Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 28 апреля 2015 г. N 006073
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
Члены комиссии:
Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
рассмотрев жалобу ООО "Уралторг-Регион" (вх. N006073) (далее - заявитель) на действия МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 161" г. Перми (далее - заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на оснащение технологическим оборудованием пищеблоков МАДОУ "ЦРР - детский сад N 161" г. Перми по адресам: 614070, г. Пермь, ул. Ким, 103 и 614070, г. Пермь, ул. Ким, 105, извещение N 31502163755 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее - официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - закупка), установила:
20.04.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении открытого конкурса.
Заявитель считает, что его заявка была необоснованно отклонена от участия в конкурсе по причине ее несоответствия требованиям конкурсной документации.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, ссылается на соответствие процедуры проведения торгов действующему законодательству.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее также - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год, в порядке, и в соответствии с требованиями, утверждёнными Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N932 (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Согласно п.п. 12 п. 1 Правил план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и должен содержать сведения о проведении закупки в электронной форме (да/нет).
Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества (п. 3 ст. 46 Закона об ООО).
В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений об одобрении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 4 ст. 46 Закона об ООО).
Уставом общества может быть предусмотрено, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников общества и совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 6 ст. 46 Закона об ООО).
Согласно п. 9 ст. 46 Закона об ООО положения настоящей статьи о порядке одобрения крупных сделок не применяются к:
1) обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества;
2) отношениям, возникающим при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе договорам о слиянии и договорам о присоединении.
23.03.2015 г. (с изменениями от 24.03.2015 г.) заказчиком на официальном сайте опубликованы извещение о торгах, конкурсная документация.
Датой окончания подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками указано 13.04.2015 г. Датой рассмотрения заявок указано 14.04.2015 г. Датой подведения итогов конкурса указано 15.04.2015 г.
Пунктом 7 раздела IV конкурсной документации установлено, что заявка участника должна содержать документ - решение об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника открытого конкурса поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. В случае если одобрение крупной сделки не требуется в соответствии с законодательством либо учредительными документами участника, то предоставляется справка с обоснованием отсутствия необходимости согласования сделок, заключаемых в рамках настоящего открытого конкурса, с приложением надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.
Положение о закупках заказчика утверждено протоколом заседания наблюдательного совета N4 от 10.03.2015 г. и размещено на официальном сайте 11.03.2015 г.
План закупок заказчика на 2015 г. опубликован на официальном сайте 21.01.2015 г. 12.03.2015 г. утверждено внесение изменений в план закупок на 2015 г. по включению указанной закупки, план закупок с внесенными изменениями опубликован на официальном сайте 19.03.2015 г.
13 и 14 апреля 2015 г. на официальном сайте размещены соответственно протокол вскрытия и протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Конкурс признан несостоявшимся в соответствии с п. 12.7 Положения о закупках в связи с принятием решения о допуске к участию в конкурсе и признанием участником конкурса только одного заинтересованного лица, подавшего заявку на участие в конкурсе.
Согласно протоколу N6 рассмотрения заявок от 14.04.2015 г. ООО "Уралторг-Регион" отказано в допуске на участие в конкурсе (п. 7 раздела IV конкурсной документации) по причине отсутствия в составе заявки справки с обоснованием отсутствия необходимости согласования крупных сделок, заключаемых в рамках настоящего открытого конкурса (ФЗ 14 ст.46. п.9).
Комиссией Пермского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО "Уралторг-Регион" представлено решение N 2015-5 от 06.04.2015 г. единственного участника ООО "Уралторг-Регион" об одобрении крупной сделки.
ООО "Уралторг-Регион" является обществом, состоящим из одного участника (Каркавин И.М.), который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.
Таким образом, согласно п. 9 ст. 46 Закона об ООО положения данной статьи о порядке одобрения крупных сделок не применимы к ООО "Уралторг-Регион".
Из анализа требований конкурсной документации следует, что в случае если одобрение крупной сделки не требуется в соответствии с законодательством либо учредительными документами участника, то предоставляется справка с обоснованием отсутствия необходимости согласования сделок, заключаемых в рамках настоящего открытого конкурса, с приложением надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.
Ввиду того, что указанная справка в составе в составе заявки ООО "Уралторг-Регион" отсутствовала, отказ в допуске на участие в конкурсе Комиссия Пермского УФАС России считает правомерным и не усматривает в данном случае нарушений прав заявителя.
Также Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках, за исключением плана закупок на 2015 год.
При размещении плана закупок на 2015 год, заказчиком нарушен п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N908.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов и порядка размещения информации о закупках на официальном сайте.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N908, Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "Уралторг-Регион" (вх. N006073) на действия МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 161" г. Перми при организации и проведении открытого конкурса на оснащение технологическим оборудованием пищеблоков МАДОУ "ЦРР - детский сад N 161" г. Перми по адресам: 614070, г. Пермь, ул. Ким, 103 и 614070, г. Пермь, ул. Ким, 105, извещение N 31502163755 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет", необоснованной.
2. Признать в действиях МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 161" г. Перми факт нарушения п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N908.
3. Выдать МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 161" г. Перми обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка размещения на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru планов закупок, а именно путём издания внутреннего распорядительного акта Учреждения (приказ, инструкция и т.п.), содержащего указание соответствующим ответственным работникам Учреждения о необходимости соблюдения законодательства о закупках и недопустимости нарушения сроков обязательного размещения сведений о закупках на официальном сайте.
Заместитель Председателя Комиссии Д. Е. Баранов
Члены Комиссии А.А. Шадрина
П. И. Литвинов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Литвинов Павел Игоревич, (342) 235-10-36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 апреля 2015 г. N 006073
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016