Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 18 июня 2014 г. N 01-04/14
Резолютивная часть решения оглашена "10" июня 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "18" июня 2014 года
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- Козлова А.А. - руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
- Никитин П.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 01-04/14 по признакам нарушения ООО "Трансэнерго" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, выразившегося в воспрепятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО "СТО Молния-комплект", установила:
Челябинское УФАС России рассмотрело заявление ООО "СТО Молния-комплект" вх. от 30.12.2013 N 3917 в части проверки действий ООО "Трансэнерго", выразившихся в препятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО "СТО Молния-комплект", на предмет наличия признаков нарушения постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Исходя из представленных документов и информации установлено следующее.
01.05.2011 между ООО "Трансэнерго" и ООО "СТО Молния-комплект" заключен договор на электроснабжение и потребление электрической энергии.
ООО "СТО Молния-комплект" договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком не заключало.
ООО "СТО Молния-комплект" имеет надлежащее технологическое присоединение к электрической сети ООО "Трансэнерго", что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.05.2011.
Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определена на наконечниках кабельной линии 0,4 кВ в ТП 12-60 в сторону потребителя ООО "СТО Молния-комплект".
24.12.2013 ООО "Трансэнерго" направило письмо исх. N 26 в адрес ООО "СТО Молния-комплект", в котором сообщило о необходимости кратковременного отключения ООО "СТО Молния-комплект" от электроэнергии в праздничные дни и вечернее время в связи с проведением работ в ТП 12-60 с 24.12.2013.
Согласно письменныv пояснениzv ООО "СТО Молния-комплект", указанным в письме от 30.12.2013 исх. N 3917/04, ООО "Трансэнерго" отключило ООО "СТО Молния-комплект" от электроэнергии с 25.12.2013.
Приказом Челябинского УФАС России от 22.01.2014 N 3 возбуждено дело N 01-04/14 по признакам нарушения ООО "Трансэнерго" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, выразившегося в воспрепятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО "СТО Молния-комплект".
По состоянию на момент рассмотрения дела энергоснабжение помещений, принадлежащих ООО "СТО Молния-комплект", не возобновлено.
Электроснабжение осуществляется от дизель-генератора, взятого в аренду по договору от 25.12.2013 N 1.
В ходе рассмотрения дела ООО "СТО Молния-комплект" поддержало доводы, изложенные в заявлении, и пояснило следующее.
01 мая 2011 года между ООО "Трансэнерго" и ООО "СТО Молния-комплект" был заключен договор, в соответствии с условиями которого ООО "Трансэнерго" обязалось подавать ООО "СТО Молния-комплект" электроэнергию, а последнее обязалось оплачивать полученную электрическую энергию.
ООО "СТО Молния-комплект" свои обязательства выполняло надлежащим образом, однако ООО "Трансэнерго" требовало дополнительно оплаты потерь активной мощности.
24 декабря 2013 года в адрес ООО "СТО Молния-комплект" поступило письмо ООО "Трансэнерго" N 26, в котором последнее уведомило ООО "СТО Молния-комплект" о том, что с 24 декабря 2013 года начинаются работы в трансформаторной подстанции (ТП) 12-60, к которой в надлежащем порядке подключено энергопринимающее оборудование ООО "СТО Молния-комплект". Срок ремонтных работ не указан.
25 декабря 2013 года произведено полное ограничение энергоснабжения, в результате чего произведено отключение газовых котлов, обеспечивающих отопление производственных помещений, ООО "СТО Молния-комплект" было вынуждено отказать в обслуживании транспортных средств заказчиков.
ООО "Трансэнерго" в ответ на запросы и определения Челябинского УФАС России документы и информацию не представило. На заседания комиссий законный представитель ООО "Трансэнерго" не являлся, защитника не направлял. Письма Челябинского УФАС России, направленные в адрес ООО "Трансэнерго" (г. Челябинск, Троицкий тракт 9 офис 14), возвращены в адрес Челябинского УФАС России с отметкой ФГУП "Почта России" "За не розыском". С целью установления местонахождения ООО "Трансэнерго" Челябинским УФАС России был направлен запрос в Управление ФНС России по Челябинской области.
В ответ на запрос Челябинского УФАС России Управление ФНС России по Челябинской области представило информацию о том, что ООО "Трансэнерго" расположено по адресу г. Челябинск, Троицкий тракт 9 офис 14. С момента создания указанного общества изменения в ЕГРЮЛ не вносились.
На основании полученной от Челябинского УФАС России информации Управлением ФНС России инициирована проверка места нахождения юридического лица, а также включения достоверных сведений в ЕГРЮЛ, в адрес ИФНС России по Советскому району г. Челябинска направлено соответствующее поручение.
На основании изложенного Челябинское УФАС России считает надлежащим уведомление ООО "Трансэнерго" о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, изучив доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения дела N 01-04/14 по признакам нарушения ООО "Трансэнерго" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединённые к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Согласно статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.
Согласно Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила), обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения:
наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты;
сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.
Согласно пункту 25 Правил, обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.
Потребитель для организации процесса энергоснабжения своего объекта обязан провести мероприятия по организации приема электроэнергии, установить приборы учета электрической энергии, то есть осуществить подключение своих энергопринимающих устройств в соответствии с действующим законодательством, а также заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Таким образом, в отсутствие заключенного с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения правовых оснований для признания действий хозяйствующего субъекта, к электросетевому оборудованию которого в надлежащем порядке присоединено оборудование потребителя, как препятствование перетоку электрической энергии на объекты потребителя не имеется.
Материалами дела установлено, что ООО "СТО Молния-комплект" договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком не заключало, энергоснабжение ООО "СТО Молния-комплект" осуществляется на основании договора, заключенного 01.05.2011 ООО "Трансэнерго" и ООО "СТО Молния-комплект".
Оценка указанного гражданско-правового договора выходит за пределы полномочий Челябинского УФАС России.
Дополнительно разъясняем, что для восстановления электроснабжения, ООО "СТО Молния-комплект" необходимо обратиться в адрес гарантирующего поставщика (ОАО "Челябэнергосбыт") за заключением договора энергоснабжения в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, ООО "Трансэнерго" получит статус, а также будет указано в договоре энергоснабжения как владелец сетей (ТП 12-60), который в силу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Для заключения ООО "СТО Молния-комплект" договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, при наличии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.05.2011, каких-либо иных документов от ООО "Трансэнерго" не требуется.
При наличии заключенного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, действия ООО "Трансэнерго", выразившиеся в требовании оплаты, а также прекращении энергоснабжения ООО "СТО Молния-комплект", в том числе не возобновление энергоснабжения, после ремонта электросетевого оборудования будет содержать в себе признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Договор от 01.05.2011 заключенный между ООО "Трансэнерго" и ООО "СТО Молния-комплект" рекомендуем расторгнуть в соответствии с разделом 7 указанного договора, при этом расторжение указанного договора, при наличии договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, не может повлечь за собой прекращение (не возобновление) энергоснабжения ООО "СТО Молния-комплект".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить производство по делу N 01-04/14 по признакам нарушения ООО "Трансэнерго" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, выразившегося в воспрепятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО "СТО Молния-комплект" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Трансэнерго".
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Ю.М. Расторгуева
П.А. Никитин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июня 2014 г. N 01-04/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016