Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 мая 2014 г. N 50-03/13
Резолютивная часть решения оглашена 6 мая 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 мая 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
Члены Комиссии: |
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
в присутствии представителей сторон,
рассмотрев дело N 50-03/13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") в отношении ОАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15), установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО "Спецсвязь" на действия ОАО "Ростелеком", выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении ООО "Спецсвязь".
Согласно материалам по заявлению между ООО "Спецсвязь" и ОАО "Ростелеком" был заключен договор о присоединении сетей электросвязи от 07.08.2009 N 666-09 (далее - Договор). В соответствии с п. 2.1 Договора ОАО "Ростелеком" обязался оказывать ООО "Спецсвязь" услуги присоединения, услуги пропуска трафика и иные услуги связи, сопровождающие и/или взаимоувязанные с услугами присоединения и пропуска трафика.
В связи с вводом в эксплуатацию смежного узла 07 февраля 2013 года ООО "Спецсвязь" обратилось к ОАО "Ростелеком" о внесении изменений в Договор относительно тарификации вызова при пропуске трафика на смежный узел ООО "Спецсвязь".
Также письмом 07.02.2013 N 023 ООО "Спецсвязь" обратилось с просьбой исполнить принятые на себя ОАО "Ростелеком" обязательства, согласованные сторонами в дополнительном Соглашении N 2 к Договору.
В связи с расширением номерной емкости на смежном узле письмом от 14.02.2013 исх. N 34 ООО "Спецсвязь" повторно обращается с просьбой о внесении изменений в Договор касающиеся изменения тарификации вызова при пропуске трафика на смежный узел ООО "Спецсвязь".
Письмом от 29.03.2013 N 068 ООО "Спецсвязь" были повторно высланы протоколы изменения тарификации.
29.05.2013 ООО "Спецсвязь" было получено письмо от 26.04.2013 N 05/05/5156-13 с приложением дополнительного соглашения N 5 и приложениея N 4.
В котором были указаны тарифы за аналогичные услуги, оказываемы как ОАО "Ростелеком" так и ООО "Спецсвязь".
По мнению ООО "Спецсвязь", тарифы за услуги, оказываемые "Ростелеком", в значительной степени превышают тарифы за аналогичные услуги, оказываемые ООО "Спецсвязь", что носит дискриминационный характер.
В качестве правового обоснвоания своей позиции заявитель указал на п. 28 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 (далее - Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия), который предусматривает, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
Из письменных пояснений ответчика следует, что на сегодняшний день между сторонами не достигнуто согласие о размере тарифа за услугу "местного завершения вызова на смежном узле связи ООО "Спецсвязь", отсутствует подписанное сторонами дополнительное соглашение к Договору об изменении объёма услуг и размере тарифа за услугу "местного завершения вызова на смежном узле связи ООО "Спецсвязь".
На момент заключения договора присоединения между Обществом и ООО "Спецсвязь" приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 N 51 "Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика" для Общества на услугу "местное завершение вызова на смежном узле", "местного завершения вызова на сеть с 1 транзитным узлом", "местного завершения вызова на сеть с 2 и более транзитными узлами" были установлены предельные тарифы для Челябинской области в диапазоне 0,06 - 0,20; 0,07 - 0,24 и 0,10 - 0,32 руб. за единицу тарификации равную 60 сек.
Приказом по Обществу данные тарифы были установлены для указанных выше услуг соответственно 0,20 - 0,24 и 0,32 руб. за 60 сек.
С 01.03.2014 для расчетов по заключенным договорам с операторами связи, в том числе и по действующему договору о присоединении с ООО "Спецсвязь" от 07.08.2009 N 666-09, применяются новые тарифы в соответствии с приказом Федерального агентства связи от 04 декабря 2013 года N 280 об установлении новых предельных цен на услуги присоединения и пропуска трафика, оказываемые Обществом.
Тарифы рассчитаны в соответствии с:
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 N 54 "Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи";
Приказом Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 N 33 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи".
По мнению ОАО "Ростелеком", установление идентичных тарифов на услугу "местное завершение вызова на смежном узле связи" для Общества и ООО "Спецсвязь", не обосновано и противоречит принципу обеспечения баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи, так как при установлении зеркальных тарифов Общество лишено возможности возместить свои экономически обоснованные затраты и получить норму прибыли при оказании своим абонентам услуг местной телефонной связи в размере, сопоставимом с существующими ценами на услуги местного завершения вызова. Общество в полном объеме лишено возможности возместить свои затраты, то есть вынуждено оказывать данную услугу в убыток.
Экономическая необоснованность установления "зеркальных" тарифов также подтверждается наличием обязанности у Общества как существенного оператора по несению расходов на создание точек присоединения на сетях местной телефонной связи, развитию транспортной сети для обеспечения пропуска трафика, так как удовлетворение потребности оператора связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи обеспечивается за счет поддержания точек присоединения и транспортной сети в постоянном рабочем состоянии, что позволяет пользователю услуги по пропуску трафика в любое время суток при возникновении потребности в пропуске трафика беспрепятственно осуществить такой пропуск.
ОАО "Ростелеком" считает экономически обоснованным тарифом за услуги местного завершения вызова на смежном узле связи оператора связи и местного завершения вызова на сеть другого оператора будет тариф в 0,16 руб.
В целях объективного, всестороннего рассмотрения дела Челябинское УФАС России обратилось за разъяснением в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно письму Роскомнадзора в силу требований пункта 5 статьи 19 ФЗ "О связи" и на основании п. 5.2.1 Положения Роскомнадзор ведет и публикует реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (далее - Реестр).
Согласно сведениям, содержащимся в Реестре, ОАО "Ростелеком" является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования в том числе, на территории Челябинской области (зона нумерации "Челябинская", код АВС=351).
Взаимодействие операторов связи, одним из которых является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, регулируются статьей 19 ФЗ "О связи" и Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. N 161 (далее - Правила присоединения).
Согласно положениям статьи 19 ФЗ "О связи" к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования.
В этой связи ФЗ "О связи" на ОАО "Ростелеком" возлагаются обязанность установления равных условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставления информации и оказание этим операторам связи услуг присоединения и услуг по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц;
недопустимость отказа от заключения договора о присоединении сетей электросвязи, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия противоречит условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации.
При этом, в силу части 1 статьи 20 ФЗ "О связи" цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 года N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования" установлено, что государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляет Федеральное агентство связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 35 Правил присоединения оператор связи, имеющий намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, при направлении такому оператору оферты о заключении договора о присоединении не вправе предлагать условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, отличные от опубликованных условий.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ОАО "Ростелеком" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом о защите конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 2 Закона о связи услуга связи - деятельностъ по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;
услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи;
услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.
Услуги присоединения и пропуска трафика направлены на обеспечение функционирования единой сети электросвязи общего пользования, то есть направлены на обеспечение передачи сообщений электросвязи.
Таким образом, деятельность по оказанию услуг связи неразрывно связана с взаимным оказанием операторами услуг по присоединению и пропуску трафика, рынок которых является производным от рынка по оказанию услуг связи.
Трафик генерируется конечными абонентами, которые заказывают услуги связи. Далее этот трафик в процессе оказания услуги связи передается на сети другого оператора связи, с которым заключен договор о присоединении и пропуске трафика (другому оператору связи оказывается услуга пропуска трафика).
Взаимодействие операторов связи, одним из которых является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, регулируются статьей 19 ФЗ "О связи" и Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. N 161 (далее - Правила присоединения).
Согласно положениям статьи 19 ФЗ "О связи" к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования.
ОАО "Ростелеком" является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования в том числе, на территории Челябинской области (зона нумерации "Челябинская", код АВС=351).
При этом, в силу части 1 статьи 20 ФЗ "О связи" цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 года N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования" установлено, что государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляет Федеральное агентство связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 35 Правил присоединения оператор связи, имеющий намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, при направлении такому оператору оферты о заключении договора о присоединении не вправе предлагать условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, отличные от опубликованных условий.
В соответствии с п. 3 статьи 18 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126 ФЗ (далее - Закон "О связи") цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика определяются оператором связи самостоятельно, исходя из требований разумности и добросовестности, с обеспечением баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи.
Таким образом, тарифы на услуги по пропуску трафика, в том числе на услуги завершения вызова на сеть Общества, оказываемые Обществом, подлежат государственному регулированию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования". Тарифы на услуги связи, оказываемые ООО "Спецсвязь", государственному регулированию не подлежат и устанавливаются ООО "Спецсвязь" самостоятельно.
На момент заключения договора присоединения между ОАО "Ростелеком" и ООО "Спецсвязь" Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 N 51 "Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика" для Общества на услугу "местное завершение вызова на смежном узле", "местного завершения вызова на сеть с 1 транзитным узлом", "местного завершения вызова на сеть с 2 и более транзитными узлами" были установлены предельные тарифы для Челябинской области в диапазоне 0,06 - 0,20; 0,07 - 0,24 и 0,10 - 0,32 руб. за единицу тарификации, равную 60 сек.
Приказом по Обществу данные тарифы были установлены для указанных выше услуг соответственно 0,20 - 0,24 и 0,32 руб. за 60 сек.
По мнению Челябинского УФАС России, действуюее законодательство не закрепляет обязанности у оператора, занимающегося существенное положение, установливать идентичные тарифы на услугу "местное завершение вызова на смежном узле связи" (и прочие сложные услуги) для себя и иных операторов.
Факта создания дискриминационных условий, а именно установления различных условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для ООО "Спецсвязь" в сравнении с иными операторами связи не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Дело N 50-03/13 о нарушении ОАО "Ростелеком" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 мая 2014 г. N 50-03/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016