Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 24 июня 2014 г. N 71
Резолютивная часть решения оглашена "09" июня 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено "24"июня 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист- эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 71, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Вин-Медиа" (юридический адрес: 680033, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д.204, корпус 3, офис 904), по факту размещения Обществом 25.02.2013, 26.02.2013, 27.02.2013, 28.02.2013, 01.03.2013 в период с 17:00 до 24:00 часов в эфире ЭСМИ Корпорация "ТелеОмск-АКМЭ" программы "Тайны жизни", с признаками нарушения:
- п.2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара
- п.3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п.6 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
- п.20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в отсутствии представителей: установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение физического лица, (переданное Омским УФАС России, вх. N 2493 от 03.04.2013 г.).
Согласно пояснительному письму, в Омское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Омской области поступи-ло обращение физического лица по факту распространения ненадлежащей рекламы на телеканале "ТелеОмск-АКМЭ".
Специалистами Омского УФАС России проведен мониторинг эфира ЭСМИ Корпо-рации "ТелеОмск-АКМЭ" за 25.02.2013, 26.02.2013, 27.02.2013, 28.02.2013, 01.03.2013 в период с 17:00 до 24:00 часов на предмет соблюдения законодательства о рекламе.
В результате проведенной проверки установлено.
В эфире ЭСМИ Корпорация "ТелеОмск-АКМЭ" в проверяемый период ежедневно в 17:00 часов транслировалась программа "Тайны жизни".
В указанных программах, транслируемых 25.02.2013 г., 26.02.2013 г., 27.02.2013 г., 28.02.2013 г., 01.03.2013 г. в период с 17:00 до 24:00 часов с участием ясновидящей Ксении и финалистки 8 сезона "Битвы экстрасенсов" "_", указывалась, в том числе, следующая информация:
"Ведущий - На телевидении я видел много магов, колдунов, экстрасенсов. Сегодня я пригласил на программу лучших из них, участников и финалистов "Битвы экстрасенсов". У вас есть уникальная возможность увидеть этих удивительных людей за работой. Объединяет их одно - они могут и готовы решить практически все ваши вопросы. Воспользуйтесь своим шагом, измените ход своей жизни и станьте, наконец, счастливыми, успешными и здоровыми людьми. Звоните, ждем ваших вопросов по нашему телефону, который вы сейчас видите на своих экранах (в кадре указывается: ""_"Звонок бесплатный).
А у меня сегодня в гостях очаровательная "_"_";
"_А у нас в студии звонок, говорите, вы в эфире_";
"_Время эфира подошло к концу, но специалисты центра будут отвечать на ваши вопросы еще в течение часа. Звоните по телефону указанному на экране, не откладывайте решение проблемы. Помогите себе и своим близким. Воспользуйтесь своим шагом, измените ход своей жизни и станьте, наконец, счастливыми, успешными и здоровыми людьми_".
В силу статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - это информация, рас-пространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, ад-ресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объ-екту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Программа "Тайны жизни" является рекламной программой, поскольку направле-на на привлечение внимания потребителей к услугам магов, экстрасенсов, парапсихоло-гов, формирование и поддержание интереса к указанным услугам.
Согласно пояснениям специалистов Омского УФАС России, согласно информации вещателя - ООО Корпорация "ТелеОмск-АКМЭ", указанная про-грамма транслировалась в эфире на основании договора б/н от 01.01.2013 г., заключенного с ООО "Вин-Медиа" (г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 19/1, офис 208). Программа скачивалась через Интернет по электронным ссылкам, предоставленным ООО "Вин-Медиа", то есть в готовом для трансляции виде.
Вместе с тем, во время просмотра у зрителей создается впечатление, что программа
"Тайны жизни" транслируется в прямом эфире, во время которого ведущий обращается к зрителям с предложением звонить в студию и задавать вопросы по телефону, указанному на экране в течение всей программы. Таким образом, принимая запись программы за пря-мой эфир, телезрители (потребители рекламы) вводятся в заблуждение.
Кроме того, в передаче "Тайны жизни" за 25.02.2013 г., 26.02.2013 г., 27.02.2013 г., 28.02.2013 г., 01.03.2013 г. транслировалась, в том числе информация следующего содержания:
"У нас в гостях финалист программы "Битва экстрасенсов"_";
"_ У нас есть отзывы, очень много на сайте и невероятных отзывов, когда_ девушка обратилась ко мне_я увидела в какой момент она выйдет замуж и помогла. Она даже пишет: "_ я никогда не думала, что выйду замуж".
Сейчас она пришла ко мне в положении, она закончила институт, она поступила в другой институт. Она думала, что поступает правильно, но я ей сказала, что ты перейдешь, и она перешла в другой институт.
Она занимает хорошее положение на работе, она вышла замуж, я даже назвала мужа, как его зовут_ и сейчас она приходит ко мне, т.е. это мое детище, я радуюсь от того, что это мои достижения. Заглянуть в будущее через много лет и помочь, это можно сделать_";
(Программа с участием ясновидящей и парапсихолога Ксении, в которой звонившая девушка рассказывает о своей проблеме, заключающейся в том, что она замужем, но имеет связь с другой женщиной):
"_"_" - Я вам обязательно помогу, мне будет интересно с Вами поработать_" (Акт просмотра от 16.04.2013 г.).
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (п.2);
об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (п.3);
о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара (п.6);
об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п.20).
В соответствии с ч.7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит недостоверные сведения о том, что передача "Тайны жизни" выходит в эфир в прямом эфире (создает впечатления трансляции программы посредством прямого эфира, с возможностью записаться на прием по указанному телефону по окончанию передачи, а также дозвониться в студию по указанному телефону в режиме "он-лайн"), что указывает на признаки нарушения п.2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
При этом, согласно информации размещенной на официальном сайте Г. Багировой galina-bagirova.ru, под заголовком "Ложные контакты экстрасенсов в Новосибирске", "в Новосибирске и Омске работает группа мошенников, прикрываясь моим именем, презентуя себя моими учениками и приемниками. По местному телеканалу транслируют запись передачи "_" с моим участием, выдавая ее за прямую трансляцию, где от моего имени предлагают людям получать консультацию и помощь от "_". Эти мошенники предлагают всем желающим звонить по телефону горячей линии"_". Представляются позвонившим как Центр парапсихологии "Оракул" или "Возрождение" и обещают личный прием "_". А потом начинают перезванивать обратившимся за помощью людям с телефонов"_", угрожая разного рода напастями, болезнями и горем, вымогают деньги. В личной встрече с "_" отказывают, мотивируя ее занятостью на 2-3 месяца вперед. Будьте предельно внимательны и осторожны. Не попадайтесь на уловку мошенников. Не звоните по указанным номерам. Не оставляйте свой пароль и не регистрируйтесь на незнакомых сайтах. Обращаюсь к жителям Новосибирска, Омска и близлежащих населенных пунктов" (Акт осмотра сайта от 30.07.2013 г.).
Кроме того, на запрос антимонопольного органа Обществом не представлено документального подтверждения достоверности следующей информации:
- об участии в программе "Тайны жизни" финалистки программы "Битва экстрасенсов";
- о возможности получить обратившимся лицам обещанную в рекламе помощь и в чем она будет заключаться;
- документального подтверждения тех случаев, о которых было указано в рекламе.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушения п.п.3,6,20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Рекламодателем, в силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно документам, представленным Омским УФАС России, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Вин-Медиа" на основании Договора б/н от 01.01.2013 г.
В силу ст. 1 указанного Договора заказчик (ООО "Вин-Медиа") поручает, а исполнитель (ООО Корпорация "ТелеОмск-АКМЭ") обязуется разместить познавательную видеопрограмму "Тайны жизни".
По смыслу п. 4.2. названного Договора, заказчик гарантирует соответствие программы законодательству РФ, а также несет ответственность за ее содержание перед третьими лицами.
Таким образом, ООО "Вин-Медиа" является рекламодателем рассматриваемой рекламы.
В соответствии с п. 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508), в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
21.10.2013 г. Новосибирское УФАС России в адрес Федеральной антимонопольной службы РФ было направлено ходатайство о наделении полномочиями для рассмотрения настоящего дела (исх. N 06-8356).
30.04.2014 г. ФАС России удовлетворило ходатайство Новосибирского УФАС России, о чем проинформировало Письмом N АД/176/9/14 (вх. N 5019 от 14.05.2014 г.).
На рассмотрении Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО "Вин-Медиа" не явился, отзыв не представил.
Согласно сведениям, представленным ООО Корпорация "ТелеОмск-АКМЭ" (вх. N 8812 от 30.10.2013 г.), программа "Тайны жизни" была предоставлена Обществу фирмой "Вин-Медиа" в готовом виде (скачана через Интернет) на основании договора о трансляции от 01.01.2013 г.
Никаких согласованных сценариев, заявок на распространение данной программы, а также актов выполненных работ и платежных документов по договору с ООО "Вин-Медиа" Общество не имеет, так как данная программа выходила в эфир Корпорации "ТелеОмск-АКМЭ" пробно, в течение нескольких дней.
После запросов из правоохранительных органов и рекомендаций с их стороны, Общество расторгло договор с фирмой "Вин-Медиа" в одностороннем порядке и прекратили трансляцию, так и не получив плату за уже вышедшие программы "Тайны жизни".
После этого представители ООО "Вин-Медиа" на связь не выходили, оставленный для связи телефон стал недоступен. Никаких контактов с представителями данной фирмы у Общества больше не было.
Принимая во внимание данные сведения, Комиссия новосибирского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранения законодательства о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в передаче "Тайны жизни" за 25.02.2013 г., 26.02.2013 г., 27.02.2013 г., 28.02.2013 г., 01.03.2013 г. в том числе информация следующего содержания:
"Ведущий - На телевидении я видел много магов, колдунов, экстрасенсов. Сегодня я пригласил на программу лучших из них, участников и финалистов "Битвы экстрасенсов". У вас есть уникальная возможность увидеть этих удивительных людей за работой. Объединяет их одно - они могут и готовы решить практически все ваши вопросы. Воспользуйтесь своим шагом, измените ход своей жизни и станьте, наконец, счастливыми, успешными и здоровыми людьми. Звоните, ждем ваших вопросов по нашему телефону, который вы сейчас видите на своих экранах (в кадре указывается: "_". Звонок бесплатный).
А у меня сегодня в гостях очаровательная "_"_";
_А у нас в студии звонок, говорите, вы в эфире_";
"_Время эфира подошло к концу, но специалисты центра будут отвечать на ваши вопросы еще в течение часа. Звоните по телефону указанному на экране, не откладывайте решение проблемы. Помогите себе и своим близким. Воспользуйтесь своим шагом, измените ход своей жизни и станьте, наконец, счастливыми, успешными и здоровыми людьми_";
"У нас в гостях финалист программы "Битва экстрасенсов"_";
"_У нас есть отзывы, очень много на сайте и невероятных отзывов, когда_ девушка обратилась ко мне_я увидела в какой момент она выйдет замуж и помогла. Она даже пишет: "_ я никогда не думала, что выйду замуж".
"_Сейчас она пришла ко мне в положении, она закончила институт, она поступила в другой институт. Она думала, что поступает правильно, но я ей сказала, что ты перейдешь, и она перешла в другой институт_";
"_Она занимает хорошее положение на работе, она вышла замуж, я даже назвала мужа, как его зовут_ и сейчас она приходит ко мне, т.е. это мое детище, я радуюсь от того, что это мои достижения. Заглянуть в будущее через много лет и помочь, это можно сделать_";
"_"_"- Я вам обязательно помогу, мне будет интересно с Вами поработать_", ненадлежащей рекламой,
а Общество с ограниченной ответственностью "Вин-Медиа" (юридический адрес: 680033, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д.204, корпус 3, офис 904, ИНН 5407460032, ОГРН 1105476098573 от 20.12.2010 г.) нарушившим требования:
- п.2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара
- п.3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п.6 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
- п.20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Не выдавать ООО "Вин-Медиа" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с его добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 24 июня 2014 г. N 71
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016