Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 48 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 27.04.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Гагарина И.В. - руководитель управления.
Члены Комиссии:
Киселева Т.С. - врио заместителя руководителя управления;
Климович К.В. - государственный инспектор,
рассмотрев дело N 48 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП "Теплосервис" Железнодорожного сельсовета (место нахождения: Курганская область, Кетовский район, п. Введенское, ул. Гоголя, 8 б) части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
12 декабря 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) поступило заявление гр. N (далее - заявитель), проживающей по адресу: n, содержащее жалобу на действия МУП Администрации Новосидоровского сельсовета "Теплосервис".
На основании приказа Курганского УФАС России от 12.03.2014 г. N 47 о возбуждении дела и создании Комиссии возбуждено дело N 48 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП Администрации Новосидоровского сельсовета "Теплосервис" (далее - МУП "Теплосервис") по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения настоящего дела, антимонопольным органом установлено, что обстоятельства, на которые заявитель ссылается, складывались не только между собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома n, в котором проживает заявитель, и МУП "Теплосервис", но еще в отношении нескольких многоквартирных домов - n.
Исходя из анализа правовых норм, действовавших в спорный период правоотношений, а именно, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006 г. (далее - Правила N 307), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N 354 от 06.05.2011 г. (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 от 13.08.2006 г. (далее - Правила N 491), утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации, а, также, исходя из того, каким образом складывались отношения между жителями многоквартирных домов n и МУП "Теплосервис", антимонопольный орган пришел к выводу о том, что МУП "Теплосервис" в отношении указанных многоквартирных домов оказывало услугу водоотведения.
Нарушение МУП "Теплосервис" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразилось в предъявлении платы за услуги водоотведения по тарифам, установленным для вывоза жидких бытовых отходов согласно решений, принятых Железнодорожной сельской Думы, в размере 82 руб. за куб.м. в 2011 году, в размере 85 руб. за куб. м. в 2012 году, в размере 95 руб. за куб. м., что превышает тариф, утвержденный органом регулирования непосредственно для данной организации.
В Курганское УФАС России представлены документы, согласно которым, Администрация Новосидоровского сельсовета прекратила свое участие в качестве учредителя МУП "Теплосервис", передав имущественные права Администрации Железнодорожного сельсовета. Таким образом, начиная с 01.07.2014 г. МУП Администрации Новосидоровского сельсовета "Теплосервис" переименовано в МУП "Теплосервис" Железнодорожного сельсовета.
Результатом рассмотрения дела N 48 о нарушении антимонопольного законодательства явилось решение от 17.10.2014 г., согласно которого, положение МУП "Теплосервис" признано доминирующим на рынке услуг водоотведения в географических границах Железнодорожного сельсовета Кетовского района Курганской области с октября 2011 года по апрель 2013 года включительно; признано нарушение пункта 10 части 1 статьи Закона о защите конкуренции", выразившееся в предъявлении платы за услугу саночистки по тарифу, не установленному органом государственного регулирования, гражданам, проживающим в многоквартирных домах n; Комиссия решила рассмотрение дела N 48 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП "Теплосервис" по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить. Кроме того, МУП "Теплосервис" выдано предписание о прекращении нарушений, установленных в указанном выше решении по делу N 48.
12 ноября 2014 года в Управление поступило письмо от Администрации Железнодорожного сельсовета Кетовского района Курганской области, в котором орган местного самоуправления сообщил, что сети водоотведения от многоквартирных домов n в собственность Администрации Железнодорожного сельсовета не принимались.
Кроме того, указанные сети водоотведения от многоквартирных домов n до септиков (инженерных сооружений), подключенных к указанным домам по договору аренды N 2 от 26.08.2009 года, заключенного между Администрацией Железнодорожного сельсовета и МУП Администраций Новосидоровского сельсовета "Теплосервис" (далее также - МУП "Теплосервис" Железнодорожного сельсовета), МУП Администрации Новосидоровского сельсовета "Теплосервис" не передавались.
Данные обстоятельства не были известны Комиссии на момент оглашения резолютивной части решения по делу N 48, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, в связи с необходимостью установления факта принадлежности сетей водоотведения от многоквартирных домов n Курганским УФАС России вынесено определение от 17.11.2014 г. о пересмотре решения и выданного на его основании предписания по делу N 48 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.
1. Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях МУП "Теплосервис" признаков нарушения антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части неоказания услуги водоотведения на основании следующего.
В пункте 6 Правил N 307 установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе услугу водоотведения.
Абзацем 9 пункта 3 Правил N 307 предусмотрено, что "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети (пункт 6 Правил N 307).
При этом особенностью рассматриваемой ситуации, в свою очередь, является осуществление услуги водоотведения с использованием специального инженерного сооружения - септика, являющегося по своему назначению объектом инженерной инфраструктуры.
Материалами дела N 48 установлено, что отвод бытовых стоков из многоквартирных домов n имеется, так как имеется внутридомовая инженерная система. Указанный факт подтверждается актами, представленными Государственной жилищной инспекцией.
Пунктом 7 Правил N 307 определено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор, в том числе о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил N 491).
Согласно абзаца 2 пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Таким образом, септик не может быть отнесен к внутридомовой инженерной системе.
Подпункт "е", "ж" пункта 2 Правил N 491 устанавливает, что в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, септик может быть признан общедомовым имуществом при условии, что он расположен в границах земельного участка, на котором он расположен в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также при условии, что границы такого земельного участка определены на основании данных государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 3,4 Правил N 491 при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
Выписками, представленными в материалы дела Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области подтверждается, что в отношении спорного септика (многоквартирный дом n) прав в реестре не зарегистрировано.
Согласно актов Государственной жилищной инспекции, принадлежность септиков многоквартирных домов n к общедомовому имуществу не определена.
Септики, к которым подключены многоквартирные дома n, согласно актов Государственной жилищной инспекции, обслуживают два дома.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание лишь общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 28 Правил N 491), поэтому у жильцов МКД отсутствует обязанность по содержанию септика, не являющегося частью общедомового имущества, следовательно, обязанность по сбору и вывозу сточных вод из септика не может быть возложена и на организацию, обслуживающую жилищный фонд.
Привила N 354 вступили в силу с 1 сентября 2012 года.
Правила N 354 определили такие понятия как: "централизованные сети инженерно-технического обеспечения", "водоотведение", "внутридмомовые инженерные системы".
"Централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем); "водоотведение" - отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам; "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Таким образом, уже из взаимосвязанных определений понятий, установленных нормативно-правовыми актами, "внутридомовые инженерные системы" и "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" следует, что они имеют непосредственное соединение друг с другом, и иного законом не предусмотрено.
Аналогичные с пунктом 6 Правил N 307 Правила N 354 предусматривают, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Правоотношения жильцов многоквартирных домов и Предприятия по предоставлению услуги водоотведения регулируется нормами о договоре энергоснабжения, которые возлагают на энергоснабжающую организацию обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей. Следовательно, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за эксплуатацию канализационных сетей, которые по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры и составной частью централизованной сети инженерно технического обеспечения, от внешней стены дома.
Согласно пояснений ответчика под услугой саночистки, выставляемой в платежных документах (извещениях) гражданам, проживающим в многоквартирных дома n, а также предоставляемым Предприятием понимается жилищная услуга - вывоз жидких бытовых отходов.
Правилами N 354 определено понятие "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации "сточные воды" - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
"Жидкие и твердые бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. Вывоз жидких бытовых отходов является жилищной услугой, и ее предоставление не регулируется Правилами N 354. В силу подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 сбор и вывоз жидких бытовых отходов относится к расходам по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 г. N 163, сбор (вывоз) твердых и жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг.
Комиссия Курганского УФАС России при принятии решения по делу N 48 исходила из того, что сбор и вывоз сточных вод из септика должен производиться МУП "Теплосервис", так как септик является составной частью централизованной сети инженерно-технического обеспечения, при помощи которой этим Предприятием оказывается услуга водоотведения, а также, на основании того, что сети водоотведения были переданы на обслуживание МУП "Теплосервис" по договору аренды.
Согласно тому, каким образом складывались отношения между жителями многоквартирных домов n и МУП "Теплосервис", антимонопольный орган пришел к выводу о том, что МУП "Теплосервис" в отношении указанных многоквартирных домов оказывало услугу водоотведения, следовательно, нарушения антимонопольного законодательства в части неоказания услуги водоотведения, в действиях МУП "Теплосервис" не имеется.
Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела N 48 пришла к выводу о том, что в действиях МУП "Теплосервис", в части неоказания услуги водоотведения, отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. В порядке пересмотра решения по делу N 48, ответчиком МУП "Теплосервис", Администрацией Железнодорожного сельсовета Кетовского района подтверждено, что канализационными сетями протяженностью 3,960 м., расположенными в Путейском городке п. Введенское по ул. Гагаринская владеет МУП "Теплосервис", но не сетями водоотведения от многоквартирных домов nдо септиков (инженерных сооружений), подключенных к указанным домам.
Согласно статье 4 ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В связи с тем, что МУП "Теплосервис" имущество, а именно, указанные выше сети водоотведения не передавались, положение МУП "Теплосервис" на рынке услуг водоотведения в географических границах Железнодорожного сельсовета не может быть признано доминирующим, и, запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции на действия МУП "Теплосервис" не распространяется.
3. Курганское УФАС России также пришло к выводу о том, что, в связи с тем, что МУП "Теплосервис" рассматриваемые по делу N 48 сети водоотведения не передавались, МУП "Теплосервис" не определено в качестве гарантирующей организации, то оказание услуги водоотведения, содержание сетей, которые данному предприятию не передавались, не является обязательным в силу норм действующего законодательства.
Постановлениями органа государственного регулированиями установлены тарифы на услуги водоотведения потребителям МУП "Теплосервис". Указанные тарифы установлены для потребителей-собственников и пользователей жилых помещений многоквартирных домов, подключенных к централизованной сети инженерно-технического обеспечения в п. Введенское Железнодорожного сельсовета Кетовского района и находящихся на обслуживании МУП "Теплосервис" (далее - тарифы). Как установлено выше, МУП "Теплосервис" сети водоотведения от многоквартирных домов n до септиков (инженерных сооружений), подключенных к указанным домам, не передавались, и, поэтому обязанности в обслуживании данных сетей у предприятия нет, таким образом, применение тарифов также не является обязательным.
На основании вышеизложенного, МУП "Теплосервис" в спорный период правоотношений являлось исполнителем услуги по вывозу жидких бытовых отходов.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" (далее - Правила N 155), цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
Согласно п. 7 Правил N 155 заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Услуги по вывозу жидких бытовых отходов не подлежат государственному регулированию в силу Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях МУП "Теплосервис" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 48 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях МУП "Теплосервис".
2. Прекратить рассмотрение дела N 48 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях МУП "Теплосервис".
Председатель Комиссии |
__________________________ И.В. Гагарина |
Члены Комиссии: |
__________________________ Т.С. Киселева |
|
__________________________ К.В. Климович |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 48 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016