Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 27 апреля 2015 г. N 3-01/05-2015
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 3-01/05-2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Ф<_> (Московская область, г. Реутов, ул. <_> д. <_> кв. <_> ИНН <_>) (далее - ИП Ф<_> по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе")
в присутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, представителя ИП Ф<_>, К<_> по доверенности от 20.04.2015 г.
в отсутствии: заявителя - И<_> извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом;
индивидуальный предприниматель Б<_> (440060, ул. <_> <_> г. Пенза, ИНН <_>) (далее - ИП Б<_>), представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия, установила:
В Пензенское УФАС России 16.12.2014 поступило заявление <_> по поводу рекламы магазина "Lale Antilop", транслируемой в программе "Шопинг- терапия" на телеканале "Экспресс", содержащей нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 16.02.2015 года по факту распространения на телеканале "ТВ - Экспресс" в программе "Шопинг - терапия" рекламы магазина "Lale Antilop", возбуждено дело N 3-01/05-2015 по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП Ф<_> На рассмотрение дела 12.03.2015 ИП Ф<_> не явился, запрошенные в Определении от 16.02.2015 документы не представил. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для рассмотрения настоящего дела по существу, Комиссией дело было отложено до 21.04.2015.
Из письменных пояснений ИП Ф<_> (вх. от 30.03.2015 N 1239) следует, что информация: "цены здесь фиксированы, Вам не надо торговаться как на некоторых ярмарках, где стоимость изделий искусственно завышается, а в процессе торгов покупателю делается якобы скидка" не содержит прямых некорректных сравнений товаров и услуг, с товарами которые реализуются другими продавцами.
На рассмотрении дела N 3-01/05-2015 представитель ИП Ф<_> факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что вышеуказанная реклама содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами. Пояснил, что при согласовании текста не были учтены требования законодательства о рекламе (аудиозапись Комиссии приложена в материалы дела).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
Информация, распространяемая в декабре 2014 года на телеканале "ТВ- Экспресс" в программе "Шопинг-терапия" имеет следующее содержание: ". В Пензе недавно открылся дом кожи и меха "Lale Antilop".цены здесь фиксированы, Вам не надо торговаться как на некоторых ярмарках, где стоимость изделий искусственно завышается, а в процессе торгов покупателю делается якобы скидка". (Видеозапись программы "Шопинг-терапия" приложена в материалы дела.)
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Информация о магазине "Lale Antilop", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе содержится фраза: "цены здесь фиксированы, Вам не надо торговаться как на некоторых ярмарках, где стоимость изделий искусственно завышается, а в процессе торгов покупателю делается якобы скидка"
Недобросовестная реклама характеризуется некорректностью ее содержания в отношении сравниваемых товаров.
Согласно Толковому словарю Ожегова слово "корректный" определяется как "вежливый, тактичный и учтивый". Таким образом, само по себе сравнение в рекламе допускается, однако оно должно быть выверено с позиции морали и такта. ФЗ "О рекламе" не запрещает сравнивать рекламируемый товар с товарами иных изготовителей или продавцов. Однако приведенное в рекламе сравнение должно быть корректным, правильным, основано на достоверных данных. В рекламе не допускается приводить некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. При некорректном сравнении рекламируемого товара с товарами других юридических лиц конкурирующие товары могут и не называться. Сравнение может производиться со всеми другими представленными на данном рынке однородными товарами.
Содержащаяся в рекламе фраза: "Вам не надо торговаться как на некоторых ярмарках, где стоимость изделий искусственно завышается, а в процессе торгов покупателю делается якобы скидка", несет явную негативную оценку по отношению к деятельности конкурента, путем сравнения характеристики товара, указывающей на его стоимость, со стоимостью на аналогичный товар реализуемый другими хозяйствующими субъектами.
Некорректность сравнения в данном случае заключается в том, что при прослушивании рекламного объявления формируется общая негативная оценка услуг, товаров и деятельности конкурентов по отношению к аналогичным услугам, товарам и деятельности магазина "Lale Antilop".
Целями ФЗ "О рекламе" являются развитие рынков, товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Реклама - вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от массовой информации - это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.
Утверждение "цены здесь фиксированы, Вам не надо торговаться как на некоторых ярмарках, где стоимость изделий искусствершо завышается, а в процессе торгов покупателю делается якобы скидка" оказывает влияние на выбор потребителя в пользу изделий реализуемых в магазине "Lale Antilop" как более доступных по стоимости.
Также, данное утверждение свидетельствует о превосходстве рекламируемого товара по отношению к аналогичным товарам, реализуемым другими хозяйствующими субъектами, поскольку подразумевает, что рекламируемая продукция обладает лучшими ценовыми характеристиками. Данное утверждение содержит сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Принимая решение о размещении в рекламе информации, рекламодатель должен осознавать ответственность за подлинность указываемой в рекламе информации и ее соответствие действующему законодательству.
В соответствии пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" реклама может быть признана недостоверной в том случае, когдг сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности"' конкурентов.
В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует несколько десятков хозяйствующих субъектов предлагающих аналогичные услуги и товары.
Утверждение того, что другими хозяйствующими субъектами цены на реализуемый товар завышаются, требует обязательного документального подтверждения.
Однако, информация о том, что другими хозяйствующими субъектами, цены на изделия из кожи и меха завышаются, а также, что в магазине "Lale Antilop" продукция реализуется по фиксированной цене в ходе рассмотрения дела не была документально подтверждена, доказательств Комиссии не представлено.
Таким образом, использование выражения: "цены здесь фиксированы, Вам не надо торговаться как на некоторых ярмарках, где стоимость изделий искусственно завышается, а в процессе торгов покупателю делается якобы скидка" основано на недостоверных данных и указывает на некорректное сравнение по отношению к другим организациям.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Ф<_> что подтверждается договором от 09 декабря 2014 N107 на оказание услуг по изготовлению и размещению телевизионной программы "Шопинг-терапия".
Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Ф<_>
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП Ф<_> нарушил требования пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ИП Ф<_>и ИП Б<_> представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: ".в Пензе недавно открылся дом кожи и меха "Lale Antilop".цены здесь фиксированы, Вам не надо торговаться как на некоторых ярмарках, где стоимость изделий искусственно завышается, а в процессе торгов покупателю делается якобы скидка", распространяемую Оранжевым А.К.в декабре 2014 года на телеканале "TB-Экспресс" в программе "Шопинг-терапия", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе";
2. Выдать предписание ИП Ф<_> о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе";
3. Выдать предписание ИП Б<_> о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе";
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 27 апреля 2015 г. N 3-01/05-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016