Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/936 (опубликовано 24 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2015
Решение изготовлено в полном объеме 24.04.2015
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьёва Максима Сергеевича,
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны;
члена Комиссии - главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Левицкого Романа Алексеевича,
при участии представителей интересов Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Изумрудный" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик, ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России") - Колпаковой Оксаны Михайловны (по доверенности от 21.04.2015 Nб/н), Ковбас Надежды Юрьевны (по доверенности от 23.043.2015 Nб/н),
при участии представителей интересов представители общества с ограниченной ответственностью "Супер Лаки" (далее - ООО "Супер Лаки", Заявитель) - Гаврилюк Людмилы Владимировны (решение N1 от 05.10.2014, приказ N1 от 11.10.2014), Мартынова Анатолия Валерьевича (по доверенности от 24.04.2015 N1), -
рассмотрев жалобу ООО "Супер Лаки" от 16.04.2015 N01/04 (вх. N125/09 от 16.04.2015) на действия ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" при проведении аукциона в электронной форме "Поставка овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России", номер извещения 0875100003715000007, рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком материалы и заслушав представителей ООО "Супер Лаки" и ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России", в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с изменениями (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным N36262 (далее - Административный регламент) установила:
Шестнадцатого апреля 2015 года в Крымское УФАС России поступила жалоба ООО "Супер Лаки" от 16.04.2015 за исх. N01/04 (вх. N125/09) на действия аукционной комиссии ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" при проведении аукциона в электронной форме "Поставка овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" (номер извещения 0875100003715000007) (далее - электронный аукцион N0875100003715000007).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N0875100003715000007 необоснованно признала заявку ООО "Супер Лаки" несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, и отклонила её по причине: "по основанию, предусмотренному п.п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N44-ФЗ (Предоставление неполных сведений от участника). Под порядковым номером 4 лук репчатый (неполная информация), порядковый номер 11 чеснок (неполная информация). Сведения участника предоставлены в неполном объеме, что является основанием для принятия комиссией решения об отказе в допуске к участию в аукционе данного участника закупки" (цитата жалобы).
На основании вышеизложенного, Заявитель просит:
"1. Рассмотреть настоящую жалобу в порядке, установленном главой 6 Закона;
2. Признать Протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в электронных аукционах - неправомерными;
3. Отменить Протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в электронных аукционах;
4. Признать Участника соответствующим требованиям документации и допустить к проведению аукционов в электронной форме;
5. Выдать предписание Единой аукционной комиссии об устранении нарушений Закона о контрактной системе" (цитата жалобы).
Данная жалоба в порядке статей 105, 106 Закона о контрактной системе принята к рассмотрению, Крымским УФАС России вынесено уведомление от 17.04.2015 исх. N06/837 о поступлении жалобы и приостановлении торгов, в части определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупки (http://www.zakupki.gov.ru) в разделе жалобы (в появившемся интерфейсе, в строке "номер извещения" необходимо указать реестровый номер обжалуемой закупки) и на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/), а также направлено сторонам и оператору электронной площадки. Рассмотрение жалобы назначено на 23.04.2015 года на 10 часов 30 минут.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, по собственной инициативе Комиссии Крымского УФАС России для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 24.04.2015.
ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" письмом от 21.04.2015 N177 (вх. N629 от 21.04.2015) предоставлены возражения на жалобу ООО "Супер Лаки" от 16.04.2015 N01/04, а также предоставлены документы и сведения, запрошенные Крымским УФАС России уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 17.04.2015 исх. N06/837. Письмом от 23.04.2015 N186 Заказчиком предоставлены первые части заявок участников электронного аукциона N0875100003715000007.
В результате рассмотрения жалобы ООО "Супер Лаки" по существу в части действий аукционной комиссии ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России", на основании документов и сведений, представленных Заявителем и Заказчиком, Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" 31.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" https://www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме "Поставка овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" (номер извещения 0875100003715000019). Дата и время окончания подачи заявок: 09.04.2015 08:30. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 14.04.2015. Дата проведения аукциона в электронной форме: 17.04.2015 10:30. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 113 253,50 российских рублей. На указанных сайтах Заказчиком опубликованы (размещены): "ДОКУМЕНТАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" Поставка овощей" (далее - Документация об аукционе), Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2015 N0875100003715000007-1, Протокол проведения электронного аукциона от 17.04.2015 N0875100003715000007-2, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.04.2015 N0875100003715000007-3.
Пояснения представителей Заказчика и Заявителя в ходе рассмотрения настоящей жалобы и предоставленные документы, материалы подтверждают следующие обстоятельства.
В жалобе от 16.04.2015 за исх. N01/04 Заявитель указывает на то, что аукционная комиссия Заказчика отклонила заявку по причине: "по основанию, предусмотренному п.п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N44-ФЗ (Предоставление неполных сведений от участника). Под порядковым номером 4 лук репчатый (неполная информация), порядковый номер 11 чеснок (неполная информация). Сведения участника предоставлены в неполном объеме, что является основанием для принятия комиссией решения об отказе в допуске к участию в аукционе данного участника закупки" (цитата жалобы).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона, направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику осуществляется через оператора электронной площадки.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 66 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (в редакции Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ);
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в редакции Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ).
Частью 8 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи, а оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, направляет заказчику предусмотренную частью 3 настоящей статьи первую часть заявки на участие в таком аукционе (часть 13 данной статьи).
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 67 Закона о контрактной системе. В соответствии с требованиями части 1 данной статьи аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67).
Аукционная комиссия не допускает к участию в электронном аукционе участника в случае (часть 4 статьи 67):
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Аукционная комиссия не имеет права отказать участнику в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи (часть 5 статьи 67).
По утверждению представителей ООО "Супер Лаки", для принятия участия в электронном аукционе на поставку овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" (номер извещения 0875100003715000007) Заявитель направил оператору электронной площадки заявку, подготовленную в соответствии с требованиями Документации об аукционе, Закона о контрактной системе, и содержащую полную информацию о лук репчатом и чесноке.
Представители ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" пояснили, что при открытии первой части заявки под защищенным номером 9416275 (ООО "Супер Лаки") произошел разрыв страниц и информация была представлена в следующем содержании:
4 |
Лук репчатый |
Лук репчатый отборный, в соответствии с ГОСТ Р 51783-2001. Луковицы вызревшие, плотные, здоровые, крупного размера, чистые, целые, сочные, не проросшие, без повреждений сельскохозяйственными вредителями и без заболеваний. Без излишней внешней влажности, типичной формы и окраски. Поставляемый репчатый лук в зависимости от ботанического сорта по вкусу полуострый, по качеству первого класса. В каждой упаковочной единице лук одного ботанического сорта и класса. Содержание токсичных элементов, пестицидов и нитратов не превышает допустимые уровни. Продукт произведен на территории РФ, СанПиН 2.3.2.1078-01. |
кг. |
1500.00 |
11 |
Чеснок |
Чеснок свежий, в соответствии с ГОСТ Р 55909-2013, обыкновенного сорта, многозубковый. Внешний вид - луковицы вызревшие, твердые, здоровые, чистые, целые, не проросшие, без повреждений сельскохозяйственными вредителями, по форме и окраске типичные для данного ботанического сорта, с сухими кроющими чешуями, с остатками сухих корешков. Вкус и запах характерные для данного ботанического сорта, без постороннего запаха и привкуса. Содержание токсичных элементов, пестицидов и нитратов не превышают допустимые уровни. Продукт произведен на территории РФ, |
кг. |
50.00 |
На заседание Комиссии Крымского УФАС России ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" предоставлена в электронном виде на оптическом носителе информации - DVD-R120 MIN Ч7 GB 16X "Овощи" первые части заявки под защищенным номером 9416275 (ООО "Супер Лаки"). Заявителем также предоставлена указанная информация на электроном флеш-носителе.
При открытии первой части заявки под защищенным номером 9416275 (ООО "Супер Лаки") на обоих электронных носителях, Комиссией Крымского УФАС России установлено наличие полной информации в заявке Заявителя, а именно:
4 |
Лук репчатый |
Лук репчатый отборный, в соответствии с ГОСТ Р 51783-2001. Луковицы вызревшие, плотные, здоровые, крупного размера, чистые, целые, сочные, не проросшие, без повреждений сельскохозяйственными вредителями и без заболеваний. Без излишней внешней влажности, типичной формы и окраски. Поставляемый репчатый лук в зависимости от ботанического сорта по вкусу полуострый, по качеству первого класса. В каждой упаковочной единице лук одного ботанического сорта и класса. Содержание токсичных элементов, пестицидов и нитратов не превышает допустимые уровни. Продукт произведен на территории РФ, СанПиН 2.3.2.1078-01. Запас срока годности товара на момент поставки, 95% от срока установленного производителем. |
кг. |
1500.00 |
11 |
Чеснок |
Чеснок свежий, в соответствии с ГОСТ Р 55909-2013, обыкновенного сорта, многозубковый. Внешний вид - луковицы вызревшие, твердые, здоровые, чистые, целые, не проросшие, без повреждений сельскохозяйственными вредителями, по форме и окраске типичные для данного ботанического сорта, с сухими кроющими чешуями, с остатками сухих корешков. Вкус и запах характерные для данного ботанического сорта, без постороннего запаха и привкуса. Содержание токсичных элементов, пестицидов и нитратов не превышают допустимые уровни. Продукт произведен на территории РФ, СанПиН 2.3.2.1078-01.Запас срока годности товара на момент поставки, 95% от срока установленного производителем. |
кг. |
50.00 |
Представители ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" согласились, что информация предоставлена Заявителем в полном объеме, и пояснили, что видимо, произошла техническая ошибка при открытии файлов, полученных от оператора электронной площадки. В свою очередь представители Заказчика подтвердили, что запрос оператору ЗАО "Сбербанк - АСТ" для выяснения обстоятельств возникшего разрыва при раскрытии первой части заявки с защищенным номером 9416275 не направлялся, а аукционная комиссия приняла решение о недопуске участника к дальнейшему участию в закупке N0875100003715000007 на поставку овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России".
На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что аукционной комиссией ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" не соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения об отклонении заявки ООО "Супер Лаки", полученной от оператора электронной площадки с защищенным номером 9416275, на участие в закупке по поставке овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России", что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N195-ФЗ, с изменениями (далее - КоАП РФ).
В результате проведения внеплановой проверки, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Крымского УФАС России установила.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Правила N1063).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки является включение в проект контракта:
"1. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
3. В случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе взыскать с заказчика штраф в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063:
а) 2,5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
4. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (исполнителю, подрядчику) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При K, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
6. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает заказчику штраф в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
При этом включение в проект контракта ссылки на Правила N1063 вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Комиссия Крымского УФАС России в результате проведенной внеплановой проверки установила, что ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" раздел 6. "Ответственность сторон" в "ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ ПОСТАВКИ N ____________" (далее - проект контракта) Документации об аукционе изложило в следующей редакции:
"6.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней):
6.1.1. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
6.1.2. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в размере ____сумма прописью____________________________ рублей (2,5% цены контракта).
6.2. В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней):
6.2.1. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
6.2.2. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в размере _______________(сумма прописью) рублей (10 процентов цены контракта).
6.3. Стороны освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажут, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны" (цитата Документации об аукционе).
Учитывая изложенное выше, ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" при изложении ответственности сторон: за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, и за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, - сделав ссылки на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, вместо указания фиксированных суммы размера штрафа, не исполнил обязанности заказчика по установлению размеров неустойки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правил N1063.
На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" не соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при изложении ответственности сторон в проекте контракта на поставку овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" (номер извещения 0875100003715000007), в части не установления размеров неустойки (фиксированных сумм размеров штрафов), что нарушает часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункты 4, 5 Правил N1063, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" раздел 8. "Порядок разрешения споров, изменения и расторжения контракта" проекта контракта Документации об аукционе условия расторжения контракта изложило в следующей редакции:
"8.4. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств" (цитаты проекта контракта), т.е. прописано право только заказчика.
При этом, частями 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрены условия расторжения контракта, как заказчиком, так и поставщиком:
"8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона.
18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"
26. Информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта".
На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" несоблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при изложении условий расторжения контракта в проекте контракта на поставку овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" (номер извещения 0875100003715000007), что нарушает части 8-26 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На заседании Комиссии Крымского УФАС России представители интересов ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" признали допущенные ошибки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Супер Лаки" от 16.04.2015 N01/04 (вх. N125/09 от 16.04.2015) на действия ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" при проведении аукциона в электронной форме "Поставка овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" (извещение N0875100003715000007), в части необоснованного отклонения первой части заявки и дальнейшего недопуска Заявителя к участию в электронном аукционе, обоснованной.
2. Признать в действиях ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" нарушение требований части 7 статьи 34, части 6 статьи 65, части 5 статьи 67, части 2 статьи 70, части 8-26 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с изменениями.
3. Выдать ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями).
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела от 17.04.2015 N06/111-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N06/111-15
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
24.04.2015 г. Симферополь
Резолютивная часть предписания объявлена 24.04.2015
Предписание изготовлено в полном объеме 24.04.2015
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьёва Максима Сергеевича,
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны;
члена Комиссии - главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Левицкого Романа Алексеевича, -
на основании решения Комиссии от 24.04.2015 N06/936 по делу N06/111-15, по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Супер Лаки" от 16.04.2015 N01/04 (вх. N125/09 от 16.04.2015) на действия Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Изумрудный" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик, ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России") при проведении аукциона в электронной форме "Поставка овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России", номер извещения 0875100003715000007 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с изменениями (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным N36262, предписывает:
1. Заказчику отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2015 N0875100003715000007-1, Протокол проведения электронного аукциона от 17.04.2015 N0875100003715000007-2, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.04.2015 N0875100003715000007-3.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2015 N0875100003715000007-1, Протокол проведения электронного аукциона от 17.04.2015 N0875100003715000007-2, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.04.2015 N0875100003715000007-3
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе 0875100003715000007, в том числе Заявителя, об отмене протоколов.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить дату и время проведения электронного аукциона 0875100003715000007 и разместить на электронной площадке информацию о дате и времени проведения электронного аукциона 0875100003715000007;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе 0875100003715000007, в том числе Заявителя, о дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0875100003715000007, о дате и времени проведения электронного аукциона 0875100003715000007.
4. Заказчику привести документацию об аукционе в электронной форме "Поставка овощей для нужд ФКУЗ "Санаторий "Изумрудный" МВД России" (проект контракта) в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
5. Заказчику, оператору электронной площадки в срок до 25.05.2015 представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (0652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/936 (опубликовано 24 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016