Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 ноября 2014 г. N 20-03/14
Резолютивная часть решения оглашена 25 ноября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 ноября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя ответчика Государственного предприятия "Областное телевидение" (далее - ГП "ОТВ"), действующего на основании доверенности,
рассмотрев материалы дела N 20-03/14, возбужденного по признакам нарушения ГП "ОТВ" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Челябинское УФАС России поступили сведения о нарушении ГП "ОТВ" требований действующего законодательства в области государственного заказа и защиты конкуренции при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля Volkswagen Passat CC (извещение N 31300678183).
Заказчик 15.11.2013 разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения об объявлении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля VOLKSWAGEN PASSAT CC (далее - аукцион).
Аукцион проведен на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного предприятия Челябинской области "Областное телевидение" (далее - Положение о закупках).
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 100 000,00 рублей.
Сведения о закупке содержаться в опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru плане закупок заказчика (позиция N25).
Приказом директора заказчика от 28.02.2013 N 10 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг, которое размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчиком 16.10.2013 в адрес Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области направлено письмо о согласовании крупной сделки, а именно приобретение автомобиля VOLKSWAGEN PASSAT CC по итогам проведения аукциона в электронной форме.
Распоряжением первого заместителя министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 08.11.2013 N 2133-р заказчику дано согласие на совершение крупной сделки на приобретение автомобиля VOLKSWAGEN PASSAT CC.
По результатам открытого аукциона 09.12.2013 заключен договор с ООО "Азбука" на поставку автомобиля.
В документации об аукционе указано, что документация об аукционе подготовлена в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.
При рассмотрении представленных документов (документации об аукционе, Положения о закупках, заявки участника аукциона, заключенного по результатам проведения аукциона договора) установлены требования к поставляемому автомобилю, которые ограничивают круг возможных участников аукциона. Так, заказчиком заявлено требование к цвету кузова автомобиля, материалу и цвету обивки салона.
ГП "ОТВ" представлено в антимонопольный орган обоснование предъявляемых им требований к автомобилю, в котором указано на то, что обозначенные в техническом задании требования к товару (цвет обивки и кузова и т. п.) были сформированы сотрудниками транспортной службы организации исходя из сведений об автомобилях, которые в тот момент находились в продаже в пределах запланированной в бюджете предприятия суммы на данную закупку в г. Челябинске.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГП "ОТВ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля Volkswagen Passat CC (извещение N 31300678183), которые повлекли заключение договора на поставку автомобиля с конкретным поставщиком, нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
В соответствии с пунктами 1, 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Вместе с тем, Законом о закупках не установлены требования к порядку формирования требований к предмету закупки, оплаты закупаемого товара, работы, услуги.
Таким образом, заказчик при установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам, порядку их оплаты должен руководствоваться нормами положения о закупке, целями и принципами Закона о закупках, учитывая номенклатуру закупаемых товаров, работ, услуг, обстоятельства, при которых осуществляется закупка.
В техническом задании, являющемся частью конкурсной документации на поставку автомобиля, указан год выпуска - не ранее 2012 года, пробег - не более 30 000 км, обивка - черно/бежевая кожа, цвет - коричневый.
Оплата по договору поставки осуществляется заказчиком по факту поставки товара путем предоставления услуг по размещению в эфире телеканала "Булат" и/или радиоканала "Бизнес ФМ Челябинск" и/или на сайте www.1obl.ru рекламных материалов поставщика на сумму, равной стоимости приобретаемого автотранспортного средства.
Таким образом, исходя из совокупности указанных требований документации об аукционе, принять участие в аукционе могли только те лица, которые одновременно готовы были поставить автомобиль, соответствующий предъявленным требованиям заказчика (без оплаты товара в денежной форме) и испытывают потребность в рекламных услугах.
Указанные действия заказчика по определению таких детальных характеристик поставляемого автомобиля и порядка оплаты по договору в совокупности свидетельствуют о намерении заказчика заключить договор поставки с конкретным поставщиком и привели к ограничению конкуренции по отношению к потенциальным участникам закупки.
По результатам аукциона договор на поставку автомобиля был заключен с единственным хозяйствующим субъектом, подавшим заявку - ООО "Азбука".
Кроме того, пунктом 10.3.2.10 Положения о закупках определено, что документация об аукционе должна содержать порядок рассмотрения аукционных заявок. Однако в документации об аукционе в разделе 5 "Порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе" указаны только сроки рассмотрения заявок на участие в аукционе, требования к протоколу, составляемому по результатам рассмотрения заявок, оснований для допуска/отказа в допуске к участию в аукционе поданных заявок документация об аукционе не содержит.
Отсутствие указанной информации не позволяет сделать вывод о правомерности (неправомерности) допуска к участию в аукционе единственной заявки ООО "Азбука".
При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ГП "ОТВ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля Volkswagen Passat CC осуществило действия, которые привели к неравенству, дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать действия Государственного предприятия "Областное телевидение" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля Volkswagen Passat CC (извещение N 31300678183), которые повлекли заключение договора на поставку автомобиля с конкретным поставщиком, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 ноября 2014 г. N 20-03/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016