Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 10 июня 2014 г. N 63-ФАС22-0В/04-14
Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014
В полном объеме решение изготовлено 10.06.2014
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <_>
Члены Комиссии:
К<_>
С<_>
рассмотрев дело N 63-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения МУП "Барнаулгорсвет" абзаца 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ходе рассмотрения управлением ФАС по Алтайскому краю заявлений Алтайского краевого регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (далее - ООО "Деловая Россия") (вх. N 2445 от 27.03.2014) и ООО "Октан-сервис" (вх. N 3675 от 18.04.2014) установлено, что МУП "Барнаулгорсвет" проведен запрос предложений в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов по электронным (смарт) картам через АЗС по безналичному расчету для своих нужд (извещение N31400982529). При этом существенным условием для заключения договора указано следующее: развитая сеть автозаправочных станций на территории г. Барнаула (не менее 15 АЗС) и Алтайского края (не менее 100 АЗС). Наличие АЗС (не менее 1 км) территории базы МУП "Барнаулгорсвет".
Из заявления ООО "Октан-сервис" следует, что ввиду укрупнения лота по территориальному признаку заявитель был вынужден отказаться от участия в запросе предложений по причине невозможности осуществить поставку товара.
В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по Алтайскому краю на основании приказа от 28.04.2013 N 163 в отношении МУП "Барнаулгорсвет" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 63-ФАС22-ОВ/04-14.
На заседании Комиссии представитель МУП "Барнаулгорсвет" пояснил, что предприятием был объявлен запрос предложений на поставку горюче-смазочных материалов. Закупка была объявлена с целью изучения рынка поставки ГСМ и заключения договора с организацией наиболее подходящей к условиям работы предприятия и условиям проведения закупки. Под условия заявленные в закупочной документации предположительно подходили 3 организации занимающихся поставкой ГСМ - ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", ООО "РН-Карт Алтай-Роснефть" и ОАО "Газойл". Исходя из принципа работы предприятия, существенным условием установлено наличие АЗС вблизи предприятия (не более 1 км), а также наличие 15 автозаправочных станций в городе Барнауле. Протоколом проведения запроса предложений в электронной форме N 31400987666 закупка признана несостоявшейся в виду отсутствия заявок на участие в закупке. В результате договор был заключен с единственным поставщиком ООО "РН Карт Алтай - Роснефть" на поставку ГСМ.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МУП "Барнаулгорсвет" нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В данном случае при формировании документации запроса предложений в электронной форме МУП "Барнаулгорсвет" было установлено существенное условие для заключения договора, а именно: развитая сеть автозаправочных станций на территории г. Барнаула (не менее 15 АЗС) и Алтайского края (не менее 100 АЗС). Наличие АЗС (не менее 1 км) территории базы МУП "Барнаулгорсвет".
В связи с установлением вышеуказанных условий закупка признана несостоявшейся в виду отсутствия заявок на участие в закупке.
Управлением ФАС по Алтайскому краю проведен анализ (служебная записка аналитического отдела от 15.04.2014) состава участников рынка розничной реализации ГСМ (через АЗС) в границах Алтайского края. В рамках данного анализа определен перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке розничной реализации бензинов и дизельного топлива в Алтайском крае на 1 января 2013 года, имеющих сети АЗС, а также объем реализации автомобильного топлива через АЗС которых составляет наибольшую долю.
Данные анализа свидетельствуют о том, что самую разветвленную сеть АЗС имеет ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт", в составе которого имеется 82 АЗС и АЗК (автозаправочные комплексы). Далее (по численности) идет сеть АЗС ООО "ОКТАН" - 32 АЗС, сеть АЗС ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" в количестве 19 автозаправочных станций, сеть АЗС ИП Безуглов И.П. (17), сеть АЗС ИП Кузнецов В.В.(13), ООО "КАРАТ" (12), ООО "Техно" (12) и другие.
Всего в Алтайском крае по состоянию на 1 января 2013 года 279 хозяйствующих субъектов эксплуатировало 528 АЗС и АЗК.
Согласно проведенному анализу, требованиям документации запроса предложений (извещение N 31400982529) соответствует только один хозяйствующий субъект - ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт".
Действующее законодательство не содержит требований к порядку формирования лотов. Вместе с тем, при формировании условий запроса предложений заказчик соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнение лотов за счет поставки товаров на нескольких территориях приводит к устранению потенциальных участников запроса предложений, и как следствие к недопущению конкуренции между хозяйствующими субъектами, претендующими на заключение контракта на поставку ГСМ путем заправки автотранспорта через АЗС.
Примененный ОАО "ЭКО-Комплекс" принцип объединения лотов по территории делает невозможным принятие участия в торгах хозяйствующих субъектов и препятствует осуществлению такими субъектами своей деятельности.
На основании изложенного, в действиях ОАО "ЭКО-Комплекс", выразившихся в указании в документации запроса предложений в электронной форме (извещение N 31400982529) требований о поставке товара на нескольких территориях, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что между ОАО "ЭКО-Комплекс" и ООО "РН Карт Алтай-Роснефть" был заключен договор на поставку ГСМ.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия ОАО "ЭКО-Комплекс", выразившиеся в указании в документации запроса предложений в электронной форме (извещение N 31400982529) требований о поставке товара на нескольких территориях противоречащими п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 "135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 июня 2014 г. N 63-ФАС22-0В/04-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016