Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 23 июня 2014 г. N 69-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, И.П. Баранова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 69-2014, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 4 части 5 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, статьи 16, части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения в газете "Троицкий вестник" рекламы препаратов, не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, рекламы медицинской услуги по приему врача терапевта-эндокринолога и отсутствия сопроводительной надписи "реклама" на первой полосе указанной газеты при размещении на ней рекламы, в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ИП <> надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО "Редакция газеты "Вперед" о размещении в 2014 году в газете "Троицкий вестник" рекламы масла "Сибирское", бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель", сока "Ксанго" и коктейля "Монави", не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, рекламы медицинской услуги по приему врача-терапевта, а также об отсутствии сопроводительной надписи "реклама" на первой полосе указанной газеты при размещении на ней рекламы, что противоречит рекламному законодательству.
В своих объяснениях учредитель и издатель газеты "Троицкий вестник", ИП <> указал, что признает нарушение рекламного законодательства. Также пояснил, что рекламодателями сока "Ксанго", коктейля "Монави" являются физические лица, которые представили готовый макет рекламы и оплатили её размещение в газете наличными денежными средствами. Контактные данные этих лиц у него отсутствуют. Указал, что рекламодателем рекламы масла "Сибирское", бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель" является ИП <> а рекламодателем рекламы медицинских услуг по приему врача терапевта-эндокринолога -<>
Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. В газете "Троицкий вестник" N 11 (360) от 28 марта 2014 года на странице 4 размещена рекламная статья под заголовком "Азбука здоровья", в которой присутствуют сведения о бальзаме "Егерь", эликсирах "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирках для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель". Указано, что данные препараты эффективны при лечении и профилактике сердечнососудистых заболеваний, таких как: сердечных приступов, аритмии, ишемии, стенокардии или "Грудной жабе", атеросклерозе, гипертонии, постинсультных состояниях, варикозной болезни и тромбофлебитов, а также при лечении заболеваний опорно-двигательной системы: артрозе, артрите, остеохондрозе, ревматизме, неврите, пяточной шпоре, вывихах и радикулите и заболеваний мочевыделительной и половой систем: простатите, аденоме, импотенции, фригидности и многих других заболеваниях.
Присутствующие в рекламе медицинские термины: лечение, профилактика, а также широкий перечень заболеваний указывают на лечебные свойства бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель", то есть положительное влияние на течение болезни.
Вместе с тем, перечисленные в рекламе бальзамы, эликсиры и растирки не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru, сведения об этом отсутствуют. Следовательно, рекламируемые препараты не являются лекарственными средствами.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течении болезни, объекта рекламирования за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
С учетом изложенного, указание в рекламе бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель", которые не являются лекарственными средствами, на их лечебные свойства противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В другом номере этой же газеты N 13 (362) от 11 апреля 2014 года на странице 2 размещена статья под тем же заголовком с рекламой масла "Сибирское", а также бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель", в которой присутствуют следующие сведения: "Как удалось воссоздать рецептуру масла "Сибирского"_ мы обратились к доктору медицинских наук С.Н. Лазареву_ в основе метода лежат широко используемые Сибиряками методики лечения_все зависит от стадии заболевания_при хронических заболеваниях_100 % натуральные комплексы: масла "Сибирское", бальзам "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель"_ при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечных расстройствах, болезнях печени, геморрое, запорах, гнойно-инфекционных ранах. У больных наблюдается быстрое восстановление при ожогах, переломах, вывихах, ушибах, растяжениях, ревматизме, радикулите, остеохондрозе, головной боли, мигрени и головокружении_"
Присутствующие в рекламе медицинские термины: хронические, комплексы, лекарство, а также широкий перечень заболеваний указывают на лечебные свойства масла "Сибирское", бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель", то есть положительное влияние на течение болезни.
Вместе с тем, перечисленные в рекламе масло, бальзамы, эликсиры и растирки не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru сведения об этом отсутствуют. Следовательно, рекламируемые препараты не являются лекарственными средствами.
Использование в рекламе масла "Сибирское", бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель" медицинских терминов и названий заболеваний создает впечатление о том, что указанный продукт обладает лечебными свойствами, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
Реклама содержит изображение врача и интервью с профессором С.Н. Лазаревым, что свидетельствует об использовании визуального и текстового образа врача в рекламе указанных препаратов и признаках нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. В газете "Троицкий вестник" N 7 (365) от 28 февраля 2014 года размещена реклама сока "Ксанго", в которой присутствуют сведения: "_витаминный комплекс с лечебными свойствами1. ".
В рекламе указано на лечебные свойства сока "Ксанго", который не является лекарственным средством, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
4. В газете "Троицкий вестник" N 12 (361) от 4 апреля 2014 года размещена реклама коктейля MonaVie (Монави), в которой присутствуют сведения: "Тщательно сбалансированный коктейль из 19 замечательных плодов, каждый из которых специально отобран за свои лечебные свойства. Укрепляет иммунную систему_нормализует кровяное давление, регулирует избыточный вес_".
Указание в рекламе коктейля MonaVie, который не является лекарственным средством, на его лечебные свойства противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
5. В газете "Троицкий вестник" N 7 (365) от 28 февраля 2014 года и N 12 (361) от 4 апреля 2014 года размещена реклама о приеме врача терапевта-эндокринолога, в которой присутствуют сведения: "Консультативный прием врача терапевта- эндокринолога 1 категории Артамоновой Татьяны Евгеньевны_".
Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздавсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" прием (осмотр, консультация) врача-терапевта, врача-эндокринолога является медицинской услугой.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
С учетом изложенного, реклама медицинской услуги по приему врача терапевта-эндокринолога, размещенная в периодическом печатном издании газете "Троицкий вестник" противоречит части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
6. В указанных номерах газеты "Троицкий вестник" на первой и второй полосе размещается реклама разных фирм и организаций, которая не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Согласно статье 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Газета "Троицкий вестник" не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера, а зарегистрировано как информационное издание, что подтверждается сведениями, размещенными на сайте Управления Роскомнадзора по Челябинской области www.rkn.gov.ru в реестре зарегистрированных СМИ, в связи с чем отсутствие на первой и второй полосе пометки "реклама или "на правах рекламы" при размещении на нах рекламы противоречит статье 16 Федерального закона "О рекламе".
Частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" (в редакции от 28.12.2013 N 416-ФЗ) установлено, что за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя, а за нарушение статьи 16 Федерального закона "О рекламе" - рекламораспространителя.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем рекламы масла "Сибирское", бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель" является ИП <> а рекламодателем рекламы медицинских услуг по приему врача терапевта-эндокринолога - <>
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <> как лицо осуществившее размещение рекламы в газете "Троицкий вестник".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей, размещенную в газете "Троицкий вестник":
в N 11 (360) от 28 марта 2014 года рекламу бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель", не являющихся лекарственными средствами, с указанием на их лечебные свойства, что противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в N 13 (362) от 11 апреля 2014 года рекламу масла "Сибирское", бальзама "Егерь", эликсиров "Медвед", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Имунно", "Грация", "Детокс", "Авапарин", а также растирок для наружного применения "Медвед", "Серебрянный", "БиоГель" не являющихся лекарственными средствами, с указанием на их лечебные свойства, что нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и которая содержит изображение врача и интервью с профессором С.Н. Лазаревым с нарушением пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в N 7 (365) от 28 февраля 2014 года рекламу сока "Ксанго", который не является лекарственным средством, с указанием на его лечебные свойства, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в N 12 (361) от 4 апреля 2014 года рекламу коктейля MonaVie (Монави), не являющегося лекарственным средством, с указанием на его лечебные свойства, что нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в N 7 (365) от 28 февраля 2014 года и N 12 (361) от 4 апреля 2014 года рекламу медицинских услуг по приему врача терапевта-эндокринолога, поскольку в ней нарушены требования части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе",
и в которой отсутствуют на первой и второй полосе пометки "реклама или "на правах рекламы", поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <> ИП <> <>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.
Председатель Комиссии
Л.Н.Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
И.П. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 июня 2014 г. N 69-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016