Резолютивная часть решения оглашена "26" июля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" августа 2012 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Кухарской Натальи Евгеньевны - руководителя управления;
Членов Комиссии: Давыдовой Анны Минивалиевны - начальника отдела ТЭК;
Ланцман Людмилы Игоревны - начальника отдела контроля
органов власти, судебной и правовой работы;
Голяковой Натальи Алексеевны - специалиста-эксперта отдела
ТЭК.
в присутствии
- <_> - представителя ОАО "Кузбассэнергосбыт" (по доверенности);
- <_> - представителя ООО "Кузбассэнергосбыт" (по доверенности);
- <_> - представителя ООО "Кузбассэнергосбыт" (по доверенности);
- <_>- представителя ООО "Кузбассэнергосбыт" (по доверенности);
- <_>- представителя ООО "Кузбассэнергосбыт" (по доверенности);
- <_> <_>
рассмотрев дело N 51/А-10-2012, возбужденное приказом Кемеровского УФАС России от 28.04.2012 г. N 105 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В Кемеровское УФАС России поступило заявление <_> о наличии в действиях ОАО "Кузбассэнергосбыт" признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во взимании платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) с нарушением норм действующего законодательства.
Рассмотрение дела N 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.05.2012 г.
На заседание Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., заявитель не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии по уважительной причине не представил. В связи с тем, что <_> была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела Комиссия приняла решение о рассмотрении дела N 51/А-10-2012 в отсутствие заявителя.
В заседании Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., ОАО "Кузбассэнергосбыт" нарушение не признало, представило письменные пояснения, а также ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Администрации Кемеровской области в лице Департамента жилищно-комммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, в качестве лица располагающего сведениями по рассматриваемым обстоятельствам.
Рассмотрев ходатайство ОАО "Кузбассэнергосбыт", Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, в связи с тем, что ОАО "Кузбассэнергосбыт" не указало какими именно сведениями располагает Администрация Кемеровской области, кроме того ОАО "Кузбассэнергосбыт" представлена в заседание Комиссии копия письма Администрации Кемеровской области в адрес Прокурора Кемеровской области <_> от 19.01.2011 г., которая позволяет оценить позицию Администрации Кемеровской области по вопросу начисления ОАО "Кузбассэнергосбыт" оплаты за электроэнергию на ОДН жителям многоквартирных домов.
Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела N 51/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела N 51/А-10-2012 было отложено до предоставления ОАО "Кузбассэнергосбыт" расчета расхода электроэнергии на ОДН по квартире N <_> жилого дома по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, <_> в период с сентября 2009 г. по 01.04.2012 г. в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), а также расчет расхода электроэнергии на ОДН по вышеуказанному адресу в аналогичный период с корректировкой, применяемой ОАО "Кузбассэнергосбыт" при расчете расхода ОДН.
В связи с поступлением в адрес Кемеровского УФАС России новых заявлений ( вх. 4189 от 04.06.2012 г., вх. 4424 от 13.06.2012 г., вх. 4756 от 26.06.2012) о наличии в действиях ОАО "Кузбассэнергосбыт" аналогичных признаков нарушения антимонопольного законодательства в части законности начисления гражданам сумм за ОДН, к участию в деле в качестве заявителей были привлечены: <_> (г. Новокузнецк, <_>), <_> (г. Новокузнецк, <_>), <_> ( г. Новокузнецк, <_>).
Определением о назначении дела N 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.07.2012 г. рассмотрение дела было назначено на 26.07.2012 г.
На заседании Комиссии, состоявшемся 26.07.2012 г., заявитель <_> не явилась, направив ходатайство о рассмотрения дела в ее отсутствие.
Лица, привлеченные к участию в деле в качестве заявителей, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. <_> на заседание Комиссии не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии не представила.
Заявитель <_> являясь старшим дома по адресу: г. Новокузнецк, <_> представляя интересы жителей дома по вышеуказанному адресу, пояснила, что расчет ОДН, в период с сентября (октября) 2009 г. по 31.05.2011 г. осуществлялся с нарушением действующего законодательства. Кроме того, к общедомовым сетям дома подключены нежилые помещения: салон красоты "Гламур", расположенный в квартирах N <_><_> (квартира N <_> не переведена в нежилой фонд), квартира <_> начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО "Кузбассэнергосбыт" как для граждан, а не как для юридических лиц. Также жителям по вышеуказанному адресу, имевшим задолженность за электроэнергию (в том числе - ОДН), ОАО "Кузбассэнергосбыт" ввело режим ограничения потребления электрической энергии.
Заявитель <_> пояснила, что ей не понятны расчеты за ОДН, представленные ОАО "Кузбассэнергосбыт".
Представители ОАО "Кузбассэнергосбыт" на заседании комиссии сообщили, что порядок расчета размера платы на ОДН определялся ОАО "Кузбассэнергосбыт" в период сентября (октября) 2009 г. по 31.05.2011 г. как разница между общим объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, суммарным объемом электроэнергии, потребленной квартирами, оборудованными и необорудованными приборами учета, а также юридическими лицами (в случае их наличия).
Жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе и ОДН, по установленному нормативу. Оставшаяся величина распределялась между жильцами, имеющими приборы учета, пропорционально индивидуальному потреблению в квартирах.
С 01.06.2011 г. по 01.04.2012 г. расчет ОДН производился ОАО "Кузбассэнергосбыт" на более 7 кВт на каждого зарегистрированного в жилых домах не оборудованных лифтами, и не более 14 кВтч - в домах оборудованных лифтами, вне зависимости от наличия или отсутствия прибора учета.
С 01.04.2012 г. по настоящее время расход электроэнергии на ОДН определяется ОАО "Кузбассэнергосбыт" в соответствии с формулой N 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
ОАО "Кузбассэнергосбыт" на имя заявителей открыты лицевые счета, на которые ОАО "Кузбассэнергосбыт" производило начисление за потребленную энергию по фактическим показаниям прибора учета.
По адресам заявителей (г. Новокузнецк, <_>) установлены общедомовые приборы учета, показания с которых ежемесячно передаются ООО "Горэлектросеть" в адрес ОАО "Кузбассэнергосбыт".
В соответствии со статьей 39 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений обязаны нести расходы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В связи с тем, что собственниками многоквартирных домов по адресам: г. Новокузнецк, <_> выбран непосредственный способ управления, начисления за потребленную энергию на ОДН производились ОАО "Кузбассэнергосбыт" на лицевые счета абонентов, проживающих по данным адресам.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливается порядок оплаты за электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с формулой 9:
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).
В соответствии с Постановлением РЭК Кемеровской области N 141 от 31.10.2006 г. жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе ОДН по действующему нормативу:
- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;
- в отношении лифтового оборудования - 7 кВтч в месяц на 1 человека.
В соответствии с материалами дела, заявителям ежемесячно начислялось ОАО "Кузбассэнергосбыт" за электроэнергию на ОДН с сентября (октября) 2009 г. по 31.05. 2011 г. дополнительно от 2 до 30 кВтч. С 01.06.2011 г. по 01.04.2012 г. жителям, проживающим по адресам г. Новокузнецк, <_> начислялось не более 7 кВт на каждого зарегистрированного по вышеуказанным адресам. С 01.04.2012 г. расчет ОДН производился ОАО "Кузбассэнергосбыт" в соответствии с действующим законодательством по формуле N 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО "Кузбассэнергосбыт" в период с сентября (октября) 2009 г. по 01.04.2012 г. не соответствовали нормам действующего законодательства РФ.
ОАО "Кузбассэнергосбыт" на основании приказа Кемеровского УФАС России N2-р от 27.09.2007 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии с долей более 50% в границах Кемеровской области. Таким образом, ОАО "Кузбассэнергосбыт" занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Вследствие того, что расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО "Кузбассэнергосбыт" с <_> <_> <_> <_> с сентября 2009 г. по 01.04.2012 г. не соответствовали нормам действующего законодательства РФ, данные расчеты привели к образованию долга за электроэнергию на ОДН у заявителей.
Вместе с тем, применение расчета за электроэнергию на ОДН в указанный период не привело к ущемлению интересов заявителей, так как предъявляемые к оплате суммы за электроэнергию на ОДН оказались ниже, чем расчет сумм на ОДН по формуле N 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.
В заседании Комиссии 26.07.2012 г. ОАО "Кузбассэнергосбыт" признало нарушение действующего законодательства РФ в части неправомерного применения расчета за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009 по 01.04.2012 г., а также представило расчеты, свидетельствующие о том, что неприменение при расчете сумм на ОДН формулы N 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не привело к ущемлению интересов заявителей, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.
Согласно представленным ОАО "Кузбассэнергосбыт" данным (период с сентября (октября) 2009 г. по 01.04.2012 г.), при сравнении расчетов начислений за ОДН при применении формулы N 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с расчетами, применяемыми ОАО "Кузбассэнергосбыт" в указанный период, заявителями должны быть оплачены следующие суммы:
Таким образом, применяя расчет за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009 г. по 01.04.2012 г. ОАО "Кузбассэнергосбыт" начислило заявителям в среднем от 20 до 200 кВт на ОДН меньше, чем они должны были оплатить за потребленную электроэнергию на ОДН, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307.
Представители ОАО "Кузбассэнергосбыт" также пояснили, что в многоквартирном доме по адресу г. Новокузнецк, ул. Ленина, д. 29 на 01.07.2012 г. расположены следующие юридические лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения с ОАО "Кузбассэнергосбыт":
1. ООО "Салон красоты Гламур" - объем потребленной электроэнергии не учитывается общедомовым прибором учета (далее ОДПУ).
2. ф.л. <_> - до 01.03.2012 г. объем потребленной электроэнергии учитывался ОДПУ и ежемесячно минусовался от расхода по дому, а с 01.03.2012 г. произведено переподключение данного потребителя до ОДПУ.
3. ЗАО "Новотелеком", ЗАО "РЦТК" и ОАО "Ростелеком" - объем потребленной электроэнергии, которых учитывается ОДПУ и ежемесячно минусуется от расхода по дому.
Таким образом, с того момента, как собственниками указанных нежилых помещений были представлены в адрес ОАО "Кузбассэнергосбыт" документы, подтверждающие статус указанных помещений, начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО "Кузбассэнергосбыт", как для юридических лиц. В тот период, когда указанные помещения имели статус жилых помещений, начисления за электроэнергию (в том числе - ОДН) производились в соответствии с указанным статусом, так как у ОАО "Кузбассэнергосбыт" отсутствовали правовые основания применения к указанным помещениям расчета за потребленную энергию как с нежилых помещений.
При рассмотрения дела, заявителем <_> была представлена дополнительная информация о наличии в действиях ОАО "Кузбассэнергосбыт" признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в прекращении подачи электрической энергии собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, <_> а именно <_> (квартира N <_>) и <_> (квартира N <_>).
Рассмотрев представленные документы, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о выделении дела N 51/А-10-2012 в отдельное производство.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила
1. Производство по делу N 51/А-10-2012, возбужденному в отношении ОАО "Кузбассэнергосбыт" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
2. Выделить дело в отношении ОАО "Кузбассэнергосбыт" по признакам нарушения ОАО "Кузбассэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отдельное производство.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: А.М. Давыдова
Л.И. Ланцман
Н.А. Голякова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 1 августа 2012 г. N 51/А-10-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016