Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 17 августа 2012 г. N 197
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере размещения заказов
в присутствии:
представителя Администрации Клетнянского района, действующей на основании доверенности N1510 от 15.08.2012 года;
- генерального директора ООО "РиК",
рассмотрев поступившую жалобу участника размещения заказа ООО "РиК" на действия муниципального заказчика Администрации Клетнянского района при размещении заказа способом запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня N 0127300010672000018 (на момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт не заключен), установила:
10.08.2012 г. в адрес Брянского УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа ООО "РиК" на действия муниципального заказчика Администрации Клетнянского района при размещении заказа способом запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня.
Согласно представленным документам 03.08.2012 года муниципальным заказчиком Администрации Клетнянского района на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, размещено извещение (0127300010672000018) о проведении запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня (далее запрос котировок).
Заявитель ООО "РиК" в своей жалобе указывает на то, что муниципальным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок:
-во-первых, не установлены конкретные стадии проектирования, которые необходимо выполнить при проектирование детского сада пгт.Клетня;
-во-вторых, муниципальным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, установлен необоснованно короткий срок на выполнение проектирования детского сада пгт.Клетня.
Кроме того, проект муниципального контракта обязывает подрядчика иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске ко всем видам работ по подготовке проектной документации, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Пунктом 2.1.9 проекта муниципального контракта предусмотрена обязанность подрядчика представить муниципальному заказчику сметную документацию, составленную в базисных ценах 2001 года и ценах, сложившихся ко времени выдачи сметной документации, по ТЕР, однако из содержания проекта муниципального контракта не ясно нормативами, действующими на территории какого административно-территориального образования, необходимо руководствоваться при определении территориальных единичных расценок (ТЕР).
Также заявитель ООО "Рик" считает, что сметой 1 извещения о проведении запроса котировок при обосновании максимальной цены контракта не предусмотрен налог на добавленную стоимость (НДС), что влечет к ограничению количества участников размещения заказа.
Представитель муниципального заказчика администрации Клетнянского района пояснила, что в пункте 8.5 "Заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату выполненных работ, вызванную не поступлением денежных средств из бюджета города Новосибирска" содержится техническая ошибка и при определении территориальных единичных расценок (ТЕР) необходимо руководствоваться расценками Брянской области.
Кроме того, представитель муниципального заказчика администрации Клетнянского района пояснила, что предпроектные работы (инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) уже проведены муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района. Потребностью муниципального заказчика администрации Клетнянского района является только подготовка проектной и рабочей документации.
Заслушав пояснения представителей заказчика, заявителя, изучив представленные документы, осуществив внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов), Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к следующим выводам:
1. Муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района нарушены положения п.4 ст.43 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми извещение о проведении запроса котировок должно содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, поскольку извещении о проведении запроса котировок не содержит всех сведений, определяющих потребность заказчика в выполнении проектирования детского сада пгт. Клетня.
Так, извещение о проведении запроса котировок не содержит информацию о всех стадиях проектирования детского сада в пгт.Клетня, предусмотренных пунктами 3 и 4 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87 с уточнением, что проведены: инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Кроме того, при обозрении комиссией Брянского УФАС России извещения о проведении запроса котировок установлено, что в пункте 3 задания на проектирование обозначена стадия проектирования "Рабочий проект", однако пункты 6.1, 7.2 проекта муниципального контракта содержат формулировки, определяющие объем выполняемых работ, подготовку проектной и рабочей документации, что не позволяет однозначно сделать вывод о том, что является потребностью муниципального заказчика администрации Клетнянского района.
В соответствии со статьей 47, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года N190-ФЗ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Пунктами 3 и 4 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87, предусмотрена подготовка проектной, а также рабочей документации.
Основные требования к проектной и рабочей документации установлены ГОСТ Р 21.1101-2009, утвержденные приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2009 N525-ст.
В рамках рассмотрения жалобы представитель муниципального заказчика администрации Клетнянского района. пояснила, что потребностью муниципального заказчика при размещении извещения о проведении запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня, является выполнение как проектной, так и рабочей документации, в соответствии со сметой 1 извещения о проведении запроса котировок, которая включает расчеты по обоснованию максимальной цены контракта с учетом разработки проектной и рабочей документации.
2. Муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района нарушены положения п.2 ст.45 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку извещение о проведении запроса котировок содержит требование о сопровождение проекта (проектной документации) государственной экспертизой.
При обозрении комиссией Брянского УФАС России извещения о проведении запроса котировок установлено, что пунктом 12 "Задания на проектирование", муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района установлено требование к проектному решению о сопровождении проектной документации государственной экспертизы, однако в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года N190-ФЗ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Таким образом, муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района в извещении о проведении запроса котировок необоснованно установлено требование о сопровождении проектной документации государственной экспертизой, влекущее дополнительные затраты участника размещения заказа (победителя) не предусмотренные сметой 1 извещения о проведении запроса котировок на проектирование детского сада пгт. Клетня и ограничивающее количество участников размещения заказа.
3. Муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района нарушены положения ч.2 ст.8 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, поскольку муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района в извещении о проведении запроса котировок установлено требование о наличии соответствующего свидетельства о допуске ко всем видам работ по подготовке проектной документации, вместо свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) предусмотренное пунктом 13 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", что ограничивает количество участников размещения заказа и исключает возможность привлечь субподрядную организацию для выполнения проектных работ детского сада пгт. Клетня.
Согласно части 5 статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 5.1 статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовки проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Таким образом, наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), позволяет участникам размещения заказа либо выполнить работы по проектированию детского сада в пгт.Клетня самостоятельно, либо привлечь к выполнению проектных работ субподрядчиком, если у участника размещения заказа нет необходимых допусков СРО к установленным муниципальным заказчиком видам работам по подготовке проектной документации.
4. Муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района нарушены положения п.7 ст.43 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, поскольку согласно извещения о проведении запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт.Клетня муниципальным заказчиком в цену работ включен налог на добавленную стоимость, однако в соответствии со сметой 1 извещения о проведении запроса котировок при обосновании максимальной цены контракта налог на добавленную стоимость не учитывался.
Таким образом, несоответствие сведений может повлечь заключение муниципального контракта не на условиях предусмотренных извещением о проведении запроса котировок на проектирование детского сада пгт.Клетня.
Комиссия Брянского УФАС России не принимает доводы заявителя ООО "РиК" об ограничении количества участников размещения заказа о не включении в цену работ на выполнение проектирования детского сада пгт.Клетня НДС, поскольку согласно п.7 ст.43 Закона о размещении заказа, заказчик имеет право устанавливать требование к цене товаров, работ, услуг с учетом или без учета НДС.
Кроме того, муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок, с которым заключается контракт.
Согласно ч.4.1 ст.9 Закона о размещении заказа цена государственного или муниципального контракт является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п.2.1 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов, а также случаев установленных ч.4.2, 6, 6.2-6.4 ст.9 Закона о размещении заказов. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной муниципальным контрактом.
Таким образом, заказчик оплачивает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по цене муниципального контракта и не вправе осуществлять дополнительную оплату в ходе исполнения контракта.
5. Муниципальным заказчиком администрации Клетнянского района не нарушены положения п.6 ст.43 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми извещение о проведении запроса котировок должно содержать требование о сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поскольку извещением о проведении запроса котировок установлено требование о выполнение проектирования детского сада в течение 20 календарных дней с даты заключения муниципального контракта, исходя из потребности муниципального заказчика администрации Клетнянского района при размещении заказа способом запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт.Клетня.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь Административным регламентом, частями 9, 10 ст. 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, решила:
1. Признать жалобу ООО "РиК" на действия муниципального заказчика Администрации Клетнянского района при размещении заказа способом запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня N 0127300010672000018 частично обоснованной, в части отсутствия стадий проектирования, установления требования о согласовании готовой проектной документации и проведения экспертизы, наличия свидетельства о допуске ко всем видам работ по подготовке проектной документации.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях муниципального заказчика Администрации Клетнянского района нарушение требований ч.ч. 2, 4, 7 ст.43, ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать муниципальному заказчику Администрации Клетнянского района предписание об устранении выявленных нарушений требований ч.ч. 2, 4, 7 ст.43, ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа способом запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
об устранении нарушений
законодательства о размещении заказов
"18" августа 2012 года г. Брянск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере размещения заказов
на основании своего решения от 18 августа 2012 г. по рассмотрению жалобы участника размещения заказа ООО "РиК" на действия муниципального заказчика Администрации Клетнянского района при размещении заказа способом запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня N 0127300010672000018, руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предписывает:
I.Муниципальному Заказчику Администрации Клетнянского района совершить действия, направленные на устранение нарушений требований ч.ч. 2, 4, 7 ст.43, ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Нарушение устранить путем:
1. Отмены запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня N 0127300010672000018;
2. Формирования нового извещения о проведении запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня с учетом требований ч.ч. 2, 4, 7 ст.43, ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и решения Брянского УФАС России от 18.08.2012 года и решения Брянского УФАС России от 17.08.2012 года:
-исключить из "Задание на проектирование" требование о сопровождение проекта государственной экспертизой;
-установить требование о наличии свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
- обосновать максимальную цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость, либо без учета НДС;
- включить в содержание извещения о проведении запроса котировок информацию о том, что проведены предпроектные работы (инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), что потребностью муниципального заказчика является выполнение проектной и рабочей документации.
3. Уведомить участников размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отмене запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня и о возможности вновь подать котировочные заявки с учетом вновь сформированного извещения о проведении запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня.
7. Размещения на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информации об отмене запроса котировок и вновь сформированное извещение о проведении запроса котировок на выполнение проектирования детского сада пгт. Клетня.
Предписание должно быть исполнено в срок до 31 августа 2012 года.
Доказательства исполнения настоящего предписания представить в адрес Брянского УФАС России в срок до 31 августа 2012 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения настоящего Предписания в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 августа 2012 г. N 197
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016