Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/3762 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43 в составе:
"_"
в присутствии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Викторовой В.Н "_"
от организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - "_"
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Викторовой В.Н. на положения конкурсной документации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 24.02.2015 N 02-03/22, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 15.04.2015 обратилась ИП Викторова В.Н. с жалобой на положения конкурсной документации на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденной приказом Минтранса Чувашии от 24.02.2015 N 02-03/22.
По мнению заявителя Минтрансом Чувашии в конкурсной документации для оценки заявок на участие в конкурсе необоснованно включен критерий "Средний срок эксплуатации заявленных на конкурс автобусов" в соответствии с которым предусматривается начисление баллов:
до 3 лет - 15 баллов;
от 3 до 7 лет включительно - 10 баллов;
свыше 7 лет - 5 баллов.
Заявитель сообщает, что условие конкурсной документации по оценке участников конкурса по критерию "срок эксплуатации транспортных средств", в части присвоения дифференцированного количества баллов технически исправным, отвечающим всем требованиям действующего законодательства, для безопасной перевозки пассажиров транспортным средства в зависимости от срока их эксплуатации, приводит к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок, поскольку данный критерий ставит в неравные условия участников, обладающих различными возможностями по обновлению автопарка.
В заседании Комиссии представитель ИП Викторовой В.Н. поддержала жалобу по изложенной в ней доводам, просила признать в действиях Минтранса Чувашии нарушение порядка организации и проведения торгов и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Минтранса Чувашии нарушение порядка проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике не признали, просили признать жалобу ИП Викторовой В.Н. необоснованной.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).
Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон N 48).
В силу статьи 1 Закона N 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее - уполномоченный орган).
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N 96 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике (далее - Положение N 96), согласно пунктам 4.1 и 4.4 которого организация транспортного обслуживания населения осуществляется посредством формирования и размещения заказа, в том числе государственного заказа, на перевозки пассажиров по согласованным уполномоченным органом маршрутам и расписаниям движения. Заказ на перевозки пассажиров, организуемые сверх государственного заказа, размещается между перевозчиками в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утверждаемым Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В пункте 3.1 Положения N 96 установлено, что конкурс проводится при открытии нового маршрута регулярных перевозок, а также в случае окончания срока действия договора осуществления перевозок пассажиров на маршруте регулярных перевозок, заключенного между уполномоченным органом и перевозчиком, либо его досрочного расторжения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 594 утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Порядок ведения N 594).
В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25.05.2012 N 49 организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике является Минтранс Чувашии.
На основании приказа Минтранса Чувашии от 24.02.2015 N 02-03/22 возобновлено проведение открытого конкурса, ранее объявленного приказом Минтранса Чувашии от 16.01.2015 N 02-03/4 "О проведении открытого конкурса", а также утверждена конкурсная документация.
Пунктом 11 Информационной карты конкурса, являющейся приложением N 1 к конкурсной документации, установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в т.ч.:
11.2 |
Подвижной состав конкурсанта |
|
11.2.1 |
Средний срок эксплуатации заявленных на конкурс автобусов (количество полных лет с момента выпуска каждого автобуса, кроме резервного, складывается и делится на количество автобусов): До 3 лет От 3 до 7 лет включительно Свыше 7 лет |
15 10 5 |
Представителями Минтранса Чувашской Республики пояснено, что включение в конкурсную документацию такого критерия как средний срок эксплуатации автобусов обусловлен обеспечением наиболее безопасных условий перевозки пассажиров на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики и наибольшего удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры, качества обслуживания, экологической безопасности, что не противоречит положениям Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1.4 постановления N 594 организатор конкурса - Минтранс Чувашской Республики вправе определять условия проведения конкурса, готовить все необходимые документы для объявления конкурса и утверждать конкурсную документацию. При этом оценка заявок должна осуществляться конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок, утвержденными конкурсной документацией.
Из данного положения правого акта следует, что именно Минтранс Чувашской Республики вправе определять и устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок конкурса, с учетом запретов, установленных для органов государственной власти участвующих в предоставлении государственных услуг Законом о защите конкуренции.
Целью проведения конкурсов, является выявление перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах, и обеспечить соблюдение всех требований, предъявляемых к перевозчикам действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В соответствии с частью 2 этой же статьи, в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Правомочность организатора (заказчика) пассажирских перевозок на установление определенных критериев и указанные представителями Минтранса Чувашской Республики основания для их установления, связанные с безопасностью перевозок пассажиров, не свидетельствуют о нарушениях запретов, установленных для органов государственной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг Законом о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, Комиссия не усматривает нарушений в действиях Минтранса Чувашской Республики, поскольку положения конкурсной документации носят открытый характер, установление критериев конкурсного отбора, в равной степени распространяющегося на всех перевозчиков для определения победителя конкурса на право заключения договора по маршрутам регулярных перевозок по методике балльной оценки.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу ИП Викторовой В.Н. необоснованной и приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Викторовой В.Н. необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/3762 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016