Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
(опубликовано 23 июня 2014 г.)
Изготовлено в полном объеме "23" июня 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина
члены комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы.
рассмотрев дело N 76, возбужденное в отношении ООО "Форбс" (ИНН 5906113115, юридический адрес: 614039, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 5-32), по факту рассылки на телефонный номер заявителя SMS-сообщения с нежелательной рекламой,
в присутствии:
- заявителя - физического лица - (не явился, уведомлен);
- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Форбс" (не явился, уведомлен); установила:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление гражданина <_> (вх. N10446 от 18.12.2013 г.) по факту нарушения ч.1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" при рассылке 11.09.2013 г. в 10:56 на принадлежащий заявителю абонентский номер ".", через SMS-центр ".", SMS-сообщения следующего содержания: "SMS - реклама Бизнеса! Гарантированное увеличение продаж! "." (буквенный идентификатор отправителя - "CMCreklama").
Указанная информация является рекламой в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе". Согласно данной норме под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч.1 ст.18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Как сообщается заявителем, им такого согласия какому-либо лицу не давалось. Следовательно, данное обстоятельство указывает на нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований ч. 1 ст.18 несет рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).
Согласно ст.3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с реестром Российской системы и плана нумерации, номер SMS-центра, через который было направленно сообщение, находится в номерной емкости ОАО "СМАРТС" (г. Самара). В соответствии с информацией, предоставленной оператором, номер SMS-центра был закреплен за ЗАО "Астрахань-GSM". В свою очередь, ЗАО "Астрахань-GSM" сообщает следующее.
Согласно договору N "." от 10.07.2013 г., ЗАО "Астрахань-GSM" выделило номер "." своему партнеру - ЗАО "СМАРТС-УФА". По условиям данного договора ЗАО "СМАРТС-УФА" несет ответственность в полном объеме за какие-либо претензии иных третьих лиц (п. 2.1.8). Кроме того, в соответствии с п. 2.1.5, ЗАО "СМАРТС-УФА" обязуется не использовать выделенные каналы оборудования, установленные у исполнителя, для организации спама (-рассылка SMS-сообщений рекламного характера (не менее 50 SMS), которая осуществлена на мобильные терминалы заказчиков без предварительного согласия заказчиков или заведомо вводящая заказчиков в заблуждение относительно характера этих SMS сообщений или их отправителя).
В соответствии с информацией, представленной ЗАО "СМАРТС-УФА", данная организация не является конечным генератором SMS-рассылок, а производит техническое сопровождение (транзит) доставки sms-сообщений и предоставляет доступ к sms-центру ряду компаний - Заказчиков, одной из которых является ООО "Форбс". Данная компания, на основании договора N "." от 19 июля 2013 г. самостоятельно (после авторизации по логину и паролю) производит все необходимые действия, начиная с момента подготовки текста, его редактирования и заканчивая формированием списков абонентов для отправки sms-сообщений, в результате чего на номер заявителя поступило рассматриваемое сообщение.
Согласно п. 3.2.2 договора, ООО "Форбс" обязано: не использовать свой комплекс и комплекс исполнителя для передачи SMS-СПАМА. ООО "Форбс" рассылает sms-сообщения адресам, которые дали свое согласие на получение информационных sms-сообщений; п.3.2.4 - осуществлять рассылку SMS-сообщений в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, рекламораспространителем в данном случае является ООО "Форбс".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе решила:
1. Признать информацию, распространенную путем рассылки sms-сообщения на номер ".", следующего содержания: "SMS - реклама Бизнеса! Гарантированное увеличение продаж! "." (дата и время: 11.09.2013 г. в 10:56),
ненадлежащей рекламой,
а общество с ограниченной ответственностью "Форбс" (ИНН 5906113115, юридический адрес: 614039, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 5-32) нарушившим ч.1 ст. 18 Закона о рекламе, согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. Выдать ООО "Форбс" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"23" июня 2014 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина
члены комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы.
на основании своего решения от 23 июня 2014 г. по делу N76 о признании информации, распространенной путем рассылки 11.09.2013 в 10:56 на телефонный номер "." SMS-сообщения следующего содержания: "SMS - реклама Бизнеса! Гарантированное увеличение продаж! "." ненадлежащей рекламой,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Форбс" (614039, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 5-32) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
- ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием,
в том числе информацию, отправленную на абонентский номер "." следующего содержания: " SMS - реклама Бизнеса! Гарантированное увеличение продаж! "."
2. ООО "Форбс" в десятидневный срок с момента получения предписания представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (опубликовано 23 июня 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016