Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 21 апреля 2015 г. N 48-04/14
Резолютивная часть решения оглашена "13" апреля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "21" апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_>- начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
(далее - Комиссия), в присутствии: представителей ООО "Газпром энерго", ОАО "Системный оператор единой энергетической системы", Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала"), рассмотрев дело N 48-04/14 по признакам нарушения ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10, в том числе пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение и навязывании невыгодных условий договора, установила:
21.10.2013 письмом N ЧЭ/22/1569 ОАО "МРСК Урала" направило ООО "Газпром энерго" проект договора на технологическое присоединение и технические условия.
Письмом от 19.11.2013 N СА-07/5920 ООО "Газпром энерго" направило мотивированный отказ от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения, поскольку:
В разделе 3 проекта договора об осуществлении технологического присоединения не указана полная стоимость услуг по технологическому присоединению, а указан "авансовый платеж";
В пункте 1.3 технических условий указано, что присоединяемая мощность 31 500 кВт распределяется по 2 точкам присоединения, то есть по 15 750 кВт по каждой точке присоединения, однако данное распределение ставит под угрозу возможность потребления электрической энергии мощностью 31500 кВт в случае выхода из строя одной из точек присоединения.
25.11.2013 ОАО "МРСК Урала" обратилось в Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ГК "ЕТО") за утверждением индивидуальной платы за технологическое присоединение ПС 110/10 кВ КС-17 для ООО "Газпром энерго".
Письмом от 27.11.2013 N ЧЭ/22/1750 ОАО "МРСК Урала" сообщило ООО "Газпром энерго", что полная стоимость услуг по технологическому присоединению может быть указана только после утверждения платы ГК "ЕТО", а технические условия направлены ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" на согласование.
Письмом от 20.12.2013 ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" сообщило ОАО "МРСК Урала", что в пункте 1.3 технических условий в соответствии с подпунктом "а(1)" пункта 25 Правил присоединения должны быть указаны максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Постановлением от 30.12.2013 N 61/96 ГК "ЕТО" утверждена индивидуальная плата за технологическое присоединение ООО "Газпром энерго" к сетям ОАО "МРСК Урала".
Письмом от 30.01.2014 N ЧЭ/22/120 ОАО "МРСК Урала" предложило ООО "Газпром энерго" подписать проект договора об осуществлении технологического присоединения, направленный письмом от 27.11.2013 N ЧЭ/22/1750, с последующим подписанием дополнительного соглашения, либо вернуть договор об осуществлении технологического присоединения для внесения корректировки в части стоимости услуг в соответствии с Постановлением ГК "ЕТО" от 30.12.2013 N 61/96.
Письмом от 04.02.2014 N ЧЭ/01-10/34 ОАО "МРСК Урала" представило ООО "Газпром энерго" пояснения ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" по вопросу возможности разделения присоединяемой мощности в 31500 кВт по двум точкам присоединения. Также, ОАО "МРСК Урала" разъяснило, что в силу того, что в технических условиях предусмотрена схема электроснабжения по I категории надежности, то в силу пункта 14 (1) Правил присоединения снабжение электроэнергией будет обеспечено от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в соответствии с максимальной мощностью, указанной в заявке, что не накладывает ограничений на пропуск максимальной мощности по ВЛ 110 кВ.
ООО "Газпром энерго" письмом от 06.02.2014 N СА-07/563 ООО возвратило проект договора об осуществлении технологического присоединения ОАО "МРСК Урала" для внесения корректировки в части стоимости услуг в соответствии с Постановлением ГК "ЕТО" от 30.12.2013 N 61/96.
Письмом от 07.03.2014 N ЧЭ/22/274 ОАО "МРСК Урала" направило в адрес ООО "Газпром энерго" проект договора об осуществлении технологического присоединения ПС 110/10 кВ КС-17 и технические условия.
ООО "Газпром энерго" письмом от 07.04.2014 N СА-07/1609 возвратило в ОАО "МРСК Урала" договор на технологическое присоединение с протоколом разногласий от 03.04.2014, в котором ООО "Газпром энерго" просило ОАО "МРСК Урала" исключить из технических условий разделение присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения).
Письмом от 17.06.2014 N ЧЭ/01-5/585 ОАО "МРСК Урала" возвратило ООО "Газпром энерго" протокол разногласий с протоколом согласования разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения N 5398 (00-13-01/109/14-з), в котором ОАО "МРСК Урала" не согласилось с предложением ООО "Газпром энерго" исключить из технических условий разделение присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения).
Письмом от 19.06.2014 N СА-07/2857 ООО "Газпром энерго" обратилось в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с просьбой дать разъяснения по вопросу технологического присоединения и разногласий, возникших между ООО "Газпром энерго" и ОАО "МРСК Урала".
Письмом от 22.07.2014 N 10-00-14/1195/1 Ростехнадзор разъяснил ООО "Газпром энерго" положения Правил присоединения.
Письмом от 04.08.2014 N СА-07/3624 ООО "Газпром энерго" обратилось в Ростехнадзор с просьбой дать заключение, оценив схему энергоснабжения и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, о возможности ОАО "МРСК Урала" обеспечить первую категорию по надежности электроснабжения предлагаемыми техническими условиями.
Письмом от 26.08.2014 N 26-00-10/21663 Ростехнадзор разъяснил ООО "Газпром энерго", что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 28.02.2007 N 1041 и схема внешнего электропотребления ПС 110/6 кВ "КС-17" ОАО "Газпром" обеспечивает вторую категорию надежности электроснабжения. Электроприемники КС-17 Карталинского ЛПУ не обеспечены электроэнергией по первой категории электроснабжения, в связи с отсутствием в схеме внешнего электропотребления устройства допускающего перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания на время автоматического восстановления питания.
Письмом от 29.08.2014 N 10-00-14/1452 Ростехнадзор вновь сообщил ООО "Газпром энерго", что в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 28.02.2007 N 1041 и однолинейной схемой электроснабжения подстанции ПС 110/6кВ "КС-17" ОАО "Газпром" электроснабжение осуществляется по второй категории надежности, так как схема электроснабжения не имеет устройств, обеспечивающих автоматическое восстановление питания.
Письмом от 28.08.2014 N ЧЭ/22/1248 ОАО "МРСК Урала" уведомило ООО "Газпром энерго" об аннулировании заявки на технологическое присоединение от 02.08.2013 N 878 на основании абз. 17 пункта 15 Правил присоединения.
Считая указанное аннулирование ОАО "МРСК Урала" заявки на технологическое присоединение от 02.08.2013 N 878 необоснованным, ООО "Газпром энерго" 13.11.2014 обратилось в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ОАО "МРСК Урала".
Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусматривает запреты на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО "МРСК Урала", как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ОАО "МРСК Урала" на данном товарном рынке признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила присоединения).
Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.
Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.
В пункте 15 Правил присоединения указано, что в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
Однако, в рассматриваемой ситуации ООО "Газпром энерго" направило мотивированный отказ от подписания предложенного ОАО "МРСК Урала" проекта договора об осуществлении технологического присоединения - 07.04.2014 письмом N СА-07/1609 ООО "Газпром энерго" возвратило в ОАО "МРСК Урала" договор на технологическое присоединение с протоколом разногласий от 03.04.2014, в котором ООО "Газпром энерго" просило ОАО "МРСК Урала" исключить из технических условий разделение присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения).
Письмом от 17.06.2014 N ЧЭ/01-5/585 ОАО "МРСК Урала" возвратило ООО "Газпром энерго" протокол разногласий с протоколом согласования разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения N 5398 (00-13-01/109/14-з), в котором ОАО "МРСК Урала" не согласилось с предложением ООО "Газпром энерго" исключить из технических условий разделение присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения).
Письмом от 19.06.2014 N СА-07/2857 ООО "Газпром энерго" обратилось в Ростехнадзор с просьбой дать разъяснения по вопросу технологического присоединения и разногласий, возникших между ООО "Газпром энерго" и ОАО "МРСК Урала".
Право ООО "Газпром энерго" на обращение в Ростехнадзор предусмотрено пунктом 31 Правил присоединения.
Следовательно, между ОАО "МРСК Урала" и ООО "Газпром энерго" начался процесс урегулирования разногласий по договору об осуществлении технологического присоединения.
Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что ОАО "МРСК Урала" необоснованно письмом от 28.08.2014 N ЧЭ/22/1248 аннулировало заявку на технологическое присоединение ООО "Газпром энерго" от 02.08.2013 N 878, поскольку в период урегулирования разногласий по договору на технологическое присоединение ООО "Газпром энерго" воспользовалось своим правом на обращение в Ростехнадзор для дачи соответствующих разъяснений.
С 06.01.2012 вступила в силу статья 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
25.11.2014 Челябинским УФАС России выдано ОАО "МРСК Урала" предупреждение N 53, в котором ОАО "МРСК Урала" рекомендовано отозвать письмо от 28.08.2014 N ЧЭ/22/1248 об аннулировании заявки на технологическое присоединение ООО "Газпром энерго" от 02.08.2013 N 878 и рассмотреть протокол разногласий ООО "Газпром энерго" от 03.04.2014, направленный письмом от 07.04.2014 N СА-07/1609 с учетом разъяснений Ростехнадзора (письма от 26.08.2014 N 26-00-10/21663 и от 29.08.2014 N 10-00-14/1452) в срок до 22.12.2014.
Письмом от 26.12.2014 вх. N 20110 ОАО "МРСК Урала" сообщило о том, что предупреждение N 53 не будет исполнено, поскольку ОАО "МРСК Урала" считает, что схема энергоснабжения ООО "Газпром энерго" обеспечивает первую категорию энергоснабжения, а разделение максимальной присоединяемой мощности 31500 кВт подтверждено письмом системного оператора от 20.12.2013 N Р62-б1-VI-19-3917.
Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По состоянию на 30.12.2014 Челябинское УФАС России не располагало пояснениями Ростехнадзора и системного оператора относительно правомерности действий ОАО "МРСК Урала" по разделению максимальной присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения).
30.12.2014 приказом N 403 Челябинским УФАС России возбуждено дело N 48-04/14 в отношении ОАО "МРСК Урала" по признакам нарушения части 1 статьи 10, в том числе пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Письмом от 13.02.2015 вх. N 2225 ОАО "Системный оператор единой энергетической системы" пояснил Челябинскому УФАС России, что отражение в технических условиях информации о разделении присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения) необходимо в силу положений подпункта "а(1)" пункта 25 Правил присоединения.
Письмом от 13.02.2015 вх. N 2242 Ростехнадзор указал, что информация о разделении присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения) необходима в силу положений подпункта "а(1)" пункта 25 Правил присоединения.
На заседании Комиссии от 13.04.2015 представители ООО "Газпром энерго" заявили ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 48-04/14 в связи с тем, что заявителем принято решение о направлении в ОАО "МРСК Урала" корректировки заявки на технологическое присоединение, а также пояснили следующее.
ООО "Газпром энерго" обратилось в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ОАО "МРСК Урала", поскольку полагало, что разделение присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения) ограничит пропускную способность электрических сетей.
В пункте 25 Правил присоединения указано, что в технических условиях необходимо указать максимальную мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Действующим законодательством не регламентировано точное пропорциональное распределение присоединяемой мощности, поэтому ООО "Газпром энерго" сомневалось в правомерности действий ОАО "МРСК Урала".
В настоящее время ООО "Газпром энерго" и ОАО "МРСК Урала" пришли к взаимопониманию и в протоколе от 19.02.2015 совместного совещания пришли к выводу о необходимости ООО "Газпром энерго" внести изменения в ранее поданную в ОАО "МРСК Урала" заявку, а также, что в технических условиях будет прописано разделение присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения), при этом: "распределение максимальной мощности по точкам присоединения является условным, фактическое распределение максимальной мощности может отличаться от указанного в зависимости от режима работы энергосистемы".
На заседании Комиссии от 13.04.2015 представитель ОАО "МРСК Урала" поддержал доводы, изложенные в письме от 26.12.2014 вх. N 20110, а также пояснил следующее.
В соответствии с положениями пункта 21 Правил присоединения ОАО "МРСК Урала" письмом от 03.10.2013 N ЧЭ/01-10/576 направило в адрес ОАО "Системный оператор единой энергетической системы" заявку ООО "Газпром энерго" и проект технических условий.
Письмом от 18.10.2013 N Р62-б1-VI-19-3127 ОАО "Системный оператор единой энергетической системы" направило в адрес ОАО "МРСК Урала" согласованный проект технических условий в редакции ОАО "Системный оператор единой энергетической системы".
ОАО "Системный оператор единой энергетической системы" указало на необходимость указания в технических условиях информации о распределении максимальной мощности по каждой точке присоединения в соответствии с подпунктом "а(1)" пункта 25 Правил присоединения.
Таким образом, ОАО "МРСК Урала" отразило в технических условиях разделение присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения) в силу рекомендаций ОАО "Системный оператор единой энергетической системы".
На заседании Комиссии от 13.04.2015 представитель Ростехнадзора поддержал доводы, изложенные в письме от 13.02.2015 вх. N 2242, а также пояснил, что технические условия, выданные ОАО "МРСК Урала" обеспечивают технологическое присоединение объектов ООО "Газпром энерго" по I категории надежности и соответствуют положениям Правил присоединения.
На заседании Комиссии от 13.04.2015 представитель ОАО "Системный оператор единой энергетической системы" поддержал доводы, изложенные в письме от 13.02.2015 вх. N 2225, а также пояснил, что отражение в технических условиях информации о разделении присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения) необходимо в силу положений подпункта "а(1)" пункта 25 Правил присоединения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 21 Правил присоединения предусмотрена обязанность сетевой организации направить на рассмотрение системному оператору копию заявки на технологическое присоединение. Системный оператор в течение 15 дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение.
В подпункте "а(1)" пункта 25 Правил присоединения указано, что в технических условиях должна быть указана максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Таким образом, в действиях ОАО "МРСК Урала" по разделению присоединяемой мощности 31500 кВт по двум точкам присоединения (15750 кВт по каждой точке присоединения) Челябинское УФАС России не усматривает нарушение антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии 13.04.2015 ООО "Газпром энерго" представило доказательства направления 07.04.2015 в ОАО "МРСК Урала" изменений в ранее поданную заявку на технологическое присоединение от 02.08.2013.
Представитель ОАО "МРСК Урала" подтвердил, что в настоящее время измененная ООО "Газпром энерго" заявка на технологическое присоединение находится на рассмотрении в ОАО "МРСК Урала".
Таким образом, в действиях ОАО "МРСК Урала" уклонение от заключения договора на технологическое присоединение и навязывание невыгодных условий договора не выявлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 48-04/14 в связи с отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "МРСК Урала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2015 г. N 48-04/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016