Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 2 августа 2012 г. N СС-07/3313
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Ульянов А.С. |
- |
член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N 799-ФАС52-07/12, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества Банка "ОТКРЫТИЕ", 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, стр. 13, по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" по доверенности N 15 от 25 ноября 2012 года - Гулаковой И.А., установила:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" на территории Нижегородской области в городе Нижнем Новгороде возле дома N3 на пл. Комсомольская, возле дома N14 на пр. Ленина выявлены рекламные конструкции с рекламой Открытого акционерного общества Банк "ОТКРЫТИЕ" следующего содержания: "Открытие банк. Кредит на сезонные хлопоты. Ставка от 14,9%. Ул. Июльских дней, д. 96/21. 245-14-56. Openbank.ru Полезные документы*:". В правой части рекламного сообщения изложена информация об иных условиях предоставления кредита.
Специалистами Нижегородского УФАС России составлен Акт наблюдения от 28 мая 2012 года с приложением фотографий рекламного сообщения.
ФАС России письмом от 29.06.2012 N АК/20573 наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" (119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, стр. 13).
13 июля 2012 года Нижегородским УФАС России в отношении ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" вынесено Определение о возбуждении дела N799-ФАС52-07/12 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
02 августа 2012 года состоялось рассмотрение Комиссией Нижегородского УФАС России дела N 799-ФАС52-07/12 по существу.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
На рекламных конструкциях стабильного территориального размещения, в городе Нижнем Новгороде возле дома N3 на пл. Комсомольская и возле дома N14 на пр. Ленина, распространялось сообщение Открытого акционерного общества Банк "ОТКРЫТИЕ" следующего содержания: "Открытие банк. Кредит на сезонные хлопоты. Ставка от 14,9%. Ул. Июльских дней, д. 96/21. 245-14-56. Openbank.ru Полезные документы*:". В правой части рекламного сообщения изложена информация об иных условиях предоставления кредита.
О данном факте составлен акт от 28 мая 2012 года с приложением фотографий.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламой, так как адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" и оказываемой им услуге - кредитованию по процентной ставке от 14,9%.
ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" (Заказчик) заключило с Обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Технологии" (Исполнитель) Договор оказания услуг N64 от 30 марта 2012 года. Согласно предмету данного договора, Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказывать услуги по размещению рекламно-информационных материалов Заказчика на рекламных объектах средств наружной рекламы лично, либо с привлечением к оказанию услуг третьих лиц.
В соответствии с Приложением N3 к Договору N и 64 от 30.03.2012 г. и Актами N177 от 30 апреля 2012 года и N251 от 31 мая 2012 года вышеуказанное рекламное сообщение размещалось на двадцать одной рекламной конструкции в городе Нижнем Новгороде в апреле и мае 2012 года.
ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" представило "Тарифы и условия предоставления ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" физическим лицам потребительских кредитов по программе "Нужные вещи", утверждённые Протоколом Комитета по Продуктам и Перекрёстным продажам N46/1 от 19.04.2012 г., содержащие условия и порядок выдачи потребительского кредита.
В соответствии с макетом рекламы, представленным ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ", и фотографией рекламы, выявленной специалистами Нижегородского УФАС России, текст рекламного сообщения условно можно разделить на две информационные части:
- основная часть, написанная крупным шрифтом: "Открытие банк. Кредит на сезонные хлопоты. Ставка от 14,9%. Рассмотрение от 4,9 минут. ул. Июльских дней, д. 96/21. 245-14-56. Openbank.ru Полезные документы*:";
- часть, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, содержит следующую информацию: "Ставка по прграмме кредитования "Нужные вещи" от 14,9% до 40,9% (значение ставки для каждого клиента определяется Банком индивидуально), срок кредита от 6 до 60 месяцев, размер кредита от 25 000 до 750 000 руб., валюта кредита - рубли, обеспечение кредита не требуется. Срок принятия кредитного решения от 15 минут (при условии подачи Заёмщиком анкеты и комплекса документов, необходимого для принятия кредитного решения). *Свидетельство о регистрации транспортного средства. Посадочный талон на самолёт. Свидетельство о праве собственности на недвижимость. Свидетельство о рождении ребёнка. ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ". Генеральная лицензия Банка России N 2179 от 27.09.2010 г."".
Сведения о том, что рекламируемая ставка (14,9%) действует в рамках программы потребительского кредитования "Нужные вещи", о сроке кредитования, сумме кредита, валюте кредита являются существенной информацией, необходимой потребителю для принятия осознанного решения. Однако данные сведения указаны в рекламе мелким, нечитаемым при используемом способе распространения шрифтом. В связи с тем, что рекламные сообщения распространялись на рекламных конструкциях, размещенных на объектах наружной рекламы, то информация о существенных условиях рекламируемой финансовой услуги - кредите, не могла быть прочитана потребителем.
Реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, так как расположена возле проезжей части дороги, без наличия возможности потребителей рекламы более детально ознакомиться с существенными условиями предоставления кредита.
Написание сведений о существенных условиях предоставляемого банком кредита, в форме невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно того, что при пользовании обозначенной услугой при любых условиях, процентная ставка по кредиту составит 14,9%, тогда как в соответствии с "Тарифами и условия предоставления ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" физическим лицам потребительских кредитов по программе "Нужные вещи" размер процентной ставки варьируется от 14,9% до 40,9%. Таким образом, потребителем в рекламе воспринимается единственное условие предоставляемой банком финансовой услуги - "от 14,9%".
ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" не представлено документов, позволяющих определить размер процентной ставки кредита по программе "Нужные вещи" при изменении срока предоставления, размера первоначального взноса и суммы кредита. В ходе рассмотрения дела представитель ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" пояснил, что размер процентной ставки по кредиту определяется в каждом конкретном случае сотрудником банка. Таким образом, конкретные критерии определения процентной ставки по программе предоставления физическим лицам потребительских кредитов "Нужные вещи" отсутствуют.
Указанные обстоятельства вводят потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяют им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно принять решение о необходимости получения потребительского кредита на предложенных условиях либо об отказе от этого.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.
Таким образом, реклама ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" противоречит требованиям пункта 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" установлены требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
В связи с тем, что в рекламе ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" сведения, влияющие на фактические условия предоставления кредита напечатаны мелким, не читаемым шрифтом, часть существенных условий вовсе не указана, то реклама Банка противоречит требованиям части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламного сообщения, является ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ".
Таким образом, ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" не признало нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что размещение рекламы ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать Обществу предписание об устранении нарушения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены Комиссии О.Ю. Швецова
А.С. Ульянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 2 августа 2012 г. N СС-07/3313
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016