям, определённым дополнительными соглашениями/счетами на оплату согласно пункту 3.1.1 Договора.
В соответствии с условием пункта 3.2.2 Договоров при получении заявки от Покупателя Поставщик в течение одного рабочего дня подтверждает возможность поставки указанного в заявке количества нефтепродуктов либо сообщает Покупателю об отсутствии возможности поставки заявленного Покупателем количества нефтепродуктов и сообщает Покупателю информацию о количестве нефтепродуктов, которое Поставщик имеет возможность поставить. При подтверждении Покупателем скорректированного Поставщиком количества нефтепродуктов, указанное количество указывается в проекте дополнительного соглашения/счёте на оплату, направляемом Покупателю, с указанием реквизитов (номера и даты) настоящего Договора поставки, наименования реализуемого(ых) нефтепродукта(ов), его(их) количества и отпускной цены.
При этом, как следует из представленных ответчиком по делу пояснений (письмо исх. N 10/1689 от 30.03.2015), наличие пункта 3.1.2 в Договоре в части обязанности Покупателя не позднее, чем за 38 дней до начала календарного месяца поставки сообщить Поставщику приблизительную потребность в нефтепродуктах путём направления Поставщику письменной заявки о планах на поставку нефтепродуктов, позволяет Поставщику (Обществу) осуществлять планирование деятельности по поставке нефтепродуктов в регионы присутствия.
Вместе с тем, как указало Общество, указанная заявка не является обязательством ни для Поставщика в части поставки заявленного объёма, ни для Покупателя в части приобретения заявленного объёма.
По мнению Комиссии, результатом вменения в обязанности Покупателей требования о заблаговременной подаче заявок о планах на поставку нефтепродуктов, которое не влечёт для Поставщика встречного обязательства по поставке нефтепродуктов, а служит только в целях планирования Поставщиком своей деятельности по поставке нефтепродуктов, является или может являться ущемление интересов Покупателей в нарушение положений Закона о защите конкуренции.
Указанное подтверждается, во-первых, тем, что Покупатели, выполняя обязательство по пункту 3.1.2 Договоров, рассчитывают именно на приобретение нефтепродуктов в заявленном объёме вопреки мнению Общества о том, что такие заявки не являются обязательством для Покупателей по приобретению указанного объёма нефтепродуктов.
Во-вторых, предметом Договоров как договоров поставки нефтепродуктов должны являться взаимные обязательства сторон, в частности обязательство направить заявку на поставку нефтепродуктов, должно обеспечиваться встречным обязательством её обеспечения. Однако, в рассматриваемом случае существующие обязательства Покупателей встречным обязательством Общества не обеспечиваются, что, по мнению Комиссии, является невыгодным для Покупателей.
В-третьих, сама по себе ситуация, при которой Покупателям вменена в обязанность подача предварительных заявок в порядке пунктов 3.1.2 и 3.1.3 Договоров, необходима только для того, чтобы, как указало Общество в письме исх. N 10/1689 от 30.03.2015, Поставщиком осуществлялся мониторинг спроса в целях создания условий для заключения Договоров.
Указанное свидетельствует о том, что условия об обязанности Покупателей подавать ничем не обеспеченные предварительные заявки на поставку нефтепродуктов не относятся к самому предмету заключаемых договоров поставки нефтепродуктов.
Кроме того, как уже было сказано выше, из пояснений Заявителей, не опровергнутых ответчиком по делу, следует, что ответы по результатам рассмотрения плановых заявок Заявителей в порядке пункта 3.1.2 Договоров о намерении приобрести у ООО "РН-Востокнефтепродукт" нефтепродукты мелким оптом, которые заранее подаются Заявителями в адрес 4-го филиала ООО "РН-Востокнефтепродукт", не представляются. Вся информация по согласованию происходит только в устной форме уже в текущем месяце по факту нахождения нефтепродуктов на нефтебазах в Приморском крае. При этом объёмы нефтепродуктов, предлагаемые Обществом, а также цены на нефтепродукты, не согласовываются, а устанавливаются Обществом в одностороннем порядке.
Комиссией отмечено, что заявки по пункту 3.1.2 Договоров и заявки, о которых идёт речь в пункте 3.2.2 ("Поставщик обязуется") Договоров, являются разными заявками, что также следует из пояснений ответчика по делу в письме исх. N 10/1689 от 30.03.2015, согласно которым заявки по пункту 3.2.2 Договоров являются оперативными, то есть на конкретную отгрузку нефтепродуктов в конкретный день, что, по мнению Комиссии, вполне согласуется с предметом заключаемых договоров поставки.
Довод ответчика по делу о том, что за время действия рассматриваемой редакции Договоров не было случаев обращения со стороны контрагентов в суд в порядке статей 445 и 446 ГК РФ, а также отсутствовали обращения в антимонопольные органы о действиях ООО "РН-Востокнефтепродукт", нарушающих пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Комиссией не принят во внимание в качестве доказательства отсутствия в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства.
Указанное верно в силу того, что антимонопольные органы вправе рассматривать действия хозяйствующих субъектов и давать им оценку на предмет нарушения ими антимонопольного законодательства вне зависимости от наличия или отсутствия конкретного описания таких действий со стороны лица, чьи интересы ущемлены ими или могут быть ущемлены.
При этом непосредственно об ущемлении интересов ООО "УссурНефтеПродукт" свидетельствует, в частности, тот факт, что ИП <_> например, в протоколе разногласий от 07.07.2014 к Договору от 07.07.2014 N 08959414/0902Д указал о разногласиях (в том числе) по пунктам 3.1.1 и 3.2.1 указанного договора в части того, что Покупатель обязан принять и оплатить нефтепродукты в соответствии с условиями настоящего договора, а также заявками/дополнительными соглашениями к Договору/счетами на оплату, а Поставщик обязан поставить в пределах Российской Федерации нефтепродукты, согласно заявок.
При этом, как уже было сказано выше, ООО "РН-Востокнефтепродукт" уклонилось от рассмотрения указанного протокола разногласий, что свидетельствует о навязывании со стороны Общества условий по (в том числе) пунктам 3.1.1 и 3.2.1 Договора от 07.07.2014 N 08959414/0902Д.
В приложенных к материалам рассматриваемого дела предложениях по изменению типовых форм договоров ООО "РН-Востокнефтепродукт", представленных ООО "УссурНефтеПродукт", последнее также указало о необходимости закрепления в Договорах купли-продажи нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом обязательства (Покупателя) принять и оплатить нефтепродукты в соответствии с условиями настоящего договора, а также обязательства (Поставщика) поставить нефтепродукты согласно заявок (итоговых заявок) Покупателя на условиях, закреплённых дополнительными соглашениями/счетами на оплату.
Учитывая то, что предложенные ООО "УссурНефтеПродукт", ООО "Альфа Влад Ойл" и ООО "Комплект Сервис" со стороны ООО "РН-Востокнефтепродукт" к заключению Договоры являются типовыми, ранее направленные в адреса указанных хозяйствующих субъектов указанные договоры содержали аналогичные пунктам 3.1.1, 3.1.2 и 3.2.1 таких договоров условия, а также сообщения таких независимых хозяйствующих субъектов, что применение условий в указанных пунктах в редакции Общества приводит к возникновению проблем с поставками нефтепродуктов в адреса независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, Комиссия считает доказанным факт нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании в типовых договорах на поставку нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом условий по пунктам 3.1.1 и 3.2.1 таких договоров, являющихся невыгодными для указанных хозяйствующих субъектов, а также навязывании условия по пункту 3.1.2 типовых договоров на поставку нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом, не относящегося к предмету таких договоров.
Таким образом, в рассмотренных действиях ООО "РН-Востокнефтепродукт" по:
- ограничению отгрузки бензинов Аи-92 и АИ-95 во 2-м полугодии 2014 года в адрес независимых хозяйствующих субъектов (в том числе в адрес
ООО "УссурНефтеПродукт", ООО "Альфа Влад Ойл", ООО "Комплект Сервис" и их групп лиц);
- осуществлению действий по повышению цен мелкооптовой реализации нефтепродуктов непропорционально изменению розничных цен в указанный период на территории Приморского края;
- уклонению от рассмотрения представленных ООО "УссурНефтепродукт" (ИП <_>) и ООО "Комплект сервис" протоколов разногласий от 07.07.2014 и от 31.07.2014 к договорам купли-продажи нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом от 14.07.2014 N 0859414/1011Д и от 07.07.2014 N 0859414/0902Д соответственно;
- навязыванию невыгодных условий в пунктах 3.1.1 и 3.2.1 типовых договоров на поставку нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом, являющихся невыгодными для независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, а также навязыванию условия по пункту 3.1.2 указанных договоров, не относящегося к предмету таких договоров,
Комиссия усматривает нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления Обществом своим доминирующим положением на рынке мелкооптовой реализации бензинов марок Аи-92, Аи-95 (и их аналогов) на территории Приморского края, результатом которого явилось или могло явиться ограничение конкуренции на мелкооптовом и розничных рынках реализации нефтепродуктов в Приморском крае, а также явилось или могло явиться ущемление интересов независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края (в том числе ООО "УссурНефтеПродукт", ООО "Альфа Влад Ойл", ООО "Комплект Сервис" и их групп лиц).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения ООО "РН-Востонефтепродукт" (ул. Тургеньева, 46, г. Хабаровск, 680000; ИНН 2723049957) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий, признанных злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке мелкооптовой реализации бензинов марок Аи-92, Аи-95 (и их аналогов) на территории Приморского края, результатом которого явилось или могло явиться ограничение конкуренции на мелкооптовом и розничных рынках реализации нефтепродуктов в Приморском крае, путём:
- ограничения отгрузки бензинов Аи-92 и АИ-95 во 2-м полугодии 2014 года в адрес независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края (в том числе в адрес ООО "УссурНефтеПродукт", ООО "Альфа Влад Ойл", ООО "Комплект Сервис" и их групп лиц);
- осуществления действий по повышению цен мелкооптовой реализации нефтепродуктов непропорционально изменению розничных цен в указанный период на территории Приморского края.
2. Признать факт нарушения ООО "РН-Востонефтепродукт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий, признанных злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке мелкооптовой реализации бензинов марок Аи-92, Аи-95 (и их аналогов) на территории Приморского края, результатом которых явилось или могло явиться:
- ущемление интересов ООО "УссурНефтеПродукт" (ИП <_>) и ООО "Комплект сервис", осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, путём уклонения от рассмотрения представленных указанными лицами протоколов разногласий от 07.07.2014 и от 31.07.2014 к договорам купли-продажи нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом от 14.07.2014 N 0859414/1011Д и от 07.07.2014 N 0859414/0902Д соответственно;
- ущемление интересов независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края (в том числе ООО "УссурНефтеПродукт", ООО "Альфа Влад Ойл", ООО "Комплект Сервис" и их групп лиц) путём навязывания условий в пунктах 3.1.1 и 3.2.1 типовых договоров на поставку нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом, являющихся невыгодными для указанных хозяйствующих субъектов, а также путём навязывания условия в пункте 3.1.2 указанных договоров, не относящегося к предмету таких договоров.
3. Выдать ООО "РН-Востокнефтепродукт" обязательное к исполнению предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путём:
- использования при формировании и изменении розничных и мелкооптовых цен на нефтепродукты в Приморском крае метода ценообразования на основе издержек, при котором цена продукта определяется, исходя из издержек на производство/приобретение, реализацию и продвижения товара, и прибыли, формируемых не ниже уровня, покрывающего затраты Общества для данного вида деятельности;
- обеспечения снабжения нефтепродуктами независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, по заявленным объёмам на недискриминационных (равных) условиях со снабжением АЗС Общества (в условиях дефицита нефтепродуктов при снижении объёма их поставок в Приморский край);
- внесения изменений в условия пункта 3.1.1 пункта 3.1 ("Покупатель обязуется") и пункта 3.2.1 пункта 3.2 ("Поставщик обязуется") типовых договоров ООО "РН-Востокнефтепродукт" на поставку нефтепродуктов с нефтебаз Приморского края, реализуемых мелким оптом, путём изложения их в следующей редакции:
3.1.1. - "Принять и оплатить нефтепродукты в соответствии с условиями настоящего договора, а также заявками/дополнительными соглашениями к договору/счетами на оплату. Форма заявки (итоговой заявки) определена в Приложении N 1 настоящего договора. Форма дополнительного соглашения определена в Приложении N 3 настоящего договора. Форма счёта определена в Приложении N 4 настоящего договора",
3.2.1. - "Поставить в пределах Российской Федерации нефтепродукты согласно заявок (итоговых заявок) покупателя на условиях, закреплённых дополнительными соглашениями/счетами на оплату, согласно пункту 3.1.1 настоящего договора";
- исключения из типовых договоров ООО "РН-Востокнефтепродукт" на поставку нефтепродуктов с нефтебаз Приморского края, реализуемых мелким оптом, условие (по пункту 3.1.2) об обязанности покупателя не позднее, чем за 38 дней до начала календарного месяца поставки сообщить поставщику приблизительную потребность в нефтепродуктах путём направления поставщику письменной заявки о планах на поставку нефтепродуктов, оформленной по форме Приложения N 1 к таким договорам;
- рассмотрения в установленном порядке протоколов разногласий к договорам на поставку нефтепродуктов, поступающих от хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, при заключении с ними указанных договоров.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 41/06-2014
21 апреля 2015 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - <_> - заместитель руководителя, члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт информационно-аналитического отдела, <_> - главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на основании своего решения от 21 апреля 2015 года по делу N 41/06-2014 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (далее - ООО "РН-Востокнефтепродукт"; Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "РН-Востокнефтепродукт" (ул. Тургеньева, 46, г. Хабаровск, 680000; ИНН 2723049957)
в течение тридцати дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления своим доминирующим положением, результатом которого явилось или могло явиться:
- ограничение конкуренции на мелкооптовом и розничных рынках реализации нефтепродуктов в Приморском крае путём ограничения отгрузки бензинов Аи-92 и АИ-95 во 2-м полугодии 2014 года в адрес независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края (в том числе в адрес ООО "УссурНефтеПродукт", ООО "Альфа Влад Ойл", ООО "Комплект Сервис" и их групп лиц), а также путём осуществления действий по повышению цен мелкооптовой реализации нефтепродуктов непропорционально изменению розничных цен в указанный период на территории Приморского края;
- ущемление интересов ООО "УссурНефтеПродукт" (ИП <_>) и ООО "Комплект сервис", осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, путём уклонения от рассмотрения представленных указанными лицами протоколов разногласий от 07.07.2014 и от 31.07.2014 к договорам купли-продажи нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом от 14.07.2014 N 0859414/1011Д и от 07.07.2014 N 0859414/0902Д соответственно, а также ущемление интересов независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края (в том числе ООО "УссурНефтеПродукт", ООО "Альфа Влад Ойл", ООО "Комплект Сервис" и их групп лиц) путём навязывания невыгодных условий в пунктах 3.1.1 и 3.2.1 типовых договоров на поставку нефтепродуктов с нефтебаз мелким оптом, являющихся невыгодными для указанных хозяйствующих субъектов, а также путём навязывания условия в пункте 3.1.2 указанных договоров, не относящегося к предмету таких договоров,
путём совершения следующих направленных на обеспечение конкуренции действий:
1) при формировании и изменении розничных и мелкооптовых цен на нефтепродукты в Приморском крае использовать метод ценообразования на основе издержек, при котором цена продукта определяется исходя из издержек на производство/приобретение, реализацию и продвижения товара, и прибыли, формируемых не ниже уровня, покрывающего затраты Общества для данного вида деятельности;
2) обеспечивать снабжение нефтепродуктами независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, по заявленным объёмам на недискриминационных (равных) условиях со снабжением АЗС Общества (в условиях дефицита нефтепродуктов при снижении объёма их поставок в Приморский край);
3) внести изменения в условия пункта 3.1.1 пункта 3.1 ("Покупатель обязуется") и пункта 3.2.1 пункта 3.2 ("Поставщик обязуется") типовых договоров ООО "РН-Востокнефтепродукт" на поставку нефтепродуктов с нефтебаз Приморского края, реализуемых мелким оптом, изложив их в следующей редакции:
3.1.1. - "Принять и оплатить нефтепродукты в соответствии с условиями настоящего договора, а также заявками/дополнительными соглашениями к договору/счетами на оплату. Форма заявки (итоговой заявки) определена в Приложении N 1 настоящего договора. Форма дополнительного соглашения определена в Приложении N 3 настоящего договора. Форма счёта определена в Приложении N 4 настоящего договора",
3.2.1. - "Поставить в пределах Российской Федерации нефтепродукты согласно заявок (итоговых заявок) покупателя на условиях, закреплённых дополнительными соглашениями/счетами на оплату, согласно пункту 3.1.1 настоящего договора";
4) исключить из типовых договоров ООО "РН-Востокнефтепродукт" на поставку нефтепродуктов с нефтебаз Приморского края, реализуемых мелким оптом условие (по пункту 3.1.2) об обязанности покупателя не позднее, чем за 38 дней до начала календарного месяца поставки сообщить поставщику приблизительную потребность в нефтепродуктах путём направления поставщику письменной заявки о планах на поставку нефтепродуктов, оформленной по форме Приложения N 1 к таким договорам;
5) при заключении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, договоров на поставку нефтепродуктов рассматривать поступающие от указанных хозяйствующих субъектов протоколы разногласий к таким договорам в порядке, предусмотренном в главе 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 апреля 2015 г. N 41/06-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016