Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 16 июня 2014 г. N 100
Резолютивная часть решения оглашена "29" мая 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено "16" июня 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 100, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Арсифора" (адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 48, ИНН 5406279017) и Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ" (адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, д. 63, ИНН 5405411255) по факту размещения в декабре 2013 г. в торговом зале ТЦ "Континент" (адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, д. 128а) информации следующего содержания:
"Парфюмика info.parfumica.ru _ Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг_ При покупке двух любых товаров концерна "Калина" _ Лучший подарок - это деньги! При покупке двух любых товаров концерна "Калина" в подарок вы получаете одну скретч-карту, под защитным слоем которой скрыта денежная сумма (20,100,300 или 500 рублей), на которую вы можете получить скидку при следующей покупке продукции концерна "Калина". Одна скретч-карта может быть обменяна на одну покупку и не превышает 50% от ее стоимости, вне зависимости от ее номинала. Действует только на продукцию концерна "Калина" Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг _ Маленькая фея), не предполагает денежной компенсации и не суммируется со скидкой по дисконтной карте или другим акциям", с признаками нарушения:
- ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения;
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- п. 17 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии:
"_" установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 27 от 09.01.2014 г., переданное Администрацией Центрального округа г. Новосибирска) по факту размещения информации в магазине "Парфюмика" ТЦ "Континент" (адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, д. 128а), с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Заявитель указывает, что, в магазине "Парфюмика" у входа в магазин, в прикассовой зоне и на стойке с товаром размещалась информация об акции на продукцию концерна "Калина" "Лучший подарок - это деньги"!".
По условиям акции, при покупке любых двух товаров в подарок выдается скретч-карта, по которой можно выиграть скидку на следующую покупку. Срок акции - 1.12.2013 г.- 10.01.2014 г.
Заявителем был приобретен товар производства концерна "Калина" в соответствии с условиями акции 09.12.2013 г., однако продавцом магазина было отказано в предоставлении скретч-карты в связи с тем, что акция завершена.
К своему обращению заявитель приложил копию Чека N 15 от 9.012.2013 г. и копию рекламной листовки.
Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
Согласно документам, представленным заявителем, в декабре 2013 г. в торговом зале ТЦ "Континент" (адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, д. 128а) ООО "Концерн "Калина" проводило рекламную акцию:
"Парфюмика info.parfumica.ru _ Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг_ При покупке двух любых товаров концерна "Калина" _ Лучший подарок - это деньги! При покупке двух любых товаров концерна "Калина" в подарок вы получаете одну скретч-карту, под защитным слоем которой скрыта денежная сумма (20,100,300 или 500 рублей), на которую вы можете получить скидку при следующей покупке продукции концерна "Калина". Одна скретч-карта может быть обменяна на одну покупку и не превышает 50% от ее стоимости, вне зависимости от ее номинала. Действует только на продукцию концерна "Калина" Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг _ Маленькая фея), не предполагает денежной компенсации и не суммируется со скидкой по дисконтной карте или другим акциям" (далее - макет N 1).
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования (продукции производителя - концерна "Калина"), что способствует продвижению его на рынке, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.
Согласно ответу ООО "Арсифора" на запрос антимонопольного органа (вх. N 1141 от 10.02.2014 г.), указанная рекламная акция проводилась в магазине "Парфюмика" (адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, д. 128а).
В соответствии с Правилами проведения акции "Лучший подарок - это деньги!" (утв. Директором ООО "Арсифора" "_" 25.11.2013 г.), на прикассовой зоне, а также в уголке потребителя обязательно размещается информация об ограниченном количестве подарков и призов по проводимым в магазине акциям. Также указан срок проведения акции - с 01.12.2013 г. по 10.01.2014 г. Акция проводится Концерном "Калина".
Дополнительно был представлен макет, который, согласно пояснениям представителя ООО "Арсифора", был размещен в магазине следующего содержания:
"Парфюмика info.parfumica.ru _ Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг_ При покупке двух любых товаров концерна "Калина" _ Лучший подарок - это деньги! При покупке двух любых товаров концерна "Калина" в подарок вы получаете одну скретч-карту, под защитным слоем которой скрыта денежная сумма (20,100,300 или 500 рублей), на которую вы можете получить скидку при следующей покупке продукции концерна "Калина". Одна скретч-карта может быть обменяна на одну покупку и не превышает 50% от ее стоимости, вне зависимости от ее номинала. Действует только на продукцию концерна "Калина" Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг _ Маленькая фея), не предполагает денежной компенсации Акция действительна с 1.12.13 г. по 10.01.14" (далее - макет N 2).
14.02.2014 г. (вх. N 1358) ООО "Арсифора" предоставило сведения, согласно которым рассматриваемая рекламная акция проводилась по запросу ООО "Калина" на основании информационного письма территориального менеджера ООО Концерн "Калина" "_".
22.04.2014 г., дополнительно к ранее представленным документам, ООО "Арсифора" представило пояснения (вх. N 4006), в соответствии с которыми заказчиком проведения акции "Лучший подарок - это деньги!" на основании Договора N 13/2013 от 1.11.2013 г., является ООО "Профи", которое определило условия проведения рекламной акции, содержание рекламного макета, а также на которое возложена вся ответственность за соответствие рекламного материала действующему законодательству (п.2.4, 2.5 Договора).
Вместе с тем, согласно пояснениям ООО Концерн "Калина" (вх. N 5537 от 27.05.2014 г.), рассматриваемая рекламная акция проводилась ООО "РОСТ-СИБ ПАРФЮМС И К", направленная на продвижение стимулирование сбыта продукции различных производителей по всему ассортименту сети магазинов "Парфюмика", в том числе продукции Концерна. При этом Концерн в данной акции не выступал ни в качестве ее организатора, ни в качестве рекламодателя либо рекламораспространителя. Никаких взаимоотношений с ООО "Арсифора" и ООО "Профи" у Концерна не установлено.
В своем письменном отзыве (вх. N 5570 от 27.05.2014 г.) ООО "Профи" указало, что в целях проведения рассматриваемой рекламной акции Обществом с ООО "Арсифора" был заключен Договор N 13/2013 от 1.11.2013 г., переданы объявления на прикассовую зону - 5 шт., объявления на входную группу - 2 шт., скретч-карты - 306 шт., шелф-токер - 5 шт., макет рекламной информации для размещения на сайте - 1 шт. (согласно Акту приема-передачи рекламных материалов), также представлен согласованный сторонами рекламный макет N 1.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации отсутствует такое существенное условие приобретения товара (объекта рекламирования - продукции определенных марок), которое влияет на намерения покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, как ограниченное количество подарков. Отсутствие в тексте рекламного объявления данной информации создает у потребителя впечатление, что подарок будет вручен всем покупателям, участвующим в акции, выполнившим указанные в рекламе условия.
При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления о рекламируемой акции при восприятии конкретного рекламоносителя.
Кроме того, отсутствие данной существенной информации вводит потребителя в заблуждение и способно повлиять на мотивацию покупателя при выборе торговой организации, реализующий однородный товар (косметические средства концерна "Калина"), что свидетельствует о нарушении требований п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Нарушение требований п. 17 ч.3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено.
Ответственность за нарушения п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с ч.6 ст.38 Закона, несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).
Таким образом, на основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ПРОФИ".
На рассмотрении дела представитель ООО "Профи" пояснил, что допущенное нарушение не является существенным, поскольку заявитель мог отказаться от приобретения товаров Концерна "Калина" после того, как ему было отказано в выдаче карты, однако им не было реализовано такое право, следовательно, намерения в приобретении продукции Концерна "Калина" не связывалось с проведением рассматриваемой рекламной акции.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в декабре 2013 г. в торговом зале ТЦ "Континент" (адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, д. 128а) следующего содержания:
"Парфюмика info.parfumica.ru _ Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг_ При покупке двух любых товаров концерна "Калина" _ Лучший подарок - это деньги! При покупке двух любых товаров концерна "Калина" в подарок вы получаете одну скретч-карту, под защитным слоем которой скрыта денежная сумма (20,100,300 или 500 рублей), на которую вы можете получить скидку при следующей покупке продукции концерна "Калина". Одна скретч-карта может быть обменяна на одну покупку и не превышает 50% от ее стоимости, вне зависимости от ее номинала. Действует только на продукцию концерна "Калина" Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг _ Маленькая фея), не предполагает денежной компенсации и не суммируется со скидкой по дисконтной карте или другим акциям", ненадлежащей рекламой, а
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОФИ" (адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, д. 63, ИНН 5405411255) нарушившим требования:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
2. Выдать и ООО "Профи" предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Не признавать ООО "Арсифора" нарушившим требования законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"16" июня 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от "16" июня 2014 г. по делу N 100 о признании рекламы, размещенной в декабре 2013 г. в торговом зале ТЦ "Континент" (адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, д. 128а), ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "ПРОФИ" (адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, д. 63, ИНН 5405411255) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в том числе рекламы:
"Парфюмика info.parfumica.ru _ Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг_ При покупке двух любых товаров концерна "Калина" _ Лучший подарок - это деньги! При покупке двух любых товаров концерна "Калина" в подарок вы получаете одну скретч-карту, под защитным слоем которой скрыта денежная сумма (20,100,300 или 500 рублей), на которую вы можете получить скидку при следующей покупке продукции концерна "Калина". Одна скретч-карта может быть обменяна на одну покупку и не превышает 50% от ее стоимости, вне зависимости от ее номинала. Действует только на продукцию концерна "Калина" Дракоша _ Лесной бальзам _ Чистая линия _ Сто рецептов красоты _ Бархатные ручки _ Черный жемчуг _ Маленькая фея), не предполагает денежной компенсации и не суммируется со скидкой по дисконтной карте или другим акциям".
2. ООО "ПРОФИ" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в срок до "30" июня 2014 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 16 июня 2014 г. N 100
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016