Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 21 апреля 2015 г. N 20
Резолютивная часть объявлена 07.04.2015 года
Полный текст решения изготовлен 21.04.2015 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Табулова Д.А. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Пашкова Н.Н. - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
В присутствии
представителя администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края по доверенности б/н от 21.03.2015 г. и Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края по доверенности N01-06/708 от 20.03.2015 года - <__>
От <__> поступило ходатайство вх.:N4030 от 01.04.2015 г. о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
Рассмотрев дело N20 возбужденное по признакам нарушения администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края (ул. Набережная, 5, ст. Ессентукская, Предгорный район, Ставропольский край, 357351) и Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (ул. Набережная, 5, ст. Ессентукская, Предгорный район, Ставропольский край, 357351), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от жителя г.Ессентуки <> с жалобой на действия Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в части отказа в предоставлении в аренду земельных участков и участии в процедуре торгов по продаже права аренды земельных участков.
Указанное обращение содержало следующую информацию: на основании сообщений опубликованных в газете "Искра" <> были поданы заявления в Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о предоставлении в аренду земельных участков (расположенных по адресу: пос.Подкумок, пер.Известковый, ? и пос.Чкалова, ул.Вавилова, 15) или проведении торгов в случае наличия нескольких претендентов.
Ответы Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края на данные заявления содержат информацию о том, администрацией проведен анализ поступивших от <> заявлений о предоставлении земельных участков и заключенных с ним договоров аренды земельных участков, на основании которого администрация пришла к выводу о том, что <> заведомо недобросовестно осуществляет гражданские права (злоупотребляет правом), что выразилось в злоупотреблении своим положением, путем создания конкуренции, не имеющей целью приобретение земельных участков.
Данные действия, по мнению Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, нарушают требования статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). На основании чего <> было отказано в удовлетворении заявлений.
Поскольку в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации установить факт злоупотребления правом может суд, арбитражный суд или третейский суд отказ администрацией в принятии заявления о предоставлении в аренду земельных участков от <> содержит в себе нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в действия (бездействие) органа местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В связи с чем, в отношении администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края было возбуждено дело N20, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 27 февраля 2015 года рассмотрение дела N20 было назначено на 23.03.2015 г. Определением от 23.03.2015 г. в связи с необходимость представления дополнительной информации рассмотрение дела N20 было отложено на 07.04.2015 г.
На рассмотрении дела представитель ответчика пояснил следующее.
По поступившим в адрес Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края заявлениям <> управлением проведен анализ поступивших заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, сведения о которых опубликованы в районной газете "Искра" и количества заключенных с ним договоров аренды земельных участков.
Согласно учета входящих заявлений за период с 01.01.2013 года по
01.02.2015 года <> подано заявлений на предоставление в аренду земельных участков - 73, отозвано из этих же заявлений - 14, подано заявок об участии в торгах на право аренды земельных участков - 0, заключено договоров по результатам торгов - 0.
Указанный факт свидетельствует о заведомо недобросовестном осуществлении гражданских прав (злоупотреблении правом), выразившимся в злоупотреблении своим положением путем создания конкуренции, не имеющей своей целью приобретение земельного участка.
<> подаются заявления о предоставлении земельных участков независимо от их местоположения в Предгорном районе и разрешенного использования. Подаются заявления на публикации в районной газете "Искра" о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства, строительства объектов коммерческого и социального назначения.
Никаких доказательств того, что <> имеет технические, материальные и иные ресурсы по исполнению обязательств для заключения договоров аренды не имеется.
Таким образом, <> создаются препятствия к реальному хозяйственному использованию земельных участков иным субъектам, имеющим достаточные финансовые и материальные ресурсы для реализации градостроительной деятельности в Предгорном районе. В соответствии с требованиями ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных целях.
На основании изложенного Начальником Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края подписаны ответы в адрес <> о том, что его заявления не подлежат удовлетворению.
Информации содержащей отказ в организации и проведении торгов по продаже права аренды земельных участков в письмах Управления не содержится.
При наличии заявлений иных лиц на публикацию о предполагаемом предоставлении земельного участка, приобретение права на заключение договоров аренды выставляется на торги, согласно главе V Земельного кодекса РФ.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от жителя г.Ессентуки <> с жалобой на действия Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в части отказа в предоставлении в аренду земельных участков и участии в процедуре торгов по продаже права аренды земельных участков.
Указанное обращение содержало следующую информацию: на основании сообщений опубликованных в газете "Искра" <> были поданы заявления в администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края о предоставлении в аренду земельных участков (расположенных по адресу: пос.Подкумок, пер.Известковый, ? и пос.Чкалова, ул.Вавилова, 15) или проведении торгов в случае наличия нескольких претендентов.
Ответы Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края на данные заявления содержат информацию о том, управлением проведен анализ поступивших от <> заявлений о предоставлении земельных участков и заключенных с ним договоров аренды земельных участков, на основании которого управление пришло к выводу о том, что <> заведомо недобросовестно осуществляет гражданские права (злоупотребляет правом), что выразилось в злоупотреблении своим положением, путем создания конкуренции, не имеющей целью приобретение земельных участков.
Данные действия, по мнению управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, нарушают требования статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). На основании чего <> было отказано в удовлетворении заявлений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Однако в пункте 2 статьи 10 ГК РФ указано, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок. Процедура выявления круга потенциальных претендентов на получение в аренду конкретного земельного участка начинается после того, как орган местного самоуправления официально опубликовал предложение неопределенному кругу лиц о предоставлении земельного участка в аренду.
Пункт 1 статьи 1 ГК РФ говорит о том, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
По смыслу пункта 2 статьи 10 ГК РФ, установить факт злоупотребление правом может суд, арбитражный суд или третейский суд.
Поскольку управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района не предоставлено, каких либо документальных подтверждений того, что судом, арбитражным судом или третейским судом установлен факт злоупотребление правом, комиссия делает вывод о том, что управление не обращалась в суд и в соответствии с действующим законодательством не имеет права делать выводы о злоупотребление правом <> и, следовательно, отказывать ему в принятии заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Также же в адрес управления поступили ряд заявлений от <> <> <> (которые приобщены к материалам дела) аналогичного содержания, что подтверждает, тот факт, что данные действия управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района не являются единичным случаем и носят систематический характер.
В материалах дела имеется Решение Совета Предгорного муниципального района Ставропольского края третьего созыва N23 от 26.04.2013 г. "Об утверждении Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края". п.1.1 Указанного положения определенно, что Управлении имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края является структурным подразделением администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, осуществляющим функции в области управления и распоряжения муниципальной собственностью Предгорного муниципального района Ставропольского края. Также в пункте 1.4 указанно, что управление является самостоятельным юридическим лицом.
Следовательно, ответственность за указанное правонарушение несет Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Таким образом, отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в принятии заявления о предоставлении в аренду земельных участков от <> <> <> <> является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в действии органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия Ставропольского УФАС России учитывает, что 01.03.2015 г. в законную силу вступила новая редакция земельного кодекса, а также соответствии со статьей 3.3. Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения, т.е. фактически с 01.03.2015 г., в связи с чем отсутствуют основания для выдачи Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, обязательного к исполнению предписания.
Руководствуясь статьями 22, 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в отказе в принятии заявления о предоставлении в аренду земельных участков, что противоречит действующему законодательству, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 апреля 2015 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016